ВВЕДЕНИЕ
Повседневная и боевая деятельность Военно-Морского Флота и его родов сил невозможна без соответствующего базового обеспечения. Военно-морская база является пунктом, в котором осуществляется подготовка кораблей к выполнению ими своего основного предназначения: здесь производится восстановление их боеготовности (ремонт материальной части, пополнение запасов, отдых личного состава и т. п.). Военно-морская база является отправной и конечной точкой любой морской операции. От того, насколько базовое обеспечение будет соответствовать требованиям поддержания кораблей в установленной готовности к выполнению специфических функций сил флота, зависит качество решаемых задач. Сегодня, когда речь идет о сбалансированности флота, зачастую рассматривают соотношение ударных сил флота (подводных лодок, надводных кораблей и т. д.), упуская очевидный факт — без соответствующего обеспечения кораблей в базе они не смогут качественно, в назначенные сроки, с заданной или максимальной эффективностью решать задачи в море.
Чем дальше уходят годы войны, тем больше забываются ее уроки. Во главу угла ставятся не оперативно-тактические задачи, которые должны решать силы флота в морском бою (для решения именно этих задач строится военный флот), а экономические показатели его содержания в мирное время. Военно-Морской Флот никогда не приносил в мирное время прибыли, а был тяжелым бременем для государственной казны. В то же время уроки истории свидетельствуют о том, что экономия на создании флота, соответствующего своей эпохе, впоследствии всегда оборачивалась не только экономическими потерями, но и огромными политическими и моральными издержками. Одно из свидетельств тому — поражение России в русско-японской войне 1904–1905 гг. После первой мировой и гражданской войн, когда наша страна потеряла не только флот, но и в течение короткого времени утратила всю базовую инфраструктуру, потребовались неимоверные физические и финансовые усилия всей страны для того, чтобы построить не только корабли, но и создать военно-морские базы, соответствующие новому составу флота.
Сегодня с сожалением можно наблюдать, как утрачивается инфраструктура, которая была создана в 1940-1980-х годах для советского ВМФ. Общее сокращение корабельного состава и авиации флота, безрасчетно проведенное в 90-х годах прошлого столетия, и отсутствие поступления новых кораблей сделало экономически невыгодным один из основополагающих принципов базового строительства и базирования сил флота — рассредоточение. Однако это не единственный принцип, который был предан забвению.
Критерием правильности теорий и практических действий военно-политического руководства страны в военном деле является война. Великая Отечественная война, в которой Советский Союз вышел победителем, стала тем мерилом, по которому в послевоенные годы осуществлялось строительство базовое строительство. Война на Дальнем Востоке носила кратковременный характер и проходила на территории сопредельных стран, поэтому не дает полной картины того, насколько базовая политика командования ВМФ и военно-политического руководства страны оказалась правильной. Вместе с тем состояние, в котором силы Тихоокеанского флота СССР вступили в войну, во многом определялось уровнем развития теории базирования сил флота и базовой инфраструктуры.
На сегодняшний день глубоких исследований проблемы базового строительство на Дальнем Востоке СССР практически нет, а ведь менее чем за десять лет здесь были созданы определенные условия для базирования значительного количества сил флота. В изданиях советского периода, как правило, об этой части работы по строительству Тихоокеанского флота говорилось довольно скупо: «… в тяжелых условиях тайги, на необжитых пространствах, где не было еще оборудованных мест базирования, на голом месте, с высоким патриотическим чувством…» и т. д. было создано все необходимое для базирования кораблей. Вне всякого сомнения, так оно и было. Именно на голом месте, именно среди тайги, а не там, где было удобнее и экономически выгоднее. Страна, находившаяся не в самом лучшем финансовом состоянии, при дефиците основных строительных материалов, отсутствии необходимого количества не только специалистов высокой квалификации, но даже простых рабочих, вкладывала огромные средства там, где этого требовала складывающаяся оперативно-тактическая и военно-политическая обстановка. Военно-морские базы строились исходя из целесообразности с точки зрения обороны побережья советского Дальнего Востока, в соответствии с существовавшими взглядами на базирование сил флота и уровнем развития оперативно-тактического искусства.
Отсутствие обобщающих работ по исследованию предвоенных взглядов на базирование сил флота не позволяло выявить степень соответствия базового строительства на Дальнем Востоке тем теоретическим разработкам, которые имелись к началу войны. Если подходить строго, то определенного документа, определяющего принципы базового строительства в советском ВМФ, не существовало. Отдельные разрозненные работы специалистов в области базового строительства еще нельзя назвать теорией, но они выражали взгляды определенной части руководства ВМФ на характер создания системы базирования на морских театрах. Поэтому, задавшись целью исследовать базовое строительство на дальневосточном побережье СССР, прежде все потребовалось обобщить всю ту информацию, которая могла помочь в выявлении теоретических взглядов на базовое строительство и их эволюцию.
В настоящей работе с привлечением широкого круга архивных источников, исторической и мемуарной литературы проведено исследование эволюции теории базирования советского ВМФ в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны. Реализация этих теоретических взглядов в ходе базового строительства на Дальнем Востоке имела свои особенности, которые и рассмотрены в данной историографии.
При выборе материала для настоящего исследования автор обратил внимание на то, что в прямой постановке вопроса эта проблема не находила своего отражения ни в послевоенное время, ни в постсоветский период. Вместе с тем в различных исторических исследованиях по вопросам строительства советского ВМФ неоднократно подчеркивалось, что вопросы истории создания системы базирования советского ВМФ в целом, и базирования ТОФ в частности, составляют предмет пристального внимания и требуют соответствующего изучения. О необходимости изучения исторического опыта строительства системы базирования ВМФ России и СССР говорилось в периодической печати в ходе разработки концепции строительства ВМФ Российской Федерации[1]. Вполне очевидно, что Военно-Морской Флот России и СССР ни на одном из этапов своего развития не имел системы базирования, полностью соответствующей составу сил и стоящим перед ними задачам. Поэтому вызывает недоумение тот факт, что до настоящего времени не существует обобщающих трудов по данной проблеме, отсутствуют ислледования эволюции теории базирования флота в межвоенный период (1922–1941) и в годы Великой Отечественной войны.
Именно поэтому основу работы составляют архивные источники, которые позволили исследовать процесс формирования и совершенствования системы базирования Тихоокеанского флота в динамике в соответствии с изменявшейся военно-политической обстановкой на дальневосточных границах СССР, внутриполитической и экономической ситуацией в стране.
Источниковой базой для данного исследования послужили, как уже отмечалось выше, архивные материалы Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), г. Москва; Российского государственного военного архива (РГВА), г. Москва; Центрального военно-морского архива (ЦВМА), г. Гатчина; Российского государственного военно-морского архива (РГА ВМФ), г. Санкт-Петербург; Государственного архива Приморского края (ГАПК), г. Владивосток; Государственного архива Хабаровского края (ГАХК), г. Хабаровск.
Практически все решения правительства СССР в области базового строительства Военно-Морского Флота обсуждались на заседаниях Политбюро ЦК ВКП(б), а наиболее важные из них вводились в действия совместными постановлениями СНК СССР и ЦК ВКП(б).
В РГАСПИ основные материалы, относящиеся к созданию ВМФ и ТОФ, сохранились в фонде 17 (опись 162) «Протоколы заседаний ЦК ВКП(б) "Особая папка"». Постановлениями Политбюро ЦК ВКП(б) принимались все важнейшие решения по оборонительному, базовому и дорожному строительству, формированию новых военно-строительных частей. Совместными решениями СНК СССР и ЦК ВКП(б) утверждались титульные списки важнейших военных строек. Материалы, представленные в данном фонде, позволили выявить общие тенденции и подходы в оборонительном и базовом строительстве на ТОФ, обеспечении военно-строительных органов личным составом.
С началом войны все важнейшие решения по вопросам обороны страны принимались Государственным Комитетом Обороны (ГКО СССР), материалы которого сохранились в фонде 644 (опись 1). Фонд содержит решения ГКО относящиеся к строительству оперативных аэродромов, железных дорог, о строительстве и реконструкции военно-морских баз.
До выделения Военно-Морского Флота в самостоятельный наркомат (1938) решения по оборонительному и базовому строительству ВМФ принимались Наркомвоенмором и материалы по данным вопросам сохранились в РГВА (фонд 22 «Главное Военно-инженерное управление Красной Армии», бывшее Центральное военно-техническое управление (ЦВТУ), Главное военно-инженерное управление (ГВИУ), Военно-инженерное управление РККА, Управление начальника инженеров РККА, Инженерное управление РККА»). В данном фонде содержаися также протоколы совещаний у начальника УВМС РККА по вопросам организации специального морского строительства и организационно-штатным вопросам формирования инженерно-строительных органов МСДВ (ТОФ).
Документы, раскрывающие все аспекты военно-морского строительства на ТОФ в период с 1932 по 1941 гг., содержатся в фондах РГА ВМФ. Так, фонд р-1090 «Штаб ТОФ» содержит документы, освещающие подход командования ТОФ, местных органов власти к оперативному оборудованию театра, указывающих место и роль инженерно-строительных органов ТОФ в решении этой задачи. В фонде р-920 «Инженерное управление ВМФ» сохранены документы СНК СССР и ЦК ВКП(б), наркомата ВМФ и самого инженерного управления, позволившие проанализировоть подходы высшего военно-политического руководства страны к формированию инженерно-строительных органов ВМФ и ТОФ, основные направления инженерной подготовки театра. В фонде р-1334 «Строительный корпус ТОФ» сконцентрированы материалы, раскрывающие производственную деятельность военных строителей и организационно-штатные изменения военно-строительных частей ТОФ в 1939–1941 гг. Документы, относящиеся к непосредственному выполнению планов инженерной подготовки театра в секторах береговой обороны (СБО) ТОФ, сохранились в фондах р-1173 «Владивостокский СБО ТОФ», р-1178 «Отдельный Северный СБО ТОФ», р-996 «Сучанский СБО ТОФ», р-1193 «Хасанский СБО ТОФ», а также в фонде р-1154 «Управление береговой обороны главной базы Тихоокеанского флота».
Фонд р-1358 «Строительное управление Военно-Морского Флота» содержит документы, отражающие решения СНК СССР, Наркома ВМФ по вопросам всех видов строительства, руководящие документы, схемы организации строительных отделов флотов, годовые отчеты Строительного отдела ТОФ. Материалы по строительству, реконструкции и расширению судоремонтной базы ТОФ сохранились в фонде р-918 «Техническое управление Народного Комиссариата Военно-Морского Флота».
Документы периода нахождения ВМФ в составе РККА в качестве управления (1934–1938) содержатся в фонде р-1483 «Управление Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии». В данном фонде хрантся материалы, раскрывающие планы развития МС РККА, строительство береговых и базовых объектов; организацию комплектования и подготовки личного состава.
Наибольшее количество документов, относящихся к периоду Великой Отечественной войны и раскрывающих работу военно-политического руководства, инженерно-строительных органов ВМФ и ТОФ по базовому строительству, содержится в фондах 6 «Главное инженерное управление Военно-Морского Флота» и 2508 «Инженерный отдел Тихоокеанского флота» ЦВМА. Фонд 6 содержит материалы по изучению морских театров, в том числе ТОФ, и их текущему и перспективному инженерному оборудованию, разработке тактико-инженерных решений по сухопутной и противодесантной обороне военно-морских баз, комплексному планированию капитального строительства, руководящие документы по мобилизационной работе в инженерно-строительных органах флотов, приказы, циркуляры, директивы и решения Наркома ВМФ, начальника Инженерного управления по инженерной подготовке морских театров, строительству сооружений морской обороны, перемещению командно-начальствующего состава инженерных отделов флота.
Фонд 2508 содержит как документы, разработанные Инженерным отделом ТОФ и направленные в вышестоящие организации, так и решения, директивы, приказы, указания по инженерному оборудованию театра ТОФ, полученные от штаба флота, Инженерного управления ВМФ, Наркома ВМФ и его заместителей. Здесь же содержатся материалы по организационно-штатным мероприятиям и перемещению командного состава Инженерного отдела (ИО) ТОФ.
В фонде 2450 ЦВМА «Командование и штаб ТОФ» (оп. 4 «Штаб ТОФ») документы оперативного отдела содержат материалы по строительству оперативных аэродромов, формуляры и варианты выбранных позиций береговых батарей, задания на строительство военно-морских баз и их сухопутной обороны, материалы по строительству инженерно-оборонительных сооружений и гидрографическому оборудованию театра.
Вся деятельность инженерно-строительных органов, занятых в базовом строительстве на территории Приморского и Хабаровского краев, находилась под постоянным контролем местных партийных органов, поэтому в местных архивах сохранилась часть документов, характеризующих работу в период войны военно-строительных органов, не входивших в систему НКВМФ, но выполнявших строительные работы в интересах ТОФ (Главвоендальстрой, Военно-строительное управление по ТОФ, Владнефтестрой, Управление исправительных и трудовых лагерей НКВД — УИТЛ, Главное управление шоссейных дорог НКВД — ГУШОСДОР и др.). В ГАПК в фонде П-68 (опись 4) «Приморский крайком КПСС» сохранились материалы о работе предприятий оборонной промышленности и по военному строительству в крае, переписка по строительству оборонительных рубежей с Дальневосточным фронтом и ТОФ, решения краевого и районных комитетов ВКП(б) по подготовке населенных пунктов к обороне, справки о строительстве оперативных аэродромов для ТОФ на территории Приморского края. В фонде р-10 (описи 1, 2, 6, 7) «Главнефтеспецстрой, трест Владнефтестрой (ВНС), ОСМЧ ВНС» содержатся годовые отчеты треста Владнефтестрой, Военно-строительного управления по ТОФ, приказы по административным вопросам и тиутльные списки капитального стоительства этих организаций, а также годовые отчеты Отдельных строительных батальонов, характеризующие их производственную деятельность.
Материалы о деятельности Главного управления Дальнего Востока Народного Комиссариата по строительству СССР (Главвоендальстрой) собраны в фонде р-900 Государственного архива Хабаровского края. В описи 1 за 1941–1945 гг. содержатся приказы начальника Главвоендальстроя, штатные расписания трестов, годовые производственные планы предприятий и отчеты по их выполнению. В описи 4 хранились приказы, директивы и указания наркома по строительству и его заместителей, приказы начальника Главка, сводные годовые отчеты управления за 1938–1945 гг., заключения по годовым отчетам трестов, входивших в Главвоендальстрой, документы, содержащие анализ производственно-хозяйственной деятельности. В фонде П-35 «Хабаровский краевой комитет КП РСФСР» сосредоточены документы делопроизводства и переписка со строительными и оборонными предприятиями края, руководством Дальневосточного фронта по вопросам размещения и строительства военной инфраструктуры, документы военного отдела и другие материалы, отражающие оперативное оборудование театра.
Документы Совгаванского горкома ВКП(б), характеризующие деятельность партийных органов по оказанию помощи в оперативном оборудовании театра в годы, предшествующие войне, сохранились в фонде П-695 (опись 2) «Советско-Гаванский ГК ВКП(б)». В фонде содержатся докладные записки о ходе строительства оборонительных предприятий, деятельности военно-строительных батальонов в Советской Гавани, обращения секретаря горкома в вышестоящие органы по вопросам военного строительства в районе и городе, политико-экономические обзоры и т. п.
Отдельно можно выделить опубликованные архивные материалы, в которых были найдены свидетельства о подходах и характере базового строительства в период Великой Отечественной войны. В первую очередь это постановления, распоряжения, приказы и директивы ЦК ВКП(б) и СНК СССР, наркомов Обороны и Военно-Морского Флота, Государственного комитета обороны и т. п.[2].
Вторая группа источников, содержащая материалы по базовому строительству ТОФ, — материалы периодической печати. Несмотря на то, что прямых публикаций, раскрывающих историю базового строительства ТОФ в 1932–1945 гг., найдено не было, ряд статей помог выявить взгляды представителей командования и инженерно-строительных органов на проблемы базирования флота и общие подходы к базовому строительству в годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне. Значительное место в этих исслелрваниях занимают работы П.И. Куркова[3], Б.М. Гаврилова[4], А. Якимычева[5], автора, подписавшего свою статью в журнале «Морской сборник», — И. К.[6] и др. Вкладом в теорию базирования речных сил можно считать и статью командующего Коаснознаменной Амурской флотилией Д.П. Исакова[7]. Краткая оценка довоенных подходов к базовому и аэродромному строительству и изменение их в ходе войны изложены в статье начальника Инженерного управления ВМФ П.И. Судьбина, опубликованной в 1943 г. в Сборнике материалов по опыту деятельности ВМФ в годы Великой Отечественной войны[8]. Среди работ послевоенного периода, в той или иной степени раскрывающих вопросы базового строительства, следует назвать статьи в Военно-историческом журнале (ВИЖ) Н. Волкова, К. Фокеева, П.Н. Навойцева, Г. Ярыгина, В. Ачкасова, А.А. Соскова, Н.Ф. Шестопалова[9].
Третью группу источников составляют ранее опубликованные исследования. Однако основная их часть, за небольшим исключением, помогла выявить лишь общий фон, на котором происходило базовое и аэродромное строительство на Дальнем Востоке в СССР в 1932–1945 гг. Среди работ предвоенного периода можно отметить фундоментальный труд П.А. Кузнецова, в котором изложены требования к базирования сил флота с учетом зарубежного опыта, их оборудованию гидротехническими сооружениями, транспортными коммуникациями, средствами судоремонта и обороны[10]. Общее состояние аэродромной сети ВМФ СССР в предвоенный период и изменение базирования авиации флота в зависимости от складывающейся оперативно-тактической обстановки представлено в коллективном труде «Боевая деятельность авиации ВМФ в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»[11].
Определенную помощь в выявлении особенностей базового и аэродромного строительства на Дальнем Востоке СССР в предвоенные годы и в период Великой Отечественной войны оказали мемуары военно-политических и хозяйственных деятелей государства, партийно-политических работников, ветеранов ТОФ, сотрудников центрального аппарата ВМФ, выезжавших в командировки на Тихоокеанский флот, командующего ТОФ и наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова, командующего Северной Тихоокеанской флотилией (СТОФ) и Сахалинской военной флотилией (1943–1946) В.А. Андреева, первого секретаря Приморского крайкома ВКП(б) Н.М. Пегова, Г.Н. Холостякова, командующего береговой обороной ТОФ С.И. Кабанова, Б.В. Никитина, А.Ф. Хренова, К.Д. Денисова, руководителей Наркомата строительной промышленности С.З. Гинзбурга и А.Н. Комаровского[12].