Как бы хорошо, если бы богачи мало-помалу превратились в нищих, которым есть нечего, а бедный сапожник стал бы богачом и сам бы куражился над бедняком-сапожником накануне Рождества.
У чёрта, извините, копыта и хвост сзади, да зато у него в голове больше ума, чем у иного студента.
Страх на всех действует заразительно.
... я не аристократ, чтобы на меня орать сто крат
Неразменный рубль -- по-моему, это талант, который
Провидение дает человеку при его рождении. Талант развивается и крепнет,
когда человек сумеет сохранить в себе бодрость и силу на распутии четырех
дорог, из которых с одной всегда должно быть видно кладбище. Неразменный
рубль -- это есть сила, которая может служить истине и добродетели, на
пользу людям, в чем для человека с добрым сердцем и ясным умом заключается
самое высшее удовольствие. Все, что он сделает для истинного счастья своих
ближних, никогда не убавит его духовного богатства, а напротив -- чем он
более черпает из своей души, тем она становится богаче. Человек в жилетке
сверх теплого полушубка -- есть суета, потому что жилет сверх полушубка не
нужен, как не нужно и то, чтобы за нами ходили и нас прославляли. Суета
затемняет ум. Сделавши кое-что -- очень немного в сравнении с тем, что бы ты
мог еще сделать, владея безрасходным рублем, ты уже стал гордиться собою и
отвернулся от меня, которая для тебя в твоем сне изображала опыт жизни. Ты
начал уже хлопотать не о добре для других, а о том, чтобы все на тебя
глядели и тебя хвалили.
Раз, во время моего детства, няня, укладывая меня спать в рождественскую ночь, сказала, что у нас теперь на деревне очень многие не спят, а гадают, рядятся, ворожат и, между прочим, добывают себе «неразменный рубль». Она распространилась на тот счет, что людям, которые пошли добывать неразменный рубль, теперь всех страшнее, потому что они должны лицом к лицу встретиться с дьяволом на далеком распутье и торговаться с ним за черную кошку; но зато их ждут и самые большие радости… Сколько можно накупить прекрасных вещей за беспереводный рубль! Что бы я наделал, если бы мне попался такой рубль! Мне тогда было всего лет восемь, но я уже побывал в своей жизни в Орле и в Кромах и знал некоторые превосходные произведения русского искусства, привозимые купцами к нашей приходской церкви на рождественскую ярмарку.
Отличить нужное от пустого и излишнего вовсе не так легко.
от радости всякий человек бодрее выступает на новый путь жизни, а от первого шага много зависит.
Все, что он сделает для истинного счастья своих ближних, никогда не убавит его духовного богатства, а напротив - чем он более черпает из своей души, тем она становится богаче.
В этом лишении себя маленьких удовольствий для пользы других я впервые испытал то, что люди называют увлекательным словом – полное счастье, при котором ничего больше не хочешь.
Неразменный рубль – это есть сила, которая может служить истине и добродетели, на пользу людям, в чем для человека с добрым сердцем и ясным умом заключается самое высшее удовольствие. Все, что он сделает для истинного счастья своих ближних, никогда не убавит его духовного богатства, а напротив – чем он более черпает из своей души, тем она становится богаче.
Неразменный рубль– по-моему, это талант, который Провидение дает человеку при его рождении. Талант развивается и крепнет, когда человек сумеет сохранить в себе бодрость и силу на распутии четырех дорог, из которых с одной всегда должно быть видно кладбище.
Суета затемняет ум.
И я почувствовал в себе что-то новое и до тех пор незнакомое. Мне хотелось, чтобы все обо мне знали, все за мною ходили и все обо мне говорили - как я умен, богат и добр. Мне стало беспокойно и скучно.
стал раздумывать: как в самом деле трудно, чтобы и в почести остаться и самому вести жизнь по Христову учению?
И как только начал Ермий сильнее вникать в это, то стало ему казаться, что этого даже и нельзя совсем вместе соединить, а надо выбирать из двух одно любое: или оставить Христово учение, или оставить знатность, потому что вместе они никак не сходятся, а если и сведешь их насильно на какой-нибудь час, то они недолго поладят и опять разойдутся дальше прежнего. «Уйдет один бес и опять воротится, и приведет еще семерых с собою».
Знает тот, кто со стороны смотрит, а не тот, кто свое дело делает. Кто делает, тому на себя не видно.
Сказано мудрым, что привычка приходит как странник, остается как гость и потом сама становится хозяином. Деготь, побывав в чистой бочке, делает ее ни к чему больше не годною, как опять же для дегтя.
Для чего же-с? что больше повиноваться, то человеку спокойнее жить, а особенно в моем послушании и обижаться нечем: к службам я в церковь не хожу иначе, как разве сам пожелаю, а исправляю свою должность по-привычному, скажут: «запрягай, отец Измаил» (меня теперь Измаилом зовут), – я запрягу; а скажут: «отец Измаил, отпрягай», – я откладываю.
И пошли у них после этого целования дети; одну пару вывели, и опять эти растут, а они целовались-целовались, да и опять на яички сели и еще вывели… Маленькие такие это голубяточки
Должно быть, думаю, христиане. Подполоз еще ближе: гляжу, крестятся и водку пьют, – ну, значит, русские!..
– А ты знаешь ли, любезный друг: ты никогда никем не пренебрегай, потому что никто не может знать, за что кто какой страстью мучим и страдает. Мы, одержимые, страждем, а другим зато легче. И сам ты если какую скорбь от какой-нибудь страсти имеешь, самовольно ее не бросай, чтобы другой человек не поднял ее и не мучился; а ищи такого человека, который бы добровольно с тебя эту слабость взял.
– Польки – другое дело, – заговорила акцизница.– Почему другое?– Они любят свое отечество, а мы свое ненавидим.– Ну так что же? У полек, стало быть, враги – все враги самостоятельности Польши, а ваши враги – все русские патриоты.
А ты не грусти: чужие земли похвалой стоят, а наша и хайкой крепка будет.
Порочных детей более жаль, чем тех, которые нас не огорчают.
Все жалки, друг мой, все, кто живет живою душой: так суждено.