Цитаты из книги «Начни писать. 52 совета для развития творческих способностей» Грант Фолкнер

17 Добавить
Как начать записывать свою историю? Что делать, когда не находятся нужные слова? Грант Фолкнер, исполнительный директор Национального месячника сочинения романов, создал простое и исчерпывающее руководство с советами, приемами и упражнениями для писателей, находящихся на любом уровне подготовки. Книга вдохновит, разбудит творческие способности и поможет сделать следующий шаг в создании литературного шедевра. На русском языке публикуется впервые.
синдромом другого: «Этим занимаются другие, но не я»
«Другие могут быть писателями. Другим повезло родиться с шарфом на шее. Другие, блуждая по Италии, находят невероятный роман. Или становятся кем захотят. Может, дело в семейных связях, удаче или природном таланте? Но это явно не про меня. Это про других».
Знаете, вы правы. Жизнь художника – для других, потому что мы так сказали. А как мы решили, так и будет.
Но вы творите не потому, что это легко, а потому что вам есть что сказать. И никто не вправе говорить, что то, что вы хотите сказать, не важно. Ведь это важно для вас.
Новички часто ощущают себя неумелыми и неуклюжими. Мы хотим быть изящными, желаем, чтобы все нам давалось легко, чтобы не было препятствий на пути. Парадокс в том, что иногда увлекательнее быть тем, кто ничего не знает, - тем, кто только начинает поиски, поглощен погоней за ответами; тем у кого достаточно скромности, чтобы быть открытым любым возможностям.
Если вы эксперт, вы уже все поняли, вбили свой кол в землю в части писательского мастерства, жизни, политики, чего угодно. Вы живете и творите с этой позиции и не особо обращаете внимания на результат. Слишком часто стать экспертом значит конец всему: мысли черствеют, а воображение следует настолько знакомым моделям, что само это слово вряд ли здесь уместно. Стать экспертом – значит считать, что вы знаете больше других, а это часто приводит к тому, что вы меньше к ним прислушиваетесь. Ведь вы обладаете мудростью, которую можно распространять и использовать.
" Любой оригинальности необходима смелость быть дилетантом "
Я читал рассказ о профессоре, который однажды приехал к японскому мастеру, чтобы расспростить его о дзен. Мастер заварил чай. Наполнив чашку посетителя, он продолжил лить. Чай потек на стол.
«Чашка полна! – сказал профессор. -Она не вместит больше чая!»
"Как и эта чашка, – ответил мастер, - вы полны убеждений и домыслов. Как я могу показать вам дзен, если вы сначала не опустошите свою чашку?"
Кажется, занимательные развлечения, которые предлагает интернет, подарят вам удовлетворение, но мельтешащие фотографии и заголовки редко питают мою душу или пробуждают воображение. Они крадут у меня нечто очень ценное – скуку.
Помните, как ребенком вы скатывались с горки, чтобы ощутить головокружение? Как часто вы это делаете теперь? Я – никогда, но совсем недавно, когда я гулял в парке с дочкой, она предложила мне выяснить, кто дольше сможет кружиться, и мы оба кружились до потери равновесия. Я заметил, что, позволив своему телу так глупо двигаться, я стал иначе думать. Мое линейное мышление, нацеленное на решение проблем, расшаталось, и именно это было нужно для моего литературного проекта: не труд, а немного кружения.
Когда вы от души смеетесь, трагедия кажется невозможной. Мы не думаем, когда смеемся, но ощущаем себя на вершине мира. Мы бодры и пьяны, будто чувствуя порыв любви.
Вы знаете, сколько человек воскликнуло на смертном одре: «Как жаль, что я не убирался дома чаще»? Ноль. А сколько кричат: «Как жаль, что я не закончил свой роман»? Миллионы.
Представления о том, «как надо». Они отравили жизнь не одному писателю. Изучив множество руководств о том, как написать книгу, легко поверить, что вы должны изложить свою историю «как надо», по всем правилам, как будто все истории соответствуют какой-то формуле. Но ведь это ваша история. Пишите ее по-своему. Думайте об ошибках, которые обязательно совершите, как о приключениях; как о друге, который предлагает пойти домой из школы другой дорогой; как о попутчике, который убеждает посетить город, не входящий в маршрут; как о доверенном лице, которому вы рассказываете о своих рискованных мечтах
То, что вы носите, может изменить ваши взаимоотношения с миром. Психологи провели эксперимент, в котором некоторые испытуемые надевали белый медицинский халат, а другие – белый халат художника, чтобы выяснить, как это влияет на образ мышления. И знаете что? Те, на ком был медицинский халат, продемонстрировали повышенное внимание и концентрацию; они воплотили авторитет и проницательность хорошего врача. Надев халат, они втянулись в ролевую игру, их мозг переключился в другое состояние. Можно сказать, одежда носит нас не меньше, чем мы ее.
У всех нас были моменты, когда мы помнили какое-то событие из прошлого совсем не так, как люди, с которыми мы разделили этот опыт. Мы считаем себя объективными, но людям не слишком свойственна объективность. Мы совершаем много ошибок восприятия из-за такого явления, как предвзятость подтверждения – стремление искать, интерпретировать, поддерживать и воскрешать в памяти информацию в соответствии с нашими убеждениями или гипотезами, вместо того чтобы исследовать мир нейтрально и объективно. Все проходили через это на семейном ужине при столкновении разных мнений. Тенденция отдавать предпочтение малейшим фактам, подтверждающим нашу правоту, растет по мере того, как дискуссия накаляется и мнения все больше расходятся
Есть теория, согласно которой необходимо около 10 000 часов практики, чтобы достичь мастерства, будь то игра в шахматы, литература или операции на мозге (по оценкам Джеймса Джойса, он потратил 20 000 часов только на «Улисса»). Малкольм Гладуэлл, который популяризовал эту теорию в своей книге «Гении и аутсайдеры», называет это «волшебным числом величайшего мастерства». Число 10 000 взято из исследования Карла Эрикссона. Он изучал составляющие высококлассных достижений и выяснил, что среднее время, затраченное профессионалами на практику, – 10 000 часов (около 90 минут в день в течение 20 лет).
Пожар, уничтожающий лес, не так уж плох: огонь расчищает место для новой растительности. Так и отрицательные отзывы могут сделать то же для вас – очистить заросли, которые душат незаметный росток.
Подумайте: два человека на месте преступления, наблюдающие одну и ту же последовательность событий, зачастую видят всё по-разному. Мы считаем, что наше зрение – безошибочная запись мира, по сути, видеокамера. Но когда мы вспоминаем какие-то происшествия, они перезаписываются – пересказываются, – и история меняется. Мы видим не то, что видим; мы видим то, что нам кажется.
Мы считаем реальность истинной, но формируем ее в рамках наших убеждений, которые определяют наше восприятие, которое затем формирует наши убеждения, и т. д.