Оскар Уайльд — английский и ирландский драматург, поэт, прозаик и критик.
Полное имя — Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс Уайльд. По происхождению — ирландец. Родился 16 октября 1854 в Дублине в весьма известной семье. Отец, сэр Уильям Уайльд, был врачом-офтальмологом с мировым именем, автором множества научных трудов; мать — светская дама, писавшая стихи об Ирландии и освободительном движении и считавшая свои приёмы литературным салоном. Молодой Уайльд рос в атмосфере поэзии и аффектированно-театральной экзальтации, что не могло не сказаться на его дальнейшем творчестве и образе жизни.
Окончив школу, он проводит несколько лет в привилегированном дублинском колледже Троицы, после чего поступает в Оксфорд. Здесь, под влиянием лекций Джона Рескина, поэтов-романтиков и искусства прерафаэлитов, формируются эстетические взгляды блестящего студента. Культ Прекрасного, горячим пропагандистом которого стал Уайльд, привел юношу к бунтарству против буржуазных ценностей, но к бунту скорее чисто эстетическому, проявлявшемуся не только в изысканно-красивых стихотворениях, но и в нарочито-эпатажном стиле одежды и поведения — экстравагантный костюм с подсолнухом в петлице (позже подсолнух заменит знаменитая уайльдовская зелёная гвоздика), искусственно-манерные, почти ритуальные речевые интонации. Чуть ли не впервые в истории культуры художник, литератор рассматривал всю свою жизнь как эстетический акт, став предтечей знаменитостей русского Серебряного века, футуристов или наиболее последовательного приверженца эпатажного стиля жизни — Сальвадора Дали. Однако то, что в XX веке стало почти художественной нормой, для викторианской Англии конца XIX века было непозволительным. Это привело Уайльда к трагедии.
Уже первый поэтический сборник Уайльда — «Стихотворения» (1881) продемонстрировал его приверженность к эстетическому направлению декаданса, которому свойственны культ индивидуализма, вычурность, мистицизм, пессимистические настроения одиночества и отчаяния. К этому же времени относится и первый его опыт в драматургии — «Вера, или Нигилисты». Однако следующие десять лет он драматургией не занимался, обращаясь к другим жанрам — эссе, сказкам, литературно-художественным манифестам.
В конце 1881 уехал в Нью-Йорк, куда его пригласили прочитать курс лекций по литературе. В этих лекциях Уайльд первые сформулировал основные принципы английского декаданса, позднее подробно разработанные в его трактатах, объединенных в 1891 в книге «Замыслы». Отрицание социальной функции искусства, приземлённости, правдоподобия, солипсистская концепция природы, отстаивание права художника на полное самовыражение нашли своё отражение в известных произведениях Уайльда — его сказках, впрочем, объективно вырывающихся на пределы декаданса. Нельзя не отметить волшебного, поистине завораживающего обаяния этих очень красивых и грустных историй, несомненно, адресованных не только детям, но и взрослым читателям. Однако с точки зрения театрального искусства в сказках Уайльда важнее другое: в них выкристаллизовался эстетический стиль отточенного парадокса, отличающий немногочисленную драматургию Уайльда, и превращающий его пьесы в уникальное явление, почти не имеющее аналогов в мировой литературе. Пожалуй, единственной корректной стилистической аналогией пьесам Уайльда можно считать драматургию Бернарда Шоу — при всей полярности их творческих и жизненных принципов.
Однако до возвращения к драматургии, в качестве своеобразного перехода к ней от сказок, по заказу американского издателя, Уайльд пишет свой единственный роман «Портрет Дориана Грея» (1890), в котором писатель внятно очертил круг своей проблематики. Эстетизация безнравственности, концепция циничного гедонизма, пряное очарование порока, процветающего в роскошных интерьерах аристократических салонов, — всё это чуть позже перейдёт в изысканные комедии Уайльда.
Все пьесы Уайльда написаны в начале 1890-х: «Веер леди Уиндермир» (1892), «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Святая блудница, или Женщина, осыпанная драгоценностями» (1893), «Идеальный муж» (1895), «Как важно быть серьёзным» (1895) — и сразу поставлены на лондонской сцене. Они пользовались большим успехом; критики писали о том, что Уайльд внёс оживление в английскую театральную жизнь, о продолжении драматургических традиций Шеридана. Однако с течением времени стало ясно, что эти пьесы вряд ли можно отнести к простым «комедиям нравов». Сегодня именно Уайльд, наряду с Шоу, справедливо считается основоположником интеллектуального театра, в середине XX века получившего своё развитие в течении абсурдизма.
В 1890-е практически всё творчество Уайльда сопровождалось громкими общественными скандалами. Первый из них возник при появлении «Портрета Дориана Грея», когда широкое обсуждение романа свелось к обвинению автора в безнравственности. Далее, в 1893, английская цензура запретила к постановке драму «Саломея», написанную на французском языке для Сары Бернар. Здесь обвинения в безнравственности были куда серьёзнее, поскольку в декадентскую стилистику был переведён библейский сюжет. Сценическую историю «Саломея» обрела лишь в начале XX века, с расцветом символизма: в 1903 её поставил знаменитый немецкий режиссер Макс Рейнхарт; в 1905 Рихард Штраус написал по мотивам пьесы оперу; в 1917 в России прогремел спектакль Александра Таирова с Алисой Коонен в главной роли.
Но главный скандал, разрушивший не только драматургическую карьеру, но и всю его жизнь, разразился в 1895, вскоре после премьеры последней комедии драматурга. Уайльд, обороняясь от общественного обвинения в гомосексуализме, подал в суд на маркиза Квинсберри, отца своего ближайшего друга Альфреда Дугласа. Однако Дуглас, фактически разлучивший Уайльда с семьёй и бывший у него на роскошном содержании в течение трёх лет, на суде выступил свидетелем обвинения. Уайльд был осуждён за безнравственность и приговорён к тюремному заключению. Названия пьес Уайльда тут же исчезли с афиш театров, имя его перестало упоминаться. Единственным коллегой Уайльда, ходатайствовавшим о его помиловании, стал Шоу.
Два года, проведённые писателем в тюрьме, обернулись двумя последними литературными произведениями, исполненными огромной художественной силы. Это прозаическая исповедь «De Profundis» («Из глубины»), написанная во время заключения и опубликованная посмертно, и поэма «Баллада Редингской тюрьмы», написанная вскоре после освобождения в 1897. Она была опубликована под псевдонимом, которым стал тюремный номер Уайльда — С.3.3.
Больше он ничего не писал. Приняв имя Себастьяна Мельмота, Уайльд уезжает во Францию. Один из самых блистательных и утончённых эстетов Англии XIX века проводит последние годы своей жизни в нищете, безвестности и одиночестве.
Оскар Уайльд скончался 30 ноября 1900 от острого менингита, вызванного ушной инфекцией. Умирал в захудалой гостинице. Последними его словами были: «Или я, или эти мерзкие обои в цветочек».
Он был похоронен в Париже на кладбище Баньо. Спустя примерно 10 лет его перезахоронили на кладбище Пер-Лашез. В 1914 на могиле был установлен крылатый сфинкс из камня работы Джейкоба Эпстайна. Поклонники на протяжении века выражали свою любовь к великому писателю, оставляя на памятнике надписи и поцелуи, предварительно густо накрасив губы помадой. Жирная косметика оказала пагубное влияние на камень. Памятник множество раз чистили и реставрировали, но туристы, приезжающие со всего мира, продолжали целовать каменного ангела. В день 111-й годовщины со дня смерти поэта и писателя Оскара Уайльда власти Парижа открыли обновлённый памятник. Теперь обезжиренная каменная скульптура окружена стеклянным барьером, призванным удерживать фанатов писателя на должном расстоянии.
Пьесы
1880 — Вера, или Нигилисты / Vera; or, The Nihilists
1883 — Герцогиня Падуанская / The Duchess of Padua
1891 — Саломея / Salomé
1892 — Веер леди Уиндермир / Lady Windermere's Fan
1893 — Женщина, не стоящая внимания / A Woman of No Importance
1895 — Идеальный муж / An Ideal Husband
1895 — Как важно быть серьёзным / The Importance of Being Earnest
1908 — Святая блудница, или Женщина, осыпанная драгоценностями / La Sainte Courtisane
1908 — Флорентийская трагедия / A Florentine Tragedy
Романы
1890 — Портрет Дориана Грея / The Picture of Dorian Gray
Повести и рассказы
1887 — Кентервильское привидение / The Canterville Ghost
1889 — Портрет господина У. Х. / The Portrait of Mr. W. H.
1891 — Преступление лорда Артура Сэвила / Lord Arthur Savile's Crime
1891 — Натурщик-миллионер / The Model Millionaire
1891 — Сфинкс без загадки / The Sphinx Without a Secret
Сказки
1888 — Счастливый Принц / The Happy Prince and Other Tales
Счастливый Принц / The Happy Prince
Соловей и Роза / The Nightingale and the Rose
Великан-эгоист / The Selfish Giant
Преданный друг / The Devoted Friend
Замечательная ракета / The Remarkable Rocket
1888 — Гранатовый домик / A House of Pomegranates
Юный король / The Young King
День рождения Инфанты / The Birthday of the Infanta
Рыбак и его душа / The Fisherman and his Soul
Мальчик-звезда / The Star-Child
Поэзия
1881 — Стихотворения / Poems
Поэмы
1878 — Равенна / Ravenna
1894 — Сфинкс / The Sphinx
1898 — Баллада Редингской тюрьмы / The Ballad of Reading Gaol
Стихотворения в прозе
1894 — Поклонник / The Disciple
1894 — Творящий благо / The Doer of Good
1894 — Учитель / The Master
1894 — Учитель мудрости / The Teacher of Wisdom
1894 — Художник / The Artist
1894 — Чертог суда / The House of Judgment
Эссе
1891 — Душа человека при социализме /The Soul of Man under Socialism (впервые опубликовано в журнале The Fortnightly Review)
1889 — Упадок искусства лжи (впервые опубл. в журнале «Найтинс сенчури»)
1890 — Критик как художник (впервые опубл. в журнале «Найтинс сенчури»)
Письма
1867-1900 — Письма / The Letters of Oscar Wilde
1897 — De Profundis / De Profundis
Лекции и эстетические миниатюры
Стилизованные псевдоработы
1893 — Телени, или Оборотная сторона медали / Teleny; or, The Reverse of the Medal
1983 — Завещание Оскара Уайльда / The Last Testament of Oscar Wilde
● Синдром Дориана Грея (англ. Dorian Gray Syndrome) — культ молодости, рассматривающий возможно более длительное сохранение образа жизни, в том числе и сексуальной, в рамках особенностей, присущих юношескому или более молодому периоду жизни. Синдром выражается в страхе перед физическим увяданием или старением. Компенсируется неоправданным использованием молодёжной атрибутики, выбором одежды в молодёжном стиле, в крайнем случае ведёт к злоупотреблению пластической хирургией и косметическими средствами. Иногда болезнь заканчивается депрессиями и попытками самоубийства. Болезнь особенно распространена среди публичных личностей: кинозвёзд, артистов, певцов. Болезнь названа в честь персонажа романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».
● Когда один англичанин сказал, что в XIX веке люди, чьи фамилии начинаются с «Мак», сделали всё, а те, у кого они начинаются с «О», — ничего, Уайльд не согласился: «Вы кое о ком забыли. Есть О'Коннел и О. Уайльд».
● Уайльд любил говорить, что ирландцы — «самые лучшие собеседники после древних греков».
● Когда Метерлинк предложил Уайльду попробовать вино, какого нельзя купить в Англии, Уайльд с горькой иронией сказал: «Англичане наделены чудесной способностью превращать вино в воду».
● После освобождения из тюрьмы Уайльд опубликовал несколько статьей с предложениями по улучшению условий жизни заключённых. В 1898 Палата общин приняла «Акт о тюрьмах», в котором отразились многие предложения Уайльда.
● В июне 1923 на сеансе автоматического письма в присутствии коллег учёный-математик Соул заявил, что получил от Уайльда длинное и красивое потустороннее послание. Тот якобы просил передать, что не умер, а живёт и будет жить в сердцах тех, кто способен чувствовать «красоту форм и звуков, разлитую в природе».
● В конце 2007, после специального опроса телезрителей корпорацией «Би-би-си», Оскар Уайльд был признан самым остроумным человеком Великобритании. Он обошёл самого Уильяма Шекспира и Уинстона Черчилля.
Саломея
1908 — Саломея / Salome
1923 — Саломея / Salome
1970 — Саломея / Salomé
1971 — Саломея / Salome
1972 — Саломея / Salomè
1973 — Саломея / Salomé
1973 — Саломея / Salome
1974 — Саломея / Salome
1977 — Саломея / Salomé
1978 — Саломея / Salomé
1986 — Саломея / Salome
1988 — Последний танец Саломеи / Salome's Last Dance
1992 — Саломея / Salome
1997 — Саломея / Salomé
2011 — Дикая Саломея / Wilde Salome
Веер леди Уиндермир
1925 — Веер леди Уиндемер / Lady Windermere's Fan
1949 — Веер / The Fan
1985 — Веер леди Уиндермир / Lady Windermere's Fan
2004 — Хорошая женщина / A Good Woman
Женщина, не стоящая внимания
1912 — Женщина, не стоящая внимания / A Woman of No Importance
1921 — Женщина, не стоящая внимания / A Woman of No Importance
1945 — Женщина, не стоящая внимания / Una mujer sin importancia
2011 — Женщина, не стоящая внимания / A Woman of No Importance
Идеальный муж
1935 — Идеальный муж / Ein idealer Gatte
1947 — Идеальный муж / An Ideal Husband
1947 — Идеальный муж / Un marido ideal
1958 — Идеальный муж / Ein idealer Gatte
1965 — Идеальный муж / Ein idealer Gatte
1966 — Идеальный муж / Ein idealer Gatte
1982 — Идеальный муж
1999 — Идеальный муж / An Ideal Husband
2000 — Идеальный муж / An Ideal Husband
2002 — Идеальный муж / Ideální manzel
Как важно быть серьёзным
1937 — Как важно быть серьёзным / The Importance of Being Earnest
1938 — Как важно быть серьёзным / The Importance of Being Earnest
1946 — Как важно быть серьёзным / The Importance of Being Earnest
1952 — Как важно быть серьёзным / The Importance of Being Earnest
1976 — Как важно быть серьёзным
1985 — Как важно быть серьёзным / The Importance of Being Earnest
1986 — Как важно быть серьёзным / The Importance of Being Earnest
1992 — Как важно быть серьёзным / The Importance of Being Earnest
2002 — Как важно быть серьёзным / The Importance of Being Earnest
Портрет Дориана Грея
1910 — Портрет Дориана Грея / Dorian Gray's Portræt
1913 — Портрет Дориана Грея / The Picture of Dorian Gray
1915 — Портрет Дориана Грея / The Picture of Dorian Gray
1915 — Портрет Дориана Грея
1916 — Портрет Дориана Грея / The Picture of Dorian Gray
1917 — Портрет Дориана Грея / Das Bildnis des Dorian Gray
1918 — Портрет Дориана Грея / Az élet királya
1945 — Портрет Дориана Грея / The Picture of Dorian Gray
1970 — Дориан Грей / Dorian Gray
1973 — Портрет Дориана Грея / The Picture of Dorian Gray
1977 — Портрет Дориана Грея / Le portrait de Dorian Gray
2001 — Дориан Грей. Дьявольский портрет / Dorian
2004 — Портрет Дориана Грея / The Picture of Dorian Gray
2005 — Дориан / Dorian
2007 — Портрет Дориана Грэя / The Picture of Dorian Gray
2009 — Дориан Грей / Dorian Gray
Кентервильское привидение
1944 — Кентервильское привидение / The Canterville Ghost
1962 — Кентервильское привидение / Kentervilski duh
1968 — Кентервильское привидение / Duch z Canterville
1970 — Кентервильское привидение
1974 — Кентервильское привидение / The Canterville Ghost
1985 — Кентервильское привидение / The Canterville Ghost
1987 — Кентервильское привидение / The Canterville Ghost
1988 — Несколько страниц из жизни призрака
1990 — Кентервильское привидение / The Canterville Ghost
1996 — Кентервильское привидение / The Canterville Ghost
1997 — Кентервильское привидение / The Canterville Ghost
2001 — Кентервильское привидение / The Canterville Ghost
2005 — Призрак замка Кентервиль / Das Gespenst von Canterville
Преступление лорда Артура Сэвила
1968 — Преступление лорда Артура Сэвила / Le crime de Lord Arthur Saville
1991 — Преступление лорда Артура
Счастливый Принц
1974 — Счастливый Принц / The Happy Prince
1999 — Счастливый Принц / The Happy Prince
Великан-эгоист
1939 — Великан-эгоист / The Selfish Giant
1971 — Великан-эгоист / The Selfish Giant
2003 — Великан-эгоист / The Selfish Giant
Замечательная ракета
1975 — Замечательная ракета / The Remarkable Rocket
Мальчик-звезда
1957 — Звёздный мальчик
1983 — Сказка о звёздном мальчике