Информация
Родился: 31 марта 1823 г., Москва, Российская империя
Умер: 2 июня 1886 г., Щелыково, Костромская губерния, Российская империя

"Островский Александр Николаевич — создатель русской бытовой комедии"
(Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)

Отец Островского окончил курс в духовной академии, но служил стал в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Потомственное дворянство было приобретено. Мать, которой он лишился еще в детстве, — родом из низшего духовенства. Систематического образования не получил. Детство и часть юности прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца Островский рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста. Окончив в 1840 гимназический курс в 1-й Московской гимназии…


"Островский Александр Николаевич — создатель русской бытовой комедии"
(Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)

Отец Островского окончил курс в духовной академии, но служил стал в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Потомственное дворянство было приобретено. Мать, которой он лишился еще в детстве, — родом из низшего духовенства. Систематического образования не получил. Детство и часть юности прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца Островский рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста. Окончив в 1840 гимназический курс в 1-й Московской гимназии (поступил в 1835), Островский поступил на юридический факультет Московского университета, но окончить курс ему не удалось (учился до 1843).

По желанию отца, он поступил на службу писцом в суд. В московских судах служил до 1851; первое жалование составляло 4 рубля в месяц, через некоторое время оно возросло до 15 рублей. К 1846 было уже написано много сцен из купеческого быта, и задумана комедия "Несостоятельный должник" (по другим сведениям пьеса называлась "Картина семейного счастья"; впоследствии - "Свои люди - сочтемся"). Наброски к этой комедии и очерк "Записки замоскворецкого жителя" были напечатаны в одном из номеров "Московского Городского Листка" в 1847. Под текстом значились буквы: "А. О." и "Д. Г.", то есть А. Островский и Дмитрий Горев, провинциальный актер, предложивший ему сотрудничество. Сотрудничество не пошло дальше одной сцены, а впоследствии послужило для Островского источником большой неприятности, так как дало его недоброжелателям повод обвинять его в присвоении чужого литературного труда. Литературную известность Островскому принесла комедия "Свои люди - сочтемся!" (первоначальное название — "Банкрут"), опубликованная в 1850. Пьеса вызвала одобрительные отклики H.В. Гоголя, И.А. Гончарова. К постановке на сцене комедия была запрещена, Влиятельное московское купечество, обиженное за все свое сословие, пожаловалось "начальству"; а автор был уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I ( надзор был снят только после воцарения Александра II). На сцену пьеса была допущена только в 1861.

Начиная с 1853 и на протяжении более чем 30 лет новые пьесы Островского появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах почти каждый сезон. С 1856 Островский становится постоянным сотрудником журнала "Современник". В 1856, когда по мысли великого князя Константина Николаевича состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях, Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего. В 1859, в издании графа Г.А. Кушелева-Безбородко, были напечатаны два тома сочинений Островского. Это издание и послужило поводом для той блестящей оценки, которую дал Островскому Добролюбов и которая закрепила за ним славу изобразителя "темного царства". В 1860 в печати появилась "Гроза", вызвавшая статью Добролюбова ("Луч света в темном царстве"). Со второй половины 60-х годов Островский занялся историей Смутного времени и вступил в переписку с Костомаровым.

В 1863 Островский был награжден Уваровской премией и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук. В 1866 (по другим сведениям - в 1865) в Москве создал Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей. В доме Островского бывали И.А. Гончаров, Д.В. Григорович, И.С. Тургенев, А.Ф. Писемский, Ф.М. Достоевский, И.Е. Турчанинов, П.М. Садовский, Л.П. Косицкая-Никулина, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, П.И. Чайковский, М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова. С января 1866 был заведующим репертуарной частью московских императорских театров. В 1874 (по другим сведениям - в 1870) было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти. Работая в комиссии "для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления", учрежденной в 1881 при дирекции Императорских театров, он добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов.

В 1885 Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Не смотря на то, что его пьесы делали хорошие сборы и что в 1883 император Александр III пожаловал ему ежегодную пенсию в 3 тыс. рублей, денежные проблемы не оставляли Островского до последних дней его жизни. Здоровье не отвечало тем планам, какие он ставил перед собой. Усиленная работа быстро истощила организм; 14 июня (по старому стилю - 2 июня) 1886 Островский скончался в своем костромском имении Щелыкове. Похоронили писателя там же, на погребенье государь пожаловал из сумм кабинета 3000 рублей, вдове, нераздельно с 2 детьми, была назначена пенсия в 3000 рублей, а на воспитание трех сыновей и дочери — 2400 рублей в год.

После смерти писателя Московская дума устроила в Москве читальню имени А.Н. Островского. 27 мая 1929 перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому (скульптор Н.А. Андреев, архитектор И.П. Машков).

Библиография

Семейная картина (1847)
Свои люди – сочтемся (1850)
Утро молодого человека (1850)
Бедная невеста (1851)
Не в свои сани не садись (1852)
Бедность не порок (1853)
Не так живи, как хочется (1854)
В чужом пиру похмелье (1856)
Доходное место (1856)
Праздничный сон - до обеда (1857)
Не сошлись характерами (1858)
Воспитанница (1859)
Гроза (1859)
Старый друг лучше новых двух (1860)
Свои собаки грызутся, чужая не приставай (1861)
Женитьба Бальзаминова (1861)
Козьма Захарьич Минин-Сухорук (1861, 2-я редакция 1866)
Тяжёлые дни (1863)
Грех да беда на кого не живёт (1863)
Воевода (1864; 2-я редакция 1885)
Шутники (1864)
На бойком месте (1865)
Пучина (1866)
Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский (1866)
Тушино (1866)
Василиса Мелентьева (1867)
На всякого мудреца довольно простоты (1868)
Горячее сердце (1869)
Бешеные деньги (1870)
Лес (1870)
Не всё коту масленица (1871)
Не было ни гроша, да вдруг алтын (1872)
Комик XVII столетия (1873)
Снегурочка (1873)
Поздняя любовь (1874)
Трудовой хлеб (1874)
Волки и овцы (1875)
Богатые невесты (1876)
Правда хорошо, а счастье - лучше (1877)
Последняя жертва (1878)
Бесприданница (1878)
Добрый барин (1879)
Сердце не камень (1880)
Невольницы (1881)
Без вины виноватые (1881)
Таланты и поклонники (1882)
Красавец-мужчина (1883)
Не от мира сего (1885)

Экранизации

1911 — Василиса Мелентьева
1911 — На бойком месте (фильм, 1911)
1916 — Без вины виноватые
1916 — На бойком месте (фильм, 1916, Чардынин)
1916 — На бойком месте (фильм, 1916, Сабинский) (Другое название На большой дороге)
1934 — Гроза
1936 — Бесприданница
1945 — Без вины виноватые
1951 — Правда — хорошо, а счастье лучше (фильм-спектакль)
1952 — Волки и овцы (телеспектакль)
1952 — На всякого мудреца довольно простоты (телеспектакль)
1952 — Снегурочка (мультфильм)
1953 — Горячее сердце (фильм-спектакль)
1955 — На бойком месте (фильм-спектакль).
1965 — Женитьба Бальзаминова
1968 — Снегурочка
1971 — Весенняя сказка (по мотивам пьесы «Снегурочка»)
1972 — Светит, да не греет
1973 — Таланты и поклонники
1975 — Последняя жертва
1978 — Красавец-мужчина
1980 — Лес
1981 — Бешеные деньги
1981 — Вакансия — фильм режиссёра Маргариты Микаэлян (по мотивам пьесы «Доходное место»)
1984 — Жестокий романс
1985 — После дождичка в четверг (фильм-сказка)
1986 — На бойком месте (ТВ)
1989 — Женитьба Бальзаминова (ТВ)
1989 — Сердце не камень (ТВ)
1993 — Провинциальный бенефис
1998 — На бойком месте
2001 — Дикарка
2005 — Анна (по мотивам пьесы «Без вины виноватые»)
2006 — Снегурочка (мультфильм по мотивам пьесы «Снегурочка»)
2006 — Русские деньги (по мотивам пьесы «Волки и овцы»)
2008 — Без вины виноватые
2008 — Взятки гладки (по мотивам пьесы «Доходное место»)
2009 — Банкрот (по мотивам пьесы «Свои люди — сочтёмся»)

Татьяна № 40 в рейтинге
поделилась мнением о книге «De Secreto / О Секрете» 2 года назад
Спасибо!
Сборник научных трудов логически продолжает сборники «De Conspiratione/О Заговоре» (М., 2013) и «De Aenigmate/О Тайне» (М., 2015). В представленных работах исследуется ряд скрывающихся за завесой секретности событий XIX–XX вв. Речь идёт о событиях мировой борьбы за власть, информацию и ресурсы.
Лана № 7 в рейтинге
поделилась мнением о книге «12 великих трагедий» 3 года назад
не оторваться
Моя оценка:
Первые две книги не прочитала (пропустила), остальные читала ранее, из новых, что прочла в данном сборнике- «Герцогиню Падуанскую» Оскара У. и «Орлеанскую деву» Шиллера. «Герцогиня Паданская» по своей сути - это сатира на английское буржуазное общество, но в тоже время самая серьёзная пьеса из творчества Оскара Уайльда. А «Орлеанская дева» для меня- это красивая сказка, красивая поэма. Понравилось, как Шиллер придумал свой сюжет и связал его с историческими событиями, вот это гениально.
Книга «12 великих трагедий» – уникальное издание, позволяющее ознакомиться с самыми знаковыми произведениями в истории мировой драматургии, вышедшими из-под пера выдающихся мастеров жанра. Многие пьесы, включенные в книгу, посвящены реальным историческим персонажам и событиям, однако они творчески переосмыслены и обогащены благодаря оригинальным авторским интерпретациям. Книга включает произведения, созданные со времен греческой античности до начала прошлого века, поэтому внимательные...
я № 125 в рейтинге
поделилась мнением о книге «12 великих комедий» 3 года назад
не оторваться
Моя оценка:
В книге «12 великих комедий» представлены самые знаменитые и смешные произведения величайших классиков мировой драматургии. Эти пьесы до сих пор не сходят со сцен ведущих мировых театров, им посвящено множество подражаний и пародий, а строчки из них стали крылатыми. Комедии, включенные в состав книги, не ограничены какой-то одной темой. Они позволяют посмеяться над авантюрными похождениями и любовным безрассудством, чрезмерной скупостью и расточительством, нелепым умничаньем и закостенелым...