Анна Борисова — современный автор, автор романов «Там» и «Креативщик». Первое издание — 2008 год. (На самом деле это творческий эксперимент Бориса Акунина, о чем он 11.01.2012 написал в своем жж.).
Имя автора — скорее всего псевдоним. Существует мнение, что это очередной эксперимент Бориса Акунина, но точных доказательств этому пока нет.
В её книгах автора существует сюжетообразующий мистический элемент: разные виды загробной жизни в «Там...» и похождения некого беса, смахивающего на современного Воланда, по современному Санкт-Петербургу в «Креативщик».
Там ( 2008)
Креативщик (2009)
Времена года (2011)
Интервью с госпожой Борисовой.
Анна Борисова - это псевдоним чьей-то жены. "ТАМ" - роман про жизнь после жизни, вышедший в "умном" издательстве "Иностранка". А Интернет - отличное место для тех, кто что-то скрывает. Поэтому Анна Борисова выбрала для эксклюзивного интервью OZON.ru. На вопросы ответила по e-mail, фотографию "приаттачила". "Настоящая ли фотография?" - долго гадали сотрудники OZON.ru. Но ответа на этот вопрос так и не нашли.
- Нынче модно писать под псевдонимами и скрывать свое имя и лицо от читателя. Что скрываете лично вы?
- Мое лицо никому кроме моих близких знакомых не известно, поэтому чадрой закрываться необязательно. А имя я, действительно, скрываю. Муж не хочет, чтобы я его фамилию "пускала в оборот". Не потому что она там какая-нибудь особенно знаменитая, а просто не хочет и всё. Он считает, что это может ему помешать в его профессиональных делах, а я мешать ему совсем не хочу. Не все ли равно, какая у автора будет фамилия? "Борисова" - это от моего отчества.
- Когда вы писали роман, с вами не происходило ничего "этакого"? Может, компьютер сгорал или были какие-нибудь другие "знаки свыше"?
- Мне снились люди, которых я хорошо знала и которых больше нет. Наверное, здесь нет никакой мистики. То, что я пишу, проецировалось в область сновидений. И все же некоторые картины, которые мне привиделись, были такие странные. Например, я увидела свою близкую подругу, много лет назад погибшую в автокатастрофе. Она была нигде. Это невозможно описать словами, только ощутить. Сон дал мне это непередаваемое ощущение, я до сих пор вздрагиваю, когда вспоминаю. В роман я это вставить не смогла. Не получилось.
- Ваш роман написан как будто по рецепту: аэропорт, террористы, взрыв, любовь и свет в конце тоннеля. Вполне хитовый набор. Вы задумывали написать бестселлер?
- Я хотела написать книгу о том, что меня очень занимает. Мне это помогло, это держало меня в напряжении несколько месяцев. Тут еще вот что. Я как-то разговаривала с одним приятелем мужа, очень умным человеком. И он сказал, что женщин не интересует ни вчера, ни завтра, а только вечное сегодня. Женщинам наплевать, есть ли жизнь на Марсе и будет ли что-то после смерти. Это сейчас считается хорошим тоном на Западе (я постоянно живу за границей). Интеллектуалы так устали от политкорректности, что любят ввернуть что-нибудь лихое про женщин или пошутить про Холокост. Разумеется, в узком кругу. Я тогда не нашлась, что возразить. Подумала, что он наверно прав. Но с тех пор мои обстоятельства изменились. Дети выросли, разъехались, и я впервые за долгие годы осталась наедине, пардон, с экзистенцией. У меня появилось время и досуг. И оказалось, что мой умный знакомый ошибается. Мне важно знать, что меня ожидает за Чертой. Или знать, что меня там ничто не ожидает. Ну понятно, что узнать это наверняка мне неоткуда. Но я решила перебрать все наиболее распространенные версии. Поглядеть, какая из них меня больше всего устраивает. Так и появился роман "Там".
- Каждый из ваших героев видит по ту сторону жизни ровно то, что ожидал увидеть. А что ожидаете увидеть лично вы?
- Я уверена только в том, что "продолжение следует". Какое? Поживем-увидим. В смысле, помрем-увидим. "Каждому по вере", кстати говоря - вариант вполне вероятный. Видения, которые посещают нас во сне, под наркозом, в обмороке, воспринимаются нашим бесконтрольным сознанием как нечто вполне реальное. И основываются на наших представлениях, знаниях, верованиях. Пресловутый туннель стал так часто упоминаться в свидетельствах людей, "вернувшихся с того света", после того, как книга Р. Моуди "Жизнь после смерти" стала международным лонгселлером. Что люди ожидают увидеть, то им и видится. Верит человек в чистилище - очень вероятно, что фантомные видения, которые возникают в его угасающем сознании, именно в чистилище его и приведут. Боится человек Страшного Суда, как раз под него и попадет. И какая разница, на самом деле это случится или в галлюцинации. Муки и страх будут реальны, как во сне. Исходя из этого я изо всех сил стараюсь поверить, что после смерти попаду в какое-нибудь совершенно чудесное место, вроде Изумрудного Города, где меня встретит добрый Гудвин. Хотя скорее всего тот сгусток энергии, который мы называем "душой", после расставания с телом попадает в пресловутый wormhole (дыру в пространстве) и утягивается в иное измерение. А что будет там, земным воображением представить невозможно.
- Вы как будто пытаетесь примирить всё со всем: человека - с мыслью о смерти, людей разных конфессий - друг с другом, святость со злодейством. Вы полагаете, терпимость сегодня в моде?
- Ее не хватает, как воздуха в тонущей подлодке. Без нее трудно выжить. Мы все разные, нам нужно научиться слышать и понимать друг друга. В этом, по-моему, и заключается один из главных смыслов прогресса и цивилизации. У меня есть любимая игра. Бывает, встретишь или увидишь по телевизору жуткую сволочь, ну просто негде пробы ставить. И пытаешься ее если не полюбить, то пожалеть. Понять, почему она такая сволочная получилась. Может, это маска? Может, это излечимо? Наверняка в этом существе есть и что-то хорошее. Что бы это могло быть? Начинаю думать и обязательно что-нибудь придумываю. Я не всегда такая толерантная была. Это возрастное.
- Сцена в аэропорту становится лишь предисловием к трем актам романа. А Мир Иной - основным местом действия. Вы полагаете, все мы живем в предисловии к настоящей жизни?
- Ну вот! Я эту идею закапывала, закапывала, а вы ее взяли и выволокли на белый свет. Ладно, чистосердечно признаюсь: грешна. Мне очень хочется надеяться, что самое интересное у нас впереди. По ту сторону Туннеля.
- Доводилось ли вам самой переживать "потусторонний" опыт, или ваши представления о нем основаны на книге Раймонда Моуди?
- Моуди я прочитала лет двадцать пять назад, еще студенткой, но уже после того, как зачитывалась "Тибетской книгой мертвых". Там весь процесс перехода от жизни к смерти и обратно описан гораздо увлекательней. Клинической смерти у меня не было, туннеля и яркого света я не видела. Только в снах, но это, как я уже говорила, скорее производное.
- Плох тот солдат, что не мечтает... С кем из классиков или современников вам хотелось бы стоять в одном ряду в анналах мировой литературы?
- Не хочу я стоять ни в каком ряду. И вряд ли напишу что-нибудь еще. Хотя вообще-то мне писать понравилось… Если ваш вопрос касается моих пристрастий в литературе, то, прочтя мой роман, нетрудно догадаться, какие из писателей меня занимают/раздражают/трогают/потешают. Аллюзии и центоны там поразвешаны, как шары на елке.
Беседовала Ксения Елкина
Статья газеты "Неделя" от 30 января 2009 г.
Автор статьи: Наталья Кочеткова
Анна Борисова = Борис Акунин?
"Неделя" вычисляет имя автора романов "Там" и "Креативщик"
Чуть больше года назад издательство "КоЛибри" выпустило роман некоей Анны Борисовой под названием "Там". Сюжет книги строится на том, что в кафе аэропорта происходит взрыв - у террориста-смертника сдали нервы, и он не успел донести свой опасный груз до самолета. В результате все, кто в этот момент был в кафе, а именно: двадцатилетний мальчик-бармен, сорокалетняя интеллектуалка, милиционер, кинолог, его собака, француз-путешественник, мулатка прибалтийского происхождения с младенцем, сам смертник и его инструктор погибают. Каждый из героев попадает на свой собственный "тот свет". И далее пошагово описывается, как этот "тот свет" выглядит для каждого из посетителей забегаловки. А в конце предлагается некая модель сотворения мира и происхождения Вселенной.
Накануне выхода "Там" прежний глава издательской группы "Аттикус", куда входит импринт "КоЛибри", Сергей Пархоменко говорил, что открыть, кто прячется за именем Анна Борисова, он не вправе, может лишь сказать, что это довольно известный и успешный человек, который не хочет путать две профессиональные истории и потому решил скрыться за псевдонимом. Тогда полушуткой, полувсерьез даже возникла кандидатура владельца издательского холдинга Александра Мамута.
Однако следующий роман Борисовой выпустило уже "АСТ" - и Мамут сразу отпал. Новые издатели Борисовой тоже категорически отказываются открывать настоящее имя автора, но некоторые косвенные обстоятельства наводят на мысль о том, что Анна Борисова вполне может оказаться новым проектом известного любителя экспериментов Григория Чхартишвили, больше знакомого читающей публике под псевдонимом Борис Акунин.
У "Креативщика", как и у книги "Там", сюжет, который литературоведы называют кумулятивным - это когда на ниточку повествования нанизано несколько новелл, объединенных общим героем. Так в средние века писали романы-путешествия. "Креативщик" - тоже своего рода роман-путешествие по городу Санкт-Петербургу в течение одного дня. Старик, выйдя утром из дома, ездит и ходит по городу, встречает разных людей, подолгу разговаривает с ними, рассказывает им различные вымышленные истории и молодеет на глазах. Когда он вечером возвращается домой, то уже выглядит как мальчик-подросток.
Своему первому собеседнику - девочке, с которой он застрял вместе в лифте, старик представляется "креативщиком", который работает на телевидении и пишет сценарии для реалити-шоу. Далее он встречает пенсионерку на лавочке у подъезда, водителя-кавказца, филолога, читающего Священное Писание на лавочке в Таврическом саду, старика в инвалидном кресле, молодую маму, которая идет забирать дочь из детского сада, девушку-студентку и по возвращении домой снова его отлавливает филолог. Когда бывший старик, а теперь мальчик оказывается в квартире, он в лучших булгаковских традициях вылетает в окно, и весь роман, кстати, написан как привет "Мастеру и Маргарите".
Что очевидно при внимательном чтении обеих книг:
1. Писал ее точно один автор, а не группа "литературных негров". О богатстве художественного языка тут говорить сложно, но у автора есть свой довольно лаконичный, суховатый стиль - и можно с уверенностью сказать, что "Там" и "Креативщика" писал один и тот же человек.
2. В книге есть несколько описаний внешности женщин, которые напрямую свидетельствуют о том, что их автор - мужчина. Вот как описана мама, которая идет за дочерью в садик: "Женщина была красивая, ухоженная. Такие, даже если о чем-то просят, будто подарок делают". Или студентка-медичка: "Ноль косметики, одета неярко, но очень хороша - настолько хороша, что краситься и наряжаться было бы лишнее". Если бы автором была женщина - она бы не удержалась от детализации того, насколько "красивая" первая и как именно "хороша" вторая, упомянув и профиль, и марку одежды, и тип французского маникюра.
3. Те же самые описания женщин и озабоченность проблемами бытия (оба романа с неизбежными онтологическими финалами) заставляют предположить, что мужчина не очень молод.
4. В "Креативщике" использован тот же самый прием, что и в последней акунинской книжке "Квест". В "Квесте" под участниками команд иносказательно описаны, например, три мушкетера и Воланд и его свита. Точно так же поступает креативщик, когда пересказывает водителю сюжет пушкинской сказки о царе Салтане: "Одна девка красивая, моторная. Хочу, говорит, в шоу-бизнес. Чтоб каждый день рассекать. Зажигать пир на весь мир"; "Вторая девка умная, деловая. Говорит: на производство пойду, в бизнес. Легкая промышленность там, хлопок-лен, все дела. Налажу производство, экспорт. На весь бы мир, говорит, наткала я полотна"; "А третья девчонка говорит, ничего не хочу. Хочу, чтоб муж был, семья".
5. Автор не коренной петербуржец, хотя и хорошо знает город. Есть топонимы, о которых осведомлены только те, кто живет в этом городе. Креативщик, распрощавшись с пенсионеркой у подъезда, едет гулять в Таврический сад. Для любого петербуржца это абсолютный нонсенс! Все равно что отправить москвича встречаться с кем-то не у памятника Пушкину на Тверской, а у третьей колонны Большого театра. В Таврическом саду не гуляет никто, кроме мамаш с колясками из окрестных домов, - все едут гулять в Летний. Акунин, как известно, с раннего детства живет в Москве.
6. Совсем уже формальные признаки: Акунин опубликовал свои "Кладбищенские истории" в "КоЛибри" и вполне мог отдать туда новый пробный проект, а затем, когда понял, что книжка хорошо пошла, отдать следующий роман в "АСТ", где и выходят сейчас все его книги.
7. В "Креативщике" есть такой диалог между стариком и девочкой в лифте:
- Ну про Колчака ты хоть знаешь?
- Конечно, знаю. Кино смотрела. Он такой несчастный был. Любил Лизу Боярскую, она классная такая - вообще! А его расстреляли, в проруби утопили. Жалко - ужас.
Стоит заметить, что фильм "Адмиралъ", вышедший в начале октября прошлого года, продюсировала та же организация, что и "Турецкий гамбит" Акунина - "Первый канал". А значит, автор вполне мог сделать в тексте комплимент дружественной организации.
8. Презентовав 3 сентября игру "Квест" и выпустив в октябре книжку, Борис Акунин уехал на некоторое время из России отдохнуть. "Креативщик" подписан в печать 3 декабря 2008 года. Опытному автору месяца-двух вполне достаточно, чтобы довести до ума компактный по объему текст "Креативщика".
И повторяю - АКУНИН ОЧЕНЬ ЛЮБИТ ЭКСПЕРИМЕНТЫ.