Детство
Когда портниху Катрин Лабе начало мутить по утрам, ее новое состояние встревожило Александра Дюма-отца, тогда ещё 22-летнего молодого человека, еще больше, чем саму женщину. Нерожденного еще младенца он считал страшной обузой, а на подругу стал смотреть с подозрением, что она все специально подстроила, чтобы связать его узами брака. Чем тяжелее протекала беременность, тем нетерпеливее становился будущий отец, хотя юному повесе очень нравилось весело проводить время в обществе хорошенькой Катрин, и они оба находили весьма презабавным называть себя мужем и женой, официально свои отношения они не зарегистрировали.
Все закончилось тем, чем и должно было закончиться – Дюма отправился…
Детство
Когда портниху Катрин Лабе начало мутить по утрам, ее новое состояние встревожило Александра Дюма-отца, тогда ещё 22-летнего молодого человека, еще больше, чем саму женщину. Нерожденного еще младенца он считал страшной обузой, а на подругу стал смотреть с подозрением, что она все специально подстроила, чтобы связать его узами брака. Чем тяжелее протекала беременность, тем нетерпеливее становился будущий отец, хотя юному повесе очень нравилось весело проводить время в обществе хорошенькой Катрин, и они оба находили весьма презабавным называть себя мужем и женой, официально свои отношения они не зарегистрировали.
Все закончилось тем, чем и должно было закончиться – Дюма отправился искать новых муз, а Катрин родила мальчика. Случилось это 27 (28) июля 1824 года в Париже. Он появился на свет, когда его тогда еще подающий надежды отец вовсе не хотел обременять себя рождением ребенка.
Мать-портниха относилась к ребенку с нежной любовью. Роженица все еще любила своего непутевого «мужа» и назвала сына тоже Александром, втайне надеясь, что это каким-то образом поспособствует возвращению возлюбленного в лоно «семьи». Куда там! Он вспомнил, что у него есть сын, когда мальчику исполнилось 7 лет.
К тому времени Дюма-отец уже был достаточно известным драматургом – пьесы «Генрих III и его двор», «Антони», «Ричард Дарлингтон» поставили ведущие театры страны. Однажды он намекнул Катрин, что пора отдавать мальчика, ему с отцом будет куда лучше, но та только крепче прижала к себе ребенка и сказала, что не отдаст его никому. Высокий красавец Дюма только скривил губы и вышел.
Лабе решилась на безумный план: накопить денег и сбежать с сыном туда, где папаша его не найдет, но этот дьявол узнал о ее приготовлениях и явился за ребенком в сопровождении полиции еще до того, как женщина сумела что-либо предпринять.
Отец усыновляет мальчика, даёт свою фамилию. Было ли Александру-младшему комфортнее у отца, чем у матери? Если говорить о еде и об учебе, то да – Дюма-отец для сына ничего не жалел. Но все равно два родных человека не очень быстро нашли общий язык, мальчик был гораздо больше привязан к матери, с которой ему доводилось видеть нечасто. Маленький Александр ужасно страдал от разлуки. Видел он и боль своей матери, тоже тосковавшей по сыну, и это еще больше усиливало его страдания. Возможно, поэтому в его пьесах и романах главное место отводилось трагическим женским образам. Однако отец не мог уделять сыну достаточно времени и оказывать на него хоть какое-то влияние. На протяжение всей последующей жизни сын попеременно восхищался отцом и резко осуждал его за многочисленные любовные увлечения, ломающие, как ему казалось, судьбы соблазненных и брошенных женщин.
По совету сожительницы Александра-старшего мальчик был помещен в пансион. (Эта женщина имела от Дюма-отца дочь, которую он также признал официально и так же, как Александра, впоследствии забрал у матери.) Одна, другая, третья школа... Жесткая муштра, грубые отношения между учениками ранили нежного ребенка, избалованного любящей матерью. А больше всего его угнетало, что в школе его в открытую дразнили незаконнорожденным сыном. И соответственно, большинство из сверстников презирали ни в чем не повинного мальчишку и смеялись над его матерью. Детские и школьные его годы были омрачены сознанием своей неполноценности – позднее он возвращался к тогдашним переживаниям в нескольких книгах.
Образование
Дюма получил образование в Институте Goubaux и колледже Бурбон, но покинул школу, чтобы посвятить себя написанию книг.
Любовь
При такой наследственности подросший Дюма-сын не брезговал и женщинами легкого поведения, и актрисами, и замужними дамами. По меткому выражению современников, юный Дюма получал не только старые туфли отца, но и бывших любовниц папеньки, которые последнему наскучили. При таких обстоятельствах и произошло знакомство 20-летнего Дюма-младшего с куртизанкой Альфосиной Плесси, называющей себя Мари Дюплесси. Эта особа была очень красива собой, и молодой Дюма настолько ею увлекся, что готов был прощать ей все. Александр познакомился с ней осенью 1844 г. и сразу полюбил.
К 20 годам у Александра-младшего были достаточно большие долги, впрочем, и отец их имел выше крыши. А потому на очень серьезные отношения молодые люди рассчитывать не могли (Мари находилась на содержании у престарелого графа де Штакельберга). И каждый раз, когда она убегала на встречу с возлюбленным, ей приходилось врать графу, что отправляется поболтать с подружкой. Догадывался ли о настоящем времяпрепровождении содержанки седой вельможа, сказать сложно. Вряд ли и он, со своими деньгами, мог рассчитывать на то, что Мари хранит ему верность.
Впрочем, помимо Дюма ветреная красавица встречалась еще с другими мужчинами. На этой почве у любовников то и дело вспыхивали ссоры, они могли днями не встречаться, а потом их, как два огромных разноименных магнита притягивало друг к другу. В их бурном романе постоянные ссоры чередуются с трогательными примирениями.
Однажды «Аде», как Мари называла его в письмах, решил покончить с такой сжигающей любовью. Он написал ей прощальное письмо и с головой ушел в прежнюю беспорядочную жизнь на пару с отцом. До драматического разрыва в августе 1845 г. они были неразлучной парой. Вскоре отец и сын отправились в путешествие, где его догнала весть о том, что Мари больна. На его письмо с выражением сочувствия она не ответила, с головой уйдя в последние свои любовные приключения.
Возвратившись, он с ужасом узнаёт, что Мари больше нет в живых: всеми забытая, она умерла от чахотки / туберкулёза. Как все, кого судьба сводила с прекрасной куртизанкой, он не смог позабыть ее. Спустя несколько месяцев, шокированный, опечаленный, мучаемый угрызениями совести, Дюма-сын несет отцу на чтение свое первое настоящее произведение, названное «Дама с камелиями».
Брак
У него возникла связь с Надеждой Нарыжкиной, которая была замужем. У них родилась дочь в 1860 году, и четыре года спустя они поженились. Она была очень ревнивой, ее подозрения обрели под собой почву лишь через много лет супружества, когда Александр неожиданно влюбился в молодую женщину, Генриетту Ренье, которая стала его любовницей в течение восьми лет. Жена покинула его, однако просить у нее развода Дюма не счел возможным. Только после ее смерти он женился на своей пассии, но прожил всего пять месяцев в новом браке и скончался в 71 год.
Смерть
Умер в Марли-ле-Руа (Marly-le-Roi или Le-Port) - местечко во французском департаменте Сены и Уазы, на левом берегу Сены, в 12 км от Парижа. Замок с садами, основанный Людовиком XIV, проданный и разрушенный во время революции.
О чём писал
Писатель, отвернувшийся от романтических утопий к реальной жизни, за основу своих сюжетов затрагивает тему о женщине - проблемы ее положения в обществе, брака, семьи, проституции и т. д. Его произведения охватывают в большинстве случаев вопросы социальной морали, темы общественной "несправедливости".
Элемент морализирующей риторики и надуманных положений, являясь еще наследием романтических влияний, очень силен в драмах Дюма и оставляет на долю "быта" и "реализма", в том понимании, которое мы обычно вкладываем в эти понятия, весьма мало. Такой реализм - процесс дальнейшего развития драматургии (в частности драматургия Д. имела большое влияние на Ибсена).
Характерное и определяющее в пьесах Дюма-сына и его современников - отказ от романтического парения и мистического презрения к жизненным будням, отсутствие боязни взять темой не только сегодняшний день, но даже и такие вопросы его, которые романтической эстетикой считались "низменными" и вне искусства лежащими, хотя бы те же темы проституции, "полусвета. "Сцена театра принадлежит всем слоям общества", - декларирует Дюма-сын в предисловии-манифесте к "Даме с камелиями". После традиций французского классицизма, которые еще давали о себе знать; после всяческой надземности романтических фабул, драматургия Дюма-сына - новая грань, новая веха по пути развития литературно-сценического стиля, переход от романтизма к реализму.
Пьесы Дюма примечательны стремительным развитием действия, диалогами и умело построенной интригой, но вместе с тем они явно перегружены декламациями и морализаторством.
В своих работах Дюма подчеркивал важность брака и моральную цель литературы. Дюма был против эмансипации женщин, прелюбодеяния и проституции, и писал острые предисловия к своим пьесам. Дама с Камелиями и Полусвет Дюма (1855 г.) отразили изменяющуюся идею любви и семьи середины 1850-ых годов. Женщина с сомнительной репутацией – это опасность для буржуазной семьи: она должна быть удалена из социума, поскольку являлась центром инфекции. Если Вы уже обольстили такую девочку, то нужно также жениться на ней. Если Вы принесли внебрачного ребенка в мир, то нужно узаконить его.
Выборочный краткий обзор библиографии
Карьеру драматурга Дюма начал со сценической адаптации своего романа "Дама с камелиями" (La Dame aux camélias, 1848) в одноименную пьесу (1852). В основу сюжета положена история куртизанки Мари Дюплесси. В угоду «здоровой» морали самоотверженная героиня пьесы жертвует счастьем с любимым человеком. На большую любовь, а тем более трагическую, у читателей всегда есть спрос. Не стала исключением и «Дама...». «В ней была видна непорочная девушка, которую ничтожный случай сделал куртизанкой, и куртизанка, которую ничтожный случай мог превратить в самую любящую, самую чистую женщину», – так отзывался о своей возлюбленной Дюма. О нём говорили, как об «адвокате проституток».
Обличению падших женщин и неверных супругов посвящены драмы Диана де Лис (Diane de Lys, 1853), (основана на его отношениях с женой российского посла во Франции) Полусвет (Le Demi-monde, 1855) и Любитель женщин (L"Ami des femmes, 1864). В лице грубого тщеславного Жиро, персонажа пьесы Денежный вопрос (La Question d"argent, 1857), одной из самых популярных у Дюма, подверглись осмеянию беззастенчивые нувориши. Он выступил в защиту прав незаконнорожденных детей в почти автобиографической пьесе Незаконный сын (Le Fils naturel, 1858); косвенным образом та же тема затрагивалась в драме Блудный отец (Un Père prodigue, 1859), написанной по воспоминаниям о юных годах в обществе отца. Дюма выступил также за равноправие женщин и снисходительность к их прошлым грехам в пьесе Понятия мадам Обре (Les Idées de Madame Aubrey, 1867). В драме Принцесса Жорж (La Princesse Georges, 1871) он подверг критике законы о браке, не позволяющие жене расстаться с неверным мужем, а в пьесе Жена Клода (La Femme de Claude, 1873) обосновал моральное право мужа убить неверную жену.
Стихи:
1847 — первый стихотворный сборник «Грехи юности» / Peches de jeunesse
Романы (конец 40-х – середина 50-х гг.)
1847 — Приключения четырёх женщин и попугая / Histoire de quatre femmes et d’un perroquet
• Роман одной женщины (Роман женщины ) / Le roman d’une femme.
1848 — Дама с камелиями / La dame aux Camelias
1848 — Cesarine
1848 — Доктор Серван / Le docteur Servans
1849 — Antonine
1851 — Trois hommes forts / Трое сильных мужчин
1849 — Tristan le Roux
1853 — Sophie Printemps
1855 — Шкатулка для денег / La boite d’argent
Полуавтобиографический роман:
1867 — L'Affaire Clemenceau
Пьесы:
1852 — Дама с камелиями / La dame aux Camelias
1853 — Диана де Лис / Diane de Lys…
Стихи:
1847 — первый стихотворный сборник «Грехи юности» / Peches de jeunesse
Романы (конец 40-х – середина 50-х гг.)
1847 — Приключения четырёх женщин и попугая / Histoire de quatre femmes et d’un perroquet
• Роман одной женщины (Роман женщины ) / Le roman d’une femme.
1848 — Дама с камелиями / La dame aux Camelias
1848 — Cesarine
1848 — Доктор Серван / Le docteur Servans
1849 — Antonine
1851 — Trois hommes forts / Трое сильных мужчин
1849 — Tristan le Roux
1853 — Sophie Printemps
1855 — Шкатулка для денег / La boite d’argent
Полуавтобиографический роман:
1867 — L'Affaire Clemenceau
Пьесы:
1852 — Дама с камелиями / La dame aux Camelias
1853 — Диана де Лис / Diane de Lys
1855 — Полусвет / Demi-Monde
1857 — Денежный вопрос / Question d’Argent
1858 — Незаконный сын / Le Fils naturel
1859 — Блудный отец / Le Pere prodigue
1864 — Друг женщин (Любитель женщин) / L’ami des femmes
1866 — Процесс Клемансо (Исповедь преступника / Дело Клемансо) / L’Affaire Clemenceau
1866 — Heloise Paranquet
1867 — Взгляды г-жи Обрэй (Понятия мадам Обре) / Les idees de Madame Aubray
1871 — Свадебный визит / Une visite de noce
1871 — Принцесса Жорж / La princesse Georges
1873 — Жена Клода / La femme de Claude
1874 — Господин Альфонс / Monsieur Alphonse
1876 — Иностранка / L’etrangere
1881 — Багдадская принцесса / La princesse de Bagdad
1885 — Denise
1887 — Francillon
• Возвращение из Фив - последняя пьеса. Незакончена
Общественные выступления-брошюры:
1871 — Письма на злобу дня / Lettres sur les choses du jour
1872 — L’homme-femme
• Убей ее / Tue-la
• Женщины, которые убивают, и женщины, которые голосуют / Les femmes qui tuent et les femmes qui votent
1883 — Recherches de la paternite
1880 — Развод / Le divorce
"Дама с камелиями" переведено на английский язык как "Камилла"
Судьба сложилась так, что и ему было уготовано стать отцом незаконнорожденного ребенка – много лет он жил с русской княгиней Надеждой Нарышкиной, и только в 1864-м году, после смерти её мужа, князя Нарышкина, Дюма-сын смог на ней жениться.
В пору его литературной юности, казалось, что со своей бешеной работоспособностью он сумеет подняться над литературой отца. Но «творческие порывы» меньше всего напоминали разряды молнии, становились все бледнее и бледнее, и как однажды он остроумно выразился: «Человек всегда гордится тем, что начертал где-то свое имя, хотя бы на коре дерева, и всегда приходит в удивление, когда больше не…
"Дама с камелиями" переведено на английский язык как "Камилла"
Судьба сложилась так, что и ему было уготовано стать отцом незаконнорожденного ребенка – много лет он жил с русской княгиней Надеждой Нарышкиной, и только в 1864-м году, после смерти её мужа, князя Нарышкина, Дюма-сын смог на ней жениться.
В пору его литературной юности, казалось, что со своей бешеной работоспособностью он сумеет подняться над литературой отца. Но «творческие порывы» меньше всего напоминали разряды молнии, становились все бледнее и бледнее, и как однажды он остроумно выразился: «Человек всегда гордится тем, что начертал где-то свое имя, хотя бы на коре дерева, и всегда приходит в удивление, когда больше не находит его». В истории он так и остался Александр Дюма-сын.
Особую славу Дюма-сын получил, когда на сцене парижского театра "Водевиль" [премьера: 1853 г.] была поставлена пьеса "Дама с камелиями", переделанная им из своего же одноименного романа "La dame aux Camelias". Ею была предопределена его дальнейшая карьера как драматурга.
Прототипом Маргариты Готье, главной героини драмы, послужила актриса Marie Daplessis, первая исполнительница "Дамы с камелиями" и героинь других пьес Дюма. Позднее роль исполняли крупнейшие актрисы того времени: С.Бернар, Э.Дузе; в России – Г.Н.Федотова, М.Г.Савина.
На сюжет «Дамы с камелиями» написана популярная опера «Травиата» итальянским композитором Джузеппе Верди написал оперу «травиата», которая вызвала ссорумежду…
Особую славу Дюма-сын получил, когда на сцене парижского театра "Водевиль" [премьера: 1853 г.] была поставлена пьеса "Дама с камелиями", переделанная им из своего же одноименного романа "La dame aux Camelias". Ею была предопределена его дальнейшая карьера как драматурга.
Прототипом Маргариты Готье, главной героини драмы, послужила актриса Marie Daplessis, первая исполнительница "Дамы с камелиями" и героинь других пьес Дюма. Позднее роль исполняли крупнейшие актрисы того времени: С.Бернар, Э.Дузе; в России – Г.Н.Федотова, М.Г.Савина.
На сюжет «Дамы с камелиями» написана популярная опера «Травиата» итальянским композитором Джузеппе Верди написал оперу «травиата», которая вызвала ссорумежду Дюма-сыном и Верди, так как последний не попросил разрешения у автора использовать его роман в основе либретто к своей опере.