Но трагедия школы в том, что в преподавании литературы господствует не центростремительная методика, ведушая к книге, образу, писателю, а центробежная: к сочинению, к контрольной работе, а главное к экзамену. Почему это происходит, нам и предстоит изучить.
Судить о преподавании литературы только по тому, что ученик запомнил, выучил, принципиально неверно.
Урок литературы - это не натаскивание на ответы, а размышление над вопросами и (что гораздо труднее) воспитание умения эти вопросы видеть и даже самому ставить.
Сегодня вчера еще литературоцентристская культура наша стала телецентристской. Входя в темную комнату, три четверти наших современников включают свет и тут же – телевизор.
Но при всем разнообразии самых различных людей, при всех правах каждого на блага жизни и право быть самим собой, есть вместе с тем некие незыблемые истины, без соблюдения которых человеческое общество распадется, что и показано в последних снах Раскольникова, где изображен конец мира, ибо люди «не могли согласиться, что считать злом, что добром», а потому «не понимали друг друга». Эти фундаментальные основы бытия и учит понимать и осмысливать литература. Естественно, они не сообщаются, как обведенные рамочкой основные понятия и законы в учебниках химии и физики, а являются каждый раз результатом собственных исканий и личного открытия.
Как говорят китайцы, дай человеку рыбу, он будет сыт один день, научи его ловить рыбу, он будет сыт всю жизнь. Беда школьного преподавания не только в том, что на уроках учеников порой кормят не самой свежей рыбой. А в том, что их не учат ловить рыбу. Сплошь и рядом ученик получает готовое знание, некоторый итог, результат.