Владимир Владимирович Маяковский — русский советский поэт. Один из крупнейших поэтов XX века.
Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый фронт»), «Новый ЛЕФ».
Родился в грузинском селе Багдади, в семье Владимира Константиновича Маяковского (1857—1906), служившего лесничим третьего разряда в Эриванской губернии, с 1889 в Багдатском лесничестве. Мать поэта, Александра Алексеевна Павленко (1867—1954), из рода кубанских казаков, родилась на Кубани, в станице Терновская. В поэме «Владикавказ — Тифлис» 1924 года Маяковский называет себя «грузином». Бабушка по отцовской линии, Ефросинья Осиповна Данилевская, —…
Владимир Владимирович Маяковский — русский советский поэт. Один из крупнейших поэтов XX века.
Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый фронт»), «Новый ЛЕФ».
Родился в грузинском селе Багдади, в семье Владимира Константиновича Маяковского (1857—1906), служившего лесничим третьего разряда в Эриванской губернии, с 1889 в Багдатском лесничестве. Мать поэта, Александра Алексеевна Павленко (1867—1954), из рода кубанских казаков, родилась на Кубани, в станице Терновская. В поэме «Владикавказ — Тифлис» 1924 года Маяковский называет себя «грузином». Бабушка по отцовской линии, Ефросинья Осиповна Данилевская, — двоюродная сестра автора исторических романов Г. П. Данилевского, родом из запорожских казаков. У будущего поэта было две сестры: Людмила и Ольга, и два брата: Константин (умер в трёхлетнем возрасте от скарлатины) и Александр (умер в младенчестве).
В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. Как и его родители, он свободно владел грузинским языком. Участвовал в революционной демонстрации, читал агитационные брошюры. В феврале 1906 года от заражения крови умер его отец после того, как уколол палец иголкой, сшивая бумаги. С тех пор Маяковский терпеть не мог булавок и заколок, бактериофобия осталась пожизненной.
В июле того же года Маяковский вместе с мамой и сёстрами переехал в Москву, где поступил в IV класс 5-й классической гимназии (ныне московская школа № 91 на Поварской улице, здание не сохранилось), где учился в одном классе с братом Б. Л. Пастернака Шурой. Семья жила в бедности. В марте 1908 года был исключён из 5 класса из-за неуплаты за обучение.
Первое «полустихотворение» Маяковский напечатал в нелегальном журнале «Порыв», который издавался Третьей гимназией. По его словам, «получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно».
В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в РСДРП. Был пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне, в 1908—1909 годах трижды арестовывался (по делу о подпольной типографии, по подозрению в связи с группой анархистов-экспроприаторов, по подозрению в пособничестве побегу женщин-политкаторжанок из Новинской тюрьмы). По первому делу был освобождён с передачей под надзор родителей по приговору суда как несовершеннолетний, действовавший «без разумения»; по второму и третьему делу был освобождён за недостатком улик.
В тюрьме Маяковский «скандалил», поэтому его часто переводили из части в часть: Басманная, Мещанская, Мясницкая и, наконец, Бутырская тюрьма, где он, по его словам в автобиографии «Я сам», провёл 11 месяцев в одиночной камере № 103 (фактически — около 6 месяцев: со 2 июля 1909 по 9 января 1910 года). В тюрьме в 1909 году Маяковский снова стал писать стихи, но был недоволен написанным.
Из тюрьмы после третьего ареста он был освобождён в январе 1910 года. После освобождения он вышел из партии. В 1918 году писал в автобиографии: «Отчего не в партии? Коммунисты работали на фронтах. В искусстве и просвещении пока соглашатели. Меня послали б ловить рыбу в Астрахань».
В 1911 году подруга поэта богемная художница Евгения Ланг вдохновила поэта на занятия живописью. Маяковский обучался в подготовительном классе Строгановского училища, в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина. В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества — единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадёжности. Познакомившись с Давидом Бурлюком, основателем футуристической группы «Гилея», вошёл в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам. Первое опубликованное стихотворение называлось «Ночь» (1912), оно вошло в футуристический сборник «Пощёчина общественному вкусу».
30 ноября 1912 года состоялось первое публичное выступление Маяковского в артистическом подвале «Бродячая собака».
В декабре 1912 г. Маяковский дебютирует как поэт в альманахе "Пощечина общественному вкусу". В нем же был опубликован и манифест русских кубо-футуристов, подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым. В манифесте призывается: "Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности. (...) Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным". Однако вопреки декларациям Маяковский высоко ценил Гоголя, Достоевского, Блока, и других писателей, которые оказали глубокое влияние на его творчество. Творчески плодотворным стал для Маяковского 1913 г., когда вышел его первый сборник "Я" (цикл из четырех стихотворений), написана и поставлена программная трагедия "Владимир Маяковский" и было совершено вместе с другими футуристами большое турне по городам России. Сборник "Я" был написан от руки, снабжен рисунками В. Н. Чекрыгина и Л. Шехтеля и размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. Этот сборник вошел в книгу стихов поэта "Простое как мычание"
Футуризм Маяковского с самого начала и до конца дней поэта имел романтический характер. Маяковский и в советское время оставался футуристом, хотя и с новыми свойствами: "комфутом", то есть коммунистическим футуристом, а также руководителем ЛЕФа (Левого фронта искусств).
Исследователи творческого развития Маяковского уподобляют его поэтическую жизнь пятиактному действу с прологом и эпилогом. Роль своего рода пролога в творческом пути поэта сыграла трагедия "Владимир Маяковский" (1913), первым актом стали поэмы "Облако в штанах" (1914-1915) и "Флейта-позвоночник" (1915), вторым актом-поэмы "Война и мир" (1915- 1916) и "Человек" (1916-1917), третьим актом - пьеса "Мистерия-буфф" (первый вариант-1918, второй-1920- 1921) и поэма "150 000 000" (1919- 1920), четвертым актом-поэмы "Люблю" (1922), "Про это" (1923) и "Владимир Ильич Ленин" (1924), пятым актом-поэма "Хорошо!" (1927) и пьесы "Клоп" (1928-1929) и "Баня" (1929-1930), эпилогом-первое и второе вступления в поэму "Во весь голос" (1928-1930) и предсмертное письмо поэта "Всем" (12 апреля 1930 г.). Остальные произведения Маяковского, в том числе многочисленные стихотворения, тяготеют к тем или иным частям этой общей картины, основу которой составляют крупные произведения поэта.
Художественный мир Маяковского - это синтетическая драма, которая включает в себя свойства разных драматургических жанров: трагедии, мистерии, эпико-героической драмы, комедии, райка, кинематографа, феерии и т. д., подчиненных основному у Маяковского - трагическому характеру его главного героя. Следует заметить, что не только его пьесы, но и поэмы по-своему драматургичны и чаще всего трагедийны.
В феврале 1930 г. поэт вступает в РАПП (Российская Ассоциация пролетарских писателей). Этот поступок Маяковского был осужден его друзьями. Маяковский-человек, гражданин был плохим политиком (как, впрочем, и все люди искусства). Поэт же Маяковский был востребован большевиками именно как политический поэт. Его стихи публиковались на первых полосах центральных и периферийных газет. Ради агитпропа он "наступал на горло собственной песне", сам неоднократно декларировал близость к партии большевиков в стихах и высказываниях и в прощальном, предсмертном "Во весь голос" заявил: "Я подыму, как большевистский партбилет, все сто томов моих партийных книжек".
Сохранив в душе идеалы революции, но разочаровавшись в ее итогах, поэт столкнулся с системой, которую он с необычайной язвительностью изобразил в своей сатире.
Творческий кризис, отторжение от читателей стало одной из причин, толкнувших Маяковского к самоубийству. Другой равнозначной причиной, по мнению биографов, были неустроенность личной жизни.
12 апреля 1930 года, за два дня до смерти, он написал прощальное письмо:
"Всем
В том, что умираю, ни вините никого, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Мама, сестры и товарищи, простите - это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет.
Лиля *, люби меня. Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.
Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо.
Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.
Как говорят -
"инцидент исперчен",
любовная лодка
разбилась в быт.
Я с жизнью в расчете
и не к чему перечень
взаимных болей,
бед
и обид.
Счастливо оставаться.
Владимир Маяковский.
12/IV-30 г.
Товарищи Вапповцы, не считайте меня малодушным.
Серьезно - ничего не поделаешь.
Привет.
Ермилову скажите, что жаль - снял лозунг, надо бы доругаться.
В. М.
В столе у меня 2000 рублей - внесите в налог.
Остальное получите с Гиза.
В. М."
Маяковский, написав это письмо, два дня еще оттягивал роковой поступок. Накануне дня смерти он посетил вечеринку у Валентина Катаева, где встретился с Вероникой Полонской.
Современники поэта по-разному оценивали его гибель. Одни относили это к роковой случайности, другие указывали на строки его стихов, намекавшие на подобный исход, а Лилия Брик написала, что причиной ухода Маяковского из жизни была "своего рода мания самоубийства и боязнь старости".
Автобиография
Я сам , 1928
Поэмы
Облако в штанах , 1914-1915
Флейта-позвоночник , 1915
Война и мир , 1916
Человек , 1916-1917
150 000 000 , 1919-1920
Люблю , 1922
IV Интернационал , 1922
Пятый Интернационал , 1922
Про это , 1923
Рабочим Курска, добывшим первую руду, временный памятник работы Владимира Маяковского , 1923
Владимир Ильич Ленин , 1924
Летающий пролетарий , 1925
Хорошо! , 1927
Во весь голос , 1929-1930
[Неоконченное] , 1928-1930
Стихи детям
Сказка о Пете, толстом ребенке и о Симе, который тонкий, 1925
Что такое хорошо и что такое плохо?, 1925
Гуляем, 1925
Что ни страница, - то слон, то львица, 1926
Эта книжечка моя про моря и про маяк, 1926
История Власа –…
Автобиография
Я сам , 1928
Поэмы
Облако в штанах , 1914-1915
Флейта-позвоночник , 1915
Война и мир , 1916
Человек , 1916-1917
150 000 000 , 1919-1920
Люблю , 1922
IV Интернационал , 1922
Пятый Интернационал , 1922
Про это , 1923
Рабочим Курска, добывшим первую руду, временный памятник работы Владимира Маяковского , 1923
Владимир Ильич Ленин , 1924
Летающий пролетарий , 1925
Хорошо! , 1927
Во весь голос , 1929-1930
[Неоконченное] , 1928-1930
Стихи детям
Сказка о Пете, толстом ребенке и о Симе, который тонкий, 1925
Что такое хорошо и что такое плохо?, 1925
Гуляем, 1925
Что ни страница, - то слон, то львица, 1926
Эта книжечка моя про моря и про маяк, 1926
История Власа – лентяя и лоботряса, 1926
Мы вас ждем, товарищ птица, отчего вам не летится?, 1927
Конь-огонь, 1927
Прочти и катай в Париж и в Китай, 1927
Возьмем винтовки новые, 1927
Майская песенка, 1928
Кем быть?, 1928
Песня-молния, 1929
Проза
Будетляне, 1914
Умер Александр Блок, 1921
В.В.Хлебников, 1922
Париж (Записки Людогуся), 1922
Париж. Театр Парижа, 1923
Париж. Быт, 1923
Парижские повинции, 1923
Семидневный смотр французской живописи, 1923
Собирайте историю, 1923
С неба на землю, 1923
О мелочах, 1923
Товарищи — формовщики жизни!, 1923
Мое открытие Америки, 1925-1926
Как я ее рассмешил, 1926
Как делать стихи? , 1926
"А что вы пишите?", 1926
Америка в Баку, 1926
Читатель!, 1927
Ездил я так, 1927
Немного о чехе, 1927
Чешский пионер, 1927
Рожденные столицы, 1928
Казалось бы, ясно..., 1929
Выступление в Доме комсомола Красной Пресни на вечере, посвященном двадцатилетию деятельности, 1930
Открывая выставку "20 лет работы Маяковского", 1930
Прошу слова..., 1930
Пьесы
Владимир Маяковский , 1913
Мистерия-буфф , 1918
Клоп , 1929
Баня , 1929
Стихотворения
Избранные стихотворения 1893-1930 годов
Стихотворения 1912-1916 годов
Стихотворения 1917-1919 годов
Окна сатиры Роста" 1919-1920 годов
Стихотворения 1920-1925 годов
Цикл стихотворений "Париж" (1925 год)
Цикл "Стихи об Америке" (1925 год)
Стихотворения 1926 года
Стихотворения 1927 года
Стихотворения 1928 года
Стихотворения 1929-1930 годов
Лозунги 1929-1930 годов
Антирелигиозные стихотворения
В кино образ поэта в разное время воплотили актёры:
- Борис Ливанов (Свет над Россией, 1946)
- Николай Черкасов (Они знали Маяковского, 1955)
- Родам Челидзе (Маяковский начинался так, 1958)
- Анатолий Переверзев (Маяковский смеётся, или Клоп-75, 1975)
- Анатолий Котенев (Дежа вю, 1988)
- Kaрел Добрый (Доктор Живаго, 2002)
- Дмитрий Ермилов (Грехи отцов, 2004)
- Роман Агеев (Смерть Таирова, 2004)
- Евгений Дятлов (телесериал «Есенин», 2005)
- Андрей Чернышов (Маяковский. Два дня, 2012)
В жизни Маяковского было множество "любеночек", как он их сам называл, и только одна, настоящая любовь - Лиля Брик.
Когда Маяковский ввёл в употребление свою знаменитую стихотворную…
В кино образ поэта в разное время воплотили актёры:
- Борис Ливанов (Свет над Россией, 1946)
- Николай Черкасов (Они знали Маяковского, 1955)
- Родам Челидзе (Маяковский начинался так, 1958)
- Анатолий Переверзев (Маяковский смеётся, или Клоп-75, 1975)
- Анатолий Котенев (Дежа вю, 1988)
- Kaрел Добрый (Доктор Живаго, 2002)
- Дмитрий Ермилов (Грехи отцов, 2004)
- Роман Агеев (Смерть Таирова, 2004)
- Евгений Дятлов (телесериал «Есенин», 2005)
- Андрей Чернышов (Маяковский. Два дня, 2012)
В жизни Маяковского было множество "любеночек", как он их сам называл, и только одна, настоящая любовь - Лиля Брик.
Когда Маяковский ввёл в употребление свою знаменитую стихотворную «лесенку», коллеги-поэты обвиняли его в жульничестве — ведь поэтам тогда платили за количество строк, и Маяковский получал в 2-3 раза больше за стихи аналогичной длины.
Однажды Маяковский посетил редакцию какого-то журнала, а, уходя, обнаружил пропажу своей палки и сказал:
"А где же моя палка? Пропала палка. Впрочем, зачем говорить "пропала палка", когда можно сказать проще: пропалка".
Незадолго до смерти, случившейся в 1978 году, Лиля Брик признается поэту Андрею Вознесенскому: «Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался к нам, царапался в дверь и плакал». Брик прекрасно сознавала, как мучается Маяковский. «Но ничего, — говорила она друзьям. — Страдать Володе полезно. Он помучается и напишет хорошие стихи».
В воспоминаниях после смерти поэта Л. Брик писала, что с Осей Бриком она ещё до знакомства с Маяковским жила как брат и сестра, а не как муж и жена.
Маяковский любил азартные игры и увлекался игрой на бильярде. Играл он для уровня любителя очень хорошо, у него был поразительно точный и сильный удар. С профессиональными игроками он играл редко, так как ему претили ухищрения профессиональной игры. Но и игры «пустой», то есть без всякой ставки, он тоже не любил. По его мнению какой-то, пусть хоть маленький «интерес», то есть какая-то материальная заинтересованность в игре у игроков должна быть. Исключения он делал только для партнеров заведомо слабых, так он играл, например, с Луначарским, который игру очень любил, пользовался любой свободной минутой, чтобы «покатать шарики», но играл чрезвычайно слабо.
Отец Владимира Владимировича умер от заражения крови, уколовшись иглой, когда прошивал бумаги. С тех пор Маяковский обрел параноидальную любовь к чистоте, по нескольку раз заставлял перемывать в кипятке фрукты, при себе всегда имел карманную мыльницу и постоянно дезинфицировал руки одеколоном.
Во время своего бурного романа, Лили и Владимир обменялись кольцами-печатками. На кольце поэта было выгравировано "WM", а на кольце Брик - "ЛЮБ", ее инициалы, которые, если вращать кольцо, сливались в единое и бесконечно "ЛЮБЛЮ".
Лили Маяковский называл по-разному: Лиличка, Личика, Личика, Лучик, Лика и просто - Киса. А она его - Щен, Щененочек, Волосик, Володичка...
Однажды посвятив Лили Юрьевне новую поэму "Облако в штанах", он отныне все стихи, все строчки только что выпущенные и уже опубликованные посвящал только ей.