Информация
Родилась: 31 мая 1948 г., Станислав (после 1962 - Ивано-Франковск), Украина

Светлана Алексиевич — белорусская писательница, журналистка. Пишет на русском языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года.

Родилась 31 мая 1948 в Ивано-Франковске (Украина) в семье военнослужащего. Отец — белорус, мать — украинка. После демобилизации отца из армии семья переехала на его родину — в Беларусь. Жили в деревне. Отец и мать работали сельскими учителями.

После окончания школы работала корреспондентом районной газеты в Наровле, ещё в школе писала стихи и газетные заметки. В 1967 стала студенткой факультета журналистики Белорусского государственного университета в Минске. Во время учёбы несколько раз была лауреатом республиканских и всесоюзных конкурсов научных студенческих работ.

После университета была направлена на работу в Брестскую обл. — в районную газету. Работая в газете, одновременно преподавала в сельской школе. Через год её взяли на работу в Минск, в редакцию республиканской «Сельской газеты». А ещё через несколько лет она стала корреспондентом, а затем и заведующей отделом очерка и публицистики литературно-художественного журнала «Неман» (орган Союза писателей Беларуси).

Алексиевич пробовала себя, свой голос в разных жанрах — рассказы, публицистика, репортажи. Решающее влияние на её выбор оказал известный белорусский писатель Алесь Адамович и его известные книги «Я — из огненной деревни» и «Блокадная книга». Написаны они не им одним, а в соавторстве с другими писателями, но идея и разработка этого нового для белорусской и современной русской литературы жанра принадлежала ему. Адамович называл этот жанр по-разному, все время искал точную формулировку: «соборный роман», «роман-оратория», «роман-свидетельство», «народ, сам о себе повествующий», «эпически-хоровая проза» и т. д. Всегда она называла его своим главным Учителем.
Сама Светлана Алексиевич обозначила однажды в интервью так главную идею своих книг, своей жизни: "Я всегда хочу понять, сколько человека в человеке. И как этого человека в человеке защитить? Чем мы можем его защитить".

В 1983 была написана книга «У войны не женское лицо». Два года она лежала в издательстве и не печаталась, автора обвиняли в пацифизме, натурализме, в развенчании героического образа советской женщины. Такие обвинения в те времена считались серьёзными. Тем более, что за Светланой тянулась давняя слава антисоветчицы и дисседентски настроенной журналистки.

Но грянули новые времена. В 1985 книга «У войны не женское лицо» вышла почти одновременно в московском журнале «Октябрь», белорусском издательстве «Мастацкая лiтаратура», а затем в «Советском писателе», в «Роман-газете» и т. д. И в последующие годы она переиздавалась многократно — общий тираж дошел до 2 млн. экземпляров. Книгу приветствовали известные писатели-фронтовики: Кондратьев, Бакланов, Гранин, Окуджава и многие другие.

В том же году вышла и вторая книга, которая тоже около года ждала своего часа — «Последние свидетели». Эта книга также много раз издавалась, отмечена многочисленной критикой, которая называла обе книги «новым открытием военной прозы».

В 1989 вышла книга «Цинковые мальчики». Чтобы написать эту книгу, Алексиевич четыре года ездила по стране, встречалась с матерями погибших солдат и бывшими воинами-афганцами. Сама побывала на войне, летала в Афганистан. После выхода книги, которая произвела в обществе эффект разорвавшейся бомбы, многие не простили автору развенчание героического военного мифа. На неё обрушились военные и коммунистические газеты. В 1992 в Минске был организован политический суд над автором и книгой «Цинковые мальчики». Но в защиту поднялась демократическая общественность, многие известные интеллектуалы за рубежом. Суд был приостановлен.

В 1993 вышла новая книга — «Зачарованные смертью». Это был рассказ о самоубийцах — о тех, кто покончил с собой или пытался покончить с собой, не выдержав исчезновения социалистических идей, социалистического материка. Те, кто уравнял себя с идеей, сжился с ней намертво. Кто не нашел в себе силы принять новый мир. Новую историю и новую страну.

В 1997 Алексиевич закончила и опубликовала книгу «Чернобыльская молитва». Она сначала была опубликована в журнале «Дружба народов», а потом в издательстве «Остожье».

Книги Светланы Алексиевич издавались не только в России, но и за рубежом — в Америке, Германии, Англии, Японии, Швеции, Франции, Китае, Вьетнаме, Болгарии, Индии и т. д. Всего в 19 странах мира. Она — автор сценариев 21 документального фильма. И трёх театральных пьес. Во Франции, Германии, Болгарии ставились спектакли по её книгам.

Алексиевич называют «блестящим мастером художественно-документальной прозы». В то же время иногда встречаются и критические мнения, характеризующие творчество Алексиевич как спекулятивно-тенденциозную журналистику

Осенью 2013 года вышла книга о том, как тяжело и болезненно переживается современниками падение советской эпохи. Как и все предыдущие книги Светланы Алексиевич, «Время „second-hand“ (Конец красного человека)» – это собрание голосов, записанных автором в результате сотен встреч с нашими соотечественниками.

Известна последовательно негативной позицией по отношению к внешней и внутренней политике президента А.Лукашенко, в связи с чем подвергалась судебным и внесудебным преследованиям. С начала 2000-х годов жила в эмиграции (Италия, Франция).
С начала 2000-х годов жила в Италии, Франции, Германии. C 2013 года снова живёт в Беларуси (Минск).

Воспитала дочь своей рано умершей сестры.

В 2013 году считалась одним из претендентов на Нобелевскую премию по литературе, однако премию получила писательница Элис Манро из Канады. В 2015 году Светлана все-таки получила премию с формулировкой «за многоголосое звучание ее прозы и увековечивание страдания и мужества» и стала первым нобелевский лауреатом в истории независимой Беларуси и первым с 1987 года русскоязычным писателем, удостоенным Нобелевской премии по литературе. Денежный приз премии составил 8 млн шведских крон (около 953 тыс. долларов).

После крымских событий 2014 выступила в немецкой газете Frankfurter Allgemeine с осуждением российской политики в отношении Украины.

Библиография

Цикл "Голоса утопии":
1983 — У войны не женское лицо
1985 — Последние свидетели. Соло для детского голоса
1989 — Цинковые мальчики
1997 — Чернобыльская молитва
2013 — Время секонд хэнд

Вне цикла:
1993 — Зачарованные смертью
2006 — Чудный олень вечной охоты

Премии
Лауреат
2015 г. — Нобелевская премия по литературе
2014 г. — Большая книга (Приз читательских симпатий, Время секонд хэнд)
2013 г. — Премия мира немецких книготорговцев в области литературы
2013 г. — Премия Медичи (Лучшее эссе, Время секонд хэнд)
2011 г. — Ангелус (У войны не женское лицо)
2005 г. — Национальная книжная премия общества критиков (Документальная литература, Чернобыльская молитва. Хроника будущего)
1998 г. — Лейпцигская книжная премия за вклад в европейское взаимопонимание (Главная премия, Чернобыльская молитва)
1997 г. — Премия Триумф в области литературы
1986 г. — Премия Ленинского комсомола в области литературы (У войны не женское лицо. Последние свидетели)
Номинант
2015 г. — НОС (Премия Новая словесность, Время секонд хэнд)
2014 г. — Национальный бестселлер (Роман, Время секонд хэнд)
2008 г. — Ангелус (Цинковые мальчики)
1994 г. — Нейштадтская литературная премия
Экранизации

Цикл документальных телефильмов "У войны не женское лицо":
1981 - Фильм первый: "Это была не я..."
1982 - Фильм второй: "Стрелять хотела"
1982 - Фильм третий: "Утро туманное"
1982 - Фильм четвертый: "Я встретил вас"
1983 - Фильм пятый: "Если родится девочка"
1984 - Фильм шестой: "Тогда я не плакала"
1984 - Фильм седьмой: "Милосердие"

1990 - Цикл "Из бездны":
Фильм первый - "Люди войны".
Фильм второй - "Люди блокады".

Афганский цикл:
1991 - "Стыд"
1992 - "Я из повиновения вышел"

2008 - "Дверь" (The Door) номинирован на премию "Оскар" в категории "Лучший короткометражный игровой фильм". Фильм основан на повествовании Николая Калугина из книги Светланы Алексиевич "Чернобыльская молитва"

до слез
страшно
Больно до слёз!
Страшно
Вторая книга (первой стала «У войны не женское лицо») знаменитого художественно-документального цикла Светланы Алексиевич «Голоса Утопии». Воспоминания о Великой Отечественной тех, кому в войну было 6-12 лет — самых беспристрастных и самых несчастных ее свидетелей. Война, увиденная детскими глазами, еще страшнее, чем запечатленная женским взглядом. К той литературе, когда «писатель пописывает, а читатель почитывает», книги Алексиевич не имеют отношения. Но именно по отношению к ее книгам чаще...
скучно
Моя оценка:
Довольно слабый конъюнктурный писатель. Человек без родины. Пишет то, что сегодня можно продать. Быстро переобувается. Сегодня живёт в Германии со всеми выходящими из этого последствиями. Написала "У войны не женское лицо", а в последствие стала говорить, что цензура отредактировала, не разрешила и т.д. и т.п.
Нобелевку сегодня дают только за продвижение "других ценностей"
Вторая книга (первой стала «У войны не женское лицо») знаменитого художественно-документального цикла Светланы Алексиевич «Голоса Утопии». Воспоминания о Великой Отечественной тех, кому в войну было 6-12 лет — самых беспристрастных и самых несчастных ее свидетелей. Война, увиденная детскими глазами, еще страшнее, чем запечатленная женским взглядом. К той литературе, когда «писатель пописывает, а читатель почитывает», книги Алексиевич не имеют отношения. Но именно по отношению к ее книгам чаще...
грустно
до слез
полезно
познавательно
мудро
страшно
Моя оценка:
ЭТО НАДО ЧИТАТЬ ВСЕМ ЧТОБЫ ПОМНИТЬ И ПОНИМАТЬ К ЧЕМУ ПРИВОДЯТ ВОЙНЫ🥺
Вторая книга (первой стала «У войны не женское лицо») знаменитого художественно-документального цикла Светланы Алексиевич «Голоса Утопии». Воспоминания о Великой Отечественной тех, кому в войну было 6-12 лет — самых беспристрастных и самых несчастных ее свидетелей. Война, увиденная детскими глазами, еще страшнее, чем запечатленная женским взглядом. К той литературе, когда «писатель пописывает, а читатель почитывает», книги Алексиевич не имеют отношения. Но именно по отношению к ее книгам чаще...