Информация
Родился: 11 ноября 1821 г., Москва, Российская империя
Умер: 28 января 1881 г., Санкт-Петербург, Российская империя

Фёдор Михайлович Достоевский — один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.
Родился в семье штаб-лекаря Мариинской больницы для бедных. Отец, Михаил Андреевич, дворянин; мать, Мария Федоровна, из старомосковского купеческого рода. Получил прекрасное образование в частном пансионе Л.Чермака — одном из лучших в Москве. В семье любили читать, выписывали журнал «Библиотека для чтения», который давал возможность знакомиться с новейшей иностранной литературой. Из русских авторов любили Карамзина, Жуковского, Пушкина. Мать, натура религиозная, с малого возраста познакомила детей с Евангелием, возила на богомолье в Троице-Сергиеву лавру.
Тяжело пережив смерть…

Фёдор Михайлович Достоевский — один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.
Родился в семье штаб-лекаря Мариинской больницы для бедных. Отец, Михаил Андреевич, дворянин; мать, Мария Федоровна, из старомосковского купеческого рода. Получил прекрасное образование в частном пансионе Л.Чермака — одном из лучших в Москве. В семье любили читать, выписывали журнал «Библиотека для чтения», который давал возможность знакомиться с новейшей иностранной литературой. Из русских авторов любили Карамзина, Жуковского, Пушкина. Мать, натура религиозная, с малого возраста познакомила детей с Евангелием, возила на богомолье в Троице-Сергиеву лавру.
Тяжело пережив смерть матери (1837), Достоевский по решению отца поступил в Петербургское военно-инженерное училище — одно из лучших учебных заведений того времени. Новая жизнь давалась ему с великим напряжением сил, нервов, честолюбия. Но была и другая жизнь — внутренняя, сокровенная, неизвестная окружающим.
В 1839 неожиданно умирает отец. Это известие потрясло Достоевского и спровоцировало тяжелый нервный припадок — предвестие будущей эпилепсии, к которой у него была наследственная предрасположенность.
Окончил училище в 1843 и был зачислен на службу в чертежную инженерного департамента. Через год вышел в отставку, убежденный, что его призвание — литература.
Первый роман Достоевского «Бедные люди» был написан в 1845, опубликован Некрасовым в «Петербургском сборнике» (1846). Белинский провозгласил «появление... необыкновенного таланта...». Повести «Двойник» (1846) и «Хозяйка» (1847) Белинский оценил ниже, отметив растянутость повествования, но Достоевский продолжал писать по-своему, не согласившись с оценкой критика. Позднее вышли «Белые ночи» (1848) и «Неточка Незванова» (1849), в которых обнаруживались черты реализма Достоевского, выделявшие его из среды писателей «натуральной школы»: углубленный психологизм, исключительность характеров и ситуаций.
Удачно начавшаяся литературная деятельность трагически обрывается. Достоевский был одним из членов кружка Петрашевского, объединявшего приверженцев французского утопического социализма (Фурье, Сен-Симон). В 1849 за участие в этом кружке писателя арестовывают и приговаривают к смертной казни, замененной затем четырьмя годами каторги и поселением в Сибири.
После смерти Николая I и начала либерального царствования Александра II участь Достоевского, как и многих политических преступников, была смягчена. Ему возвратили дворянские права, и в отставку в 1859 он вышел уже в чине подпоручика.
В 1859 Достоевский получил разрешение жить в Твери, затем в Петербурге. В это время он опубликовал повести «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели» (1859), роман «Униженные и оскорбленные» (1861). Почти десять лет физических и моральных терзаний обострили восприимчивость Достоевского к человеческим страданиям, усилив напряженные поиски социальной справедливости. Эти годы стали для него годами душевного перелома, краха социалистических иллюзий, нарастания противоречий в его мировоззрении. Он активно участвовал в общественной жизни России, выступал против революционно-демократической программы Чернышевского и Добролюбова, отвергая теорию «искусства для искусства», утверждая социальную ценность искусства.
После каторги были написаны «Записки из Мертвого дома». Летние месяцы 1862 и 1863 писатель проводит за границей, посетив Германию, Англию, Францию, Италию и др. страны. Он считал, что исторический путь, который прошла Европа после французской революции 1789, был бы гибельным для России, так же как и внедрение новых буржуазных отношений, отрицательные черты которых потрясли его во время поездок по Западной Европе. Особый, самобытный путь России к «земному раю» — вот социально-политическая программа Достоевского начала 1860-х. В 1864 были написаны «Записки из подполья», важное произведение для понимания изменившегося мировоззрения писателя. В 1865, будучи за границей, в курортном Висбадене, для поправки здоровья, писатель начал работу над романом «Преступление и наказание» (1866), в котором отразился весь сложный путь его внутренних исканий.
В 1867 Достоевский женился на Анне Григорьевне Сниткиной, своей стенографистке, ставшей для него близким и преданным другом. Вскоре они уехали за границу: жили в Германии, Швейцарии, Италии (1867 — 1871). В эти годы писатель работал над романами «Идиот» (1868) и «Бесы» (1870 — 71), который закончил уже в России. В мае 1872 Достоевские уехали на лето из Петербурга в Старую Русу, где они впоследствии купили скромную дачу и жили здесь с двумя детьми даже зимой. В Старой Русе написаны почти целиком романы «Подросток» (1874 — 1875) и «Братья Карамазовы» (1880).
С 1873 писатель стал ответственным редактором журнала «Гражданин», на страницах которого начал печатать «Дневник писателя», являющимся в то время учителем жизни для тысяч русских людей.
В конце мая 1880 Достоевский приехал в Москву на открытие памятника А. Пушкину (6 июня, в день рождения великого поэта), где собралась вся Москва. Здесь были Тургенев, Майков, Григорович и другие русские писатели. Речь Достоевского была названа Аксаковым «гениальной, историческим событием».
Здоровье писателя ухудшалось, и 28 января (9 февраля н.с.) 1881 в Петербурге Достоевский скончался. Похоронен на Тихвиноском кладбище Александро-Невской лавры.

картинка enjoy-the-silence
Библиография

Романы:
1845 — Бедные люди
1861 — Униженные и оскорблённые
1866 — Преступление и наказание
1866 — Игрок
1869 — Идиот
1872 — Бесы
1875 — Подросток
1880 — Братья Карамазовы

Повести и рассказы:
1846 — Двойник
1846 — Как опасно предаваться честолюбивым снам
1846 — Господин Прохарчин
1847 — Роман в девяти письмах
1847 — Хозяйка
1848 — Ползунков
1848 — Слабое сердце
1848 — Честный вор
1848 — Ёлка и свадьба
1848 — Неточка Незванова
1848 — Белые ночи
1849 — Маленький герой
1859 — Дядюшкин сон
1859 — Село Степанчиково и его обитатели
1860 — Чужая жена и муж под кроватью
1860 — Записки из Мёртвого дома
1862 — Скверный анекдот
1864 — Записки из подполья
1865 — Крокодил, необыкновенное событие, или пассаж в Пассаже
1870 — Вечный муж
1873 — Бобок
1876 — Мужик Марей
1876 — Кроткая
1876 — Мальчик у Христа на ёлке
1877 — Сон смешного человека

Публицистика, критика, очерки:
1847 — Петербургская летопись
1861 — Рассказы Н. В. Успенского
1861 — Петербургские сновидения в стихах и в прозе
1863 — Зимние заметки о летних впечатлениях
1876 — Столетняя
1876 — Два самоубийства
1880 — Приговор
1880 — Пушкин

Дневник писателя :
1873 — Дневник писателя
1876 — Дневник писателя
1877 — Дневник писателя (январь-август)
1877 — Дневник писателя (сентябрь-декабрь)
1880 — Дневник писателя
1881 — Дневник писателя

Стихотворения :
1854 — На европейские события в 1854 году
1855 — На первое июля 1855 года
1856 — На коронацию и заключение мира
1864 — Эпиграмма на баварского полковника
1864-1873 — Борьба нигилизма с честностью (Офицер и нигилистка)
1873-1874 — Описывать всё сплошь одних попов
1876-1877 — Крах конторы Баймакова
1876 — Дорого стоят детишки
1879 — Не разбойничай, Федул

Сборники:
1850-1854 — Моя тетрадка каторжная (Сибирская тетрадь)

Интересные факты

Археологи откопали в Омске «Мертвый дом» Достоевского
Неизвестный Достоевский: жизнь и судьба. Видеолекция
Философское наследие Федора Достоевского
«Преступление и наказание» в рамках проекта «Живые страницы»

• При жизни Достоевского в культурных слоях общества противоборствовали по крайней мере два политических течения — славянофильство и западничество, суть которых приблизительно такова: приверженцы первого утверждали, что будущее России в народности, православии и самодержавии, приверженцы второго считали, что русские должны во всём брать пример с европейцев. И те, и другие размышляли над исторической судьбой России. У Достоевского же была своя идея — «почвенничество». Он был и оставался русским человеком, неразрывно связанным с народом, но при этом не отрицал достижения культуры и цивилизации Запада. С течением времени взгляды Достоевского развивались, и в период своего третьего пребывания за границей он окончательно стал убеждённым монархистом.
• Всего в мире существует семь литературно-мемориальных музеев Ф. М. Достоевского. Шесть из них находятся в России, один — в Казахстане.
• Достоевский одним из первых представил русской публике Эдгара По, отметив у него искусство детали, благодаря которому даже путешествие на Луну выглядит правдоподобным, и из-за этого у По «если и есть фантастичность, то какая-то материальная».
• Определение фантастики, данное Ф.М. Достоевским в частном письме, опубликованном в 1906 г. («фантастическое в искусстве имеет предел и правила. Фантастическое должно до того соприкасаться с реальным, что Вы должны почти поверить ему»), стало впоследствии чрезвычайно популярным и часто приводится.

Экранизации

1910 — Идиот
1913 — Преступление и наказание
1915 — Николай Ставрогин
1915 — Братья Карамазовы
1917 — Преступление и наказание / Crime and Punishment
1923 — Раскольников / Raskolnikow
1931 — Убийца Дмитрий Карамазов / Der Mörder Dimitri Karamasoff
1932 — Мёртвый дом
1934 — Петербургская ночь
1935 — Преступление и наказание / Crime et châtiment
1935 — Преступление и наказание / Crime and Punishment
1938 — Игрок / Le joueur
1946 — Страх / Fear
1946 — Идиот / L’ Idiot
1946 — Человек в круглой шляпе / L’homme au chapeau rond
1949 — Большой грешник / The Great Sinner
1951 — Идиот / Hakuchi
1956 — Преступление и наказание / Crime et châtiment
1957 — Белые ночи / Le notti bianche
1958 — Братья Карамазовы / The Brothers Karamazov
1958 — Игрок / Le joueur
1959 — Идиот
1959 — Преступление и наказание по-американски / Crime & Punishment, USA
1959 — Белые ночи
1959 — Карманник / Pickpocket
1962 — Игрок / Le joueur
1962 — Кроткая
1962 — Чужая жена и муж под кроватью / Cudza żona i mąż pod łóżkiem
1966 — Дядюшкин сон
1966 — Скверный анекдот
1967 — Муж под кроватью / Maz pod lózkiem
1968 — Партнёр / Partner
1969 — Кроткая / Krotká
1969 — Братья Карамазовы
1969 — Кроткая / Une femme douce
1969 — Братья Карамазовы / Fratelli Karamazov, I
1969 — Преступление и наказание
1971 — Четыре ночи мечтателя / Quatre nuits d’un rêveur
1973 — Село Степанчиково и его обитатели
1974 — Игрок
1976 — Убийца-музыкант / L’assassin musicien
1976 — Судебные дела / O Julgamento
1977 — Униженные и оскорблённые / Humillados y ofendidos
1979 — Преступление и наказание / Crime and Punishment
1979 — Идиот
1979 — Твоё твоего / Teu Tua
1981 — Дядюшкин сон
1983 — Преступление и наказание / Rikos ja rangaistus
1983 — Подросток
1984 — Чужая жена и муж под кроватью
1985 — Шальная любовь / L’amour braque
1985 — Кроткая / Lagodna
1987 — Бесы / Les possédés
1987 — Преступление и наказание / Zbrodnia i kara
1989 — Посещение
1989 — Село Степанчиково и его обитатели
1990 — Месть женщины / La vengeance d’une femme
1990 — Мальчики
1990 — Вечный муж
1990 — Униженные и оскорблённые
1991 — Безобидный / Utskinari
1991 — Идиот / Idiot
1992 — Дезертир / Dezerter
1992 — Преступление и наказание / Schuld und Sühne
1992 — Белые ночи
1992 — Бесы
1992 — Записки из Мёртвого дома / From the House of the Dead
1992 — Сон смешного человека
1993 — Вечный муж / L’éternel mari
1994 — Без жалости / Sin compasión
1994 — Настасья / Nastazja
1995 — Записки из подполья / Notes from Underground
1995 — Кроткая / Lagodna
1996 — Под кожей / Bajo la piel
1997 — Авантюрист / The Gambler
1998 — Преступление и наказание / Crime and Punishment
1999 — Возвращение идиота / Návrat idiota
2000 — Преступление и наказание / Zbrodnia i kara
2000 — Кроткая
2001 — Даун Хаус
2002 — Преступление и наказание / Crime and Punishment
2002 — Преступление и наказание
2003 — Идиот
2004 — Нина / Nina
2004 — Ракушка / Rakushka
2005 — Жизнь как игра / Die Spielerin
2005 — Преступление и наказание
2005 — Белые ночи / White Nights
2006 — Соль земли / Melah Ha’arets
2007 — Возлюбленная / Saawariya
2007 — Преступление и наказание
2007 — Бесы
2008 — Братья Карамазовы / The Brothers Karamazov
2008 — Братья Карамазовы / Karamazovi
2009 — Братья Карамазовы
2012 — Под землёй / Yeralti

Киновоплощения

1965 — Достоевский
1969 — Писатель и его город: Достоевский и Петербург
1980 — Двадцать шесть дней из жизни Достоевского
1986 — Достоевский и Питер Устинов
1994 — Возвращение пророка
1997 — Петербургский дневник: Открытие памятника Достоевскому
2004 — Жизнь и смерть Достоевского
2008 — Демоны Санкт-Петербурга
2010 — Три женщины Достоевского
2010 — Достоевский

Моя оценка:
Эта книга – прекрасный подарок для всей семьи к Новому году и Рождеству. Ведь это не просто сборник, в который вошли лучшие произведения русской и зарубежной классики в жанре святочного рассказа, – это еще и открытка, в которой вы сможете оставить свои самые добрые пожелания.
грустно
до слез
не оторваться
Моя оценка:
В книгу вошли известные произведения Фёдора Михайловича Достоевского (1821–1881): роман «Бедные люди», повесть «Белые ночи» и рождественский рассказ «Мальчик у Христа на ёлке». Роман в письмах «Бедные люди» (1845) принёс Достоевскому большую славу. В нём нашли отражение социальные проблемы петербургского общества середины XIX века. После его прочтения Белинский писал, что Достоевский – «имя совершенно неизвестное и новое, но которому, кажется, суждено играть значительную роль в нашей...
Ирина № 78 в рейтинге
поделилась мнением о книге «Чужая жена и муж под кроватью» 5 месяцев назад
весело
не оторваться
Моя оценка:
Современники Федора Михайловича Достоевского неоднозначно относились к его творчеству: одни ценили за умение передать реалистичную картину жизни любых персонажей – от уличного нищего до «его превосходительства», другие осуждали его произведения за вычурность и манерность, – но тем не менее все признавали его исключительный талант, как признают его и сейчас.