Ричард Фейнман, доктор наук Научного центра здоровья при Университете штата Нью-Йорк, сказал об этом так: «Ради борьбы с эпидемией ожирения нам придется отказаться от многих устаревших идей, которые оказались непродуктивными. Подход “калория — это всего лишь калория” может стать хорошим началом». Делая идею подсчета калорий легкой для восприятия, нам говорили, что все калории одинаковы. Давайте применим тот же прием (не принимающий во внимание качество) к субстанции, необходимой для нашего здоровья, — воде. Если вы испытываете чувство жажды, станете ли вы пить из грязного ручья или мутной лужи посреди дороги? Конечно, не станете: дело ведь не просто в утолении жажды, качество воды для вас тоже значимо. Когда речь идет о луже, выход не в том, чтобы выпить из нее меньше жидкости, а в том, чтобы выпить более чистую воду. С нынешней эпидемией ожирения — аналогично: решение заключается не в том, чтобы меньше есть, а в том, чтобы потреблять высококачественную пищу.
Метод подсчета калорий неэффективен не только потому, что он противоречит элементарным законам биологии, но и потому, что не все калории одинаковы.
Их подсчет основывается на предположении, что наш организм работает как чашечные весы: они не измеряют качество, только количество — 1 кг пуха на них весит столько же, сколько 1 кг свинца. На наших «внутренних» весах 300 ккал овощей должны быть равны 300 ккал макарон.
Однако проблема в том, что организм — не весы.
Давайте посмотрим на ситуацию по-другому. Если в течение 30 лет вдыхать грязный воздух, на нашу респираторную систему это окажет совершенно иной эффект, чем если бы мы 30 лет вдыхали чистый воздух. Точно так же 2000 ккал низкокачественной пищи, попавшие в организм, скажутся на нашем весе иначе, чем то же количество калорий высококачественной пищи.
Чем более насыщающа, неагрессивна, питательна и неэффективна калория, тем выше ее качество и тем более ЗДОРОВой она является. Она положительно влияет на гормональный фон, предотвращает переедание и понижает уровень нормального веса. И наоборот: чем более калория ненасыщающа, агрессивна, непитательна и эффективна — тем ниже ее качество и тем более неЗДОРОВой она является. Она ухудшает гормональный фон, провоцирует переедание и повышает нормальный вес. Как только мы поймем эти четыре фактора качества калорий, мы яснее увидим, что потребление большего количества высококачественной ЗДОРОВой пищи — единственный результативный способ сжигания жира и улучшения самочувствия на долгий срок.
Долгосрочная эффективность упражнений оценивается по трем критериям (в порядке убывания):
1. Безопасность.
2. Стабильная выполнимость.
3. Сопротивление/нагрузка.
Безопасность. Отсутствие этого качества означает контрпродуктивность. Допустим, Том повредил межпозвоночный диск при пауэрлифтинге и на всю жизнь потерял способность нормально заниматься упражнениями на сопротивление. Некоторые говорят: «Боль временна, гордость вечна». Как человек, некогда и
игравший «в футбольной команде на чемпионате штата Огайо и дважды повредивший колено, я могу сказать, что гордость временна, зато боль — вечна. Разговоры о моих студенческих успехах смолкли годы назад, а колено болит до сих пор.
Стабильная выполнимость. При отсутствии этого качества велик риск контрпродуктивности. Когда я занимался футболом, у нас были силовые тренировки в шесть утра и после обеда. После них любые экстремальные комплексы казались развлечением. Рвота и обмороки были обычным делом. Сейчас почти никто из моих товарищей по команде не тренируется на том же или близком уровне: виной либо травма во время занятий, либо абсурдность самих занятий. Это одна из причин, почему многие бывшие спортсмены страдают ожирением. Если упражнения нельзя выполнять в стабильном режиме — они приводят к истощению и отказу от тренировок.
Сопротивление/нагрузка. Повышение нагрузки в упражнениях на сопротивление (в противовес частотности и продолжительности) — ключ к нормализации гормонального фона. Если способ выполнения упражнения не позволяет легко добавлять нагрузку, повысить интенсивность можно только за счет увеличения скорости, а это прямой путь к травмам. Вот почему применительно к качественным «умным» упражнениям бег не так хорош, как занятия на велотренажере: при беге почти невозможно добавлять нагрузку в приемлемом режиме.
Прежде чем опробовать любую новую программу тренировок, спросите себя:
1. Ставит ли она на первое место безопасность?
2. Могу ли я выполнять ее регулярно до конца жизни?
3. Могу ли я увеличить нагрузку без увеличения риска?
Если ответ на все три вопроса отрицательный, то лучше сделать выбор в пользу «умных» эксцентрических упражнений.
Удовольствия для органов чувств — вкус, прикосновения, запахи, звуки и виды — хороши, но несравнимы с той радостью для ума и души, появляющейся, когда вы проводите время с семьей или друзьями, наконец разрешаете сложную задачу, достигаете важной цели.
Если время от времени лакомиться крахмалосодержащей пищей или содовой водой, «засора» в организме не возникнет. Однако нельзя рекомендовать крахмалистые и сладкие продукты как часть «сбалансированного» рациона.
Чем ближе продукт к растениям, которые можно собирать, или к животным, на которых можно охотиться, тем более ЗДОРОВыми качествами он обладает. А если между растением или животным и нашим желудком требуется что-то более сложное, чем разрезание и тепловая обработка, — то, возможно, этот продукт нашему организму и не нужен.
Для большинства людей полнота — следствие не того, сколько они съедают, а того, чем они питаются. Представление о том, что люди полнеют от обильной еды, не более чем миф. Питаться большими количествами правильных продуктов — ключ к успеху.
«Одна-единственная правильная диета для всех» — такая же фикция, как «один-единственный правильный костюм для всех», такого попросту не существует.
Считать, будто жировая ткань откладывается из-за потребления жиров, так же глупо, как думать, будто от поедания зеленых овощей человек зеленеет.