Об автореподробнее
Родился: 18 июля 1811 г., Калькутта, Индия
Умер: 24 декабря 1863 г., Лондон, Великобритания

Уильям Мейкпис Теккерей (англ. William Makepeace Thackeray; 1811—1863) — английский писатель, журналист, график, иллюстратор своих произведений, мастер реалистического романа.

Родился в Индии, в семье крупного колониального чиновника. Лишившись рано отца, был отправлен в Англию для обучения в школе. Еще будучи учеником, увлекся рисованием, долго мечтал о карьере живописца, о чем свидетельствует автобиографический образ Клайва из романа «Ньюкомы». Учился в Кембриджском университете, где увлекся философскими взглядами М. Монтеня, Д. Юма, интересовался политикой. Иллюстрировал комическими рисунками книги античных классиков, начал создавать пародии в стихах и прозе на современных ему авторов. Разочаровавшись в учебе, бросает университет и в 1830 г. уезжает за границу, где ведет жизнь свободного художника, проигрывает в карты значительную часть оставленного ему отцом состояния. А в 1834 г. терпит крах индийский банк, куда были вложены остальные деньги отца. Теккерей вынужден искать средства к существованию - эти события тоже нашли отражение в «Ньюкомах». Но до этого, в 1830 - 1831 гг., будущий сатирик прожил несколько беззаботных месяцев в Веймаре, где удостоился быть принятым Гёте. В 1833 - 1834 гг. он активно работает в газетах «Нэшнл стэндард» и «Конститьюшнл», издававшихся его отчимом Кармайкл-Смитом.

В 1836 г. выходит первая книга - буклет «Флора и Зефир», сборник комических рисунков с подписями, в которых пародировались штампы тогдашнего балета. Тогда же автор предлагает свои услуги в качестве иллюстратора «Записок Пиквикского клуба» Диккенсу и получает отказ. Это ускорило решение Теккерея оставить карьеру художника-графика.

Но писательская известность Теккерея вплоть до конца 40-х гг. была небольшой. Он выступал под псевдонимами Майкл Анджело Титмарш, Айки Соломонз, Желтоплюш, Толстый Корреспондент и др. В эти годы он много путешествует - по Франции, Германии, Италии, Ирландии, на Ближний Восток. К частой перемене мест его побуждает не только любознательность, но и стремление отвлечься от личной трагедии - его жена Изабелла Шоу в 1840 г. сошла с ума и всю оставшуюся долгую жизнь провела в психиатрической лечебнице. Утешением для Теккерея были две их дочери, из которых старшая - Энн Теккерей-Ритчи (1837-1911) - стала впоследствии писательницей, биографом отца, а младшая - Гарриэт (Минни) (1840-1875) - вышла замуж за известного критика Лесли Стивена. Неудивительно, что во многих ранних произведениях сатирика, которые традиционно считаются образцами юмора, сильны мотивы горечи, тревоги, мрака, страшных тайн и т. п.: его первый роман «Кэтрин» (1839-1840), цикл комических повестей «Жены своих мужей» (Men's Wifes, 1843), сказка «Султан Аист» (Sultan Stork, 1842) и др.

Значительным, но оцененным лишь впоследствии достижением писателя в 40-е гг. стал его роман «Карьера Барри Линдона» (The Luck of Barry Lindon, 1844). Настоящий успех пришел к автору только с опубликованием в журнале «Панч» «Книги снобов» (The Book of Snobs, 1846-1847) и выпуском романа «Ярмарка тщеславия. Роман без героя» (Vanity Fair. A Novel without a Hero, 1847-1848). С этого времени начинается открытое соперничество двух великих английских реалистов - Диккенса и Теккерея, приведшее в 50-е гг. даже к открытой ссоре между ними, хотя их семьи дружили между собой. Это соперничество особенно ощутимо в двух создававшихся одновременно романах - «Дэвиде Копперфилде» Диккенса и «Истории Пенденниса» (The History of Pendennis, 1848-1850) Теккерея.
В 1851 г. Теккерей пишет цикл лекций «Английские юмористы XVIII века», с которыми он успешно выступает в Англии, а также во время своей первой поездки в США в 1852-1853 гг. Эти лекции явились солидной подготовкой к его историческому роману «История Генри Эсмонда» (The History of Henry Esmond, 1852), в котором нашла также отражение любовь Теккерея к Джейн Брукфилд, жене его друга.
Зимой 1854 г. в Риме Теккерей тяжело болеет, и с этого времени его здоровье, никогда не отличавшееся устойчивостью, быстро ухудшается. Но он еще находит в себе силы для работы, пишет цикл лекций «Четыре Георга» (1855) и выступает с чтением их сначала в Америке, затем в Англии, создает единственную свою пьесу - комедию «Волки и ягненок» (The Wolves and the Lamb, 1855), которая типологически во многом предвосхищает «Волков и овец» А. Н. Островского, хотя и уступает последней по художественному уровню. В 1861 г. Теккерей переделывает свою комедию в повесть «Вдовец Ловел» (Lowel the Widower), в которой виртуозная техника ранних фарсовых вещей художника обогащается тонким психологизмом, разработкой техники внутреннего монолога.
В 1858 - 1859 тт. печатается роман «Виргинцы», в котором отразился интерес писателя к Соединенным Штатам, их истории. Слабым оказался последний законченный роман художника «Филипп» (1861-1862), ставший перепевом «Пенденниса». Зато очень большим успехом пользовался журнал «Корнхилл мэгэзин», редактором которого Теккерей был в 1860 - 1862 гг. и где он печатал свои последние эссе под заглавием «Окольные заметки» (The Roundabout Papers). В 1863 г. автор начинает работу над историко-приключенческим романом «Дени Дюваль», который из-за смерти писателя остался неоконченным и был оценен в некрологе Диккенса как «лучшее произведение» Теккерея.

История Генри Эсмонда, эсквайра, полковника службы ее Величества королевы Анны, написанная им самим
"История генри Эсмонда" занимает особое место в творчестве У. Теккерея. Написан он в форме мемуаров. Перед нами проходят картины быта знатной дворянской семьи конца XVII и начала XVIII века. Постепенно круг наблюдений рассказчика расширяется, и перед читателем возникает широкое полотно, на котором запечатлена картина жизни целого исторического периода. Повествование ведется от имени полковника Генри Эсмонда, участника изображаемых событий.
История очередной французской революции
Год выхода: 1844
Историку не часто выпадает на долю увековечить события более необычные, нежели те, которые имели место в нынешнем году, когда из-за французской короны соперничали ни много ни мало четверо претендентов, обладавших равными правами, достоинствами, отвагой и популярностью...


История Пенденниса, его удач и злоключений, его друзей и его злейшего врага. Книга 1
Серия: Пенденнис (#1)
В настоящий том входит первая книга известного романа У.Теккерея "Пенденнис". Это, несомненно, один из лучших английских романов XIX века. Он привлекает глубоким знанием жизни и человеческой природы, мягким юмором и иронией, интересно нарисованными картинами английской действительности. Перевод с английского и комментарии М.Лорие.
История Пенденниса, его удач и злоключений, его друзей и его злейшего врага. Книга 2
Серия: Пенденнис (#2)
В настоящий том входит вторая книга известного романа У.Теккерея "Пенденнис". Это, несомненно, один из лучших английских романов XIX века. Он привлекает глубоким знанием жизни и человеческой природы, мягким юмором и иронией, интересно нарисованными картинами английской действительности. Перевод с английского и комментарии М.Лорие.
История Сэмюела Титмарша и знаменитого бриллианта Хоггарти
В настоящий том входят шесть повестей: "Дневник Кокса", "Кэтрин", "В благородном семействе", "Из записок Желтоплюша", "Роковые сапоги", "В благородном семействе" и "История Сэмюэла Титмарша и знаменитого бриллианта Хоггарти". В этих ранних вещах писатель дает образцы великолепной прозы, вырабатывает свой взгляд на жизнь и свою позицию сатирика и моралиста.
Как из казни устраивают зрелище
Год выхода: 1840
Статья была напечатана в «Журнале Фрэзера», август 1840 года.
Книга снобов, написанная одним из них
Это можно называть как угодно - "светом", "гламуром", "тусовкой"... суть не меняется. Погоня за модой. Преклонение перед высшими, презрение к низшим. Смешная готовность любой ценой "превзойти Париж". Снобизм? Да еще какой! Изменилось ли что-то за прошедшие века? Минимально, - разве что вместо модных портных появились кутюрье, а журналы для "леди и джентльменов" сделались глянцевыми. Под пером великого острослова Уильяма Теккерея оживает блеск и нищета английского "света" XIX века - и...
Кэтрин
Бог наделил мисс Кэтрин редкой красотой, и с тех пор, как слава о ней вышла за пределы округи, в харчевне отбою не было от посетителей. Случалось, фермеры, завернувшие по дороге с рынка, поспорят насчет лишней кружки эля, - но стоит Кэтрин появиться с кружками на подносе, и глядишь, эль выпит до капли и денежки уплачены сполна; или проезжий путешественник после ужина соберется в путь, чтобы к ночи добраться до Ковентри или Бирмингема, а тут мисс Кэтрин спросит, не развести ли огонь в комнате...
Лекции мисс Тиклтоби по истории Англии
Год выхода: 1842
Нам посчастливилось свести знакомство с одним молодым человеком, неким Адольфусом Симко, который, подобно многим людям его возраста и положения, пристрастился к литературным занятиям, что в недолгом времени довело его до разорения...
Модная сочинительница
Год выхода: 1841
Статья была опубликована в 1841 году в альбоме Кенни Медоуса "Портреты англичан" и явилась первой из целой серии работ, направленных против модных романов и поэтических произведений, идеализирующих жизнь "высшего света", и против издателей, пресмыкающихся перед титулованными сочинителями и сочинительницами.
Ньюкомы, жизнеописание одной весьма почтенной семьи, составленное Артуром Пенденнисом, эсквайром. Книга 1
Серия: Ньюкомы (#1)
В настоящий том входит первая книга романа У.Теккерея "Ньюкомы". Это, несомненно, один из самых значительных английских романов XIX века. В нем с поистине эпическим размахом воссоздана картина жизни Англии того времени и ставится ряд интересных проблем: отношения отцов и детей, положение искусства в буржуазном обществе и др. Перевод с английского Р.Померанцевой, комментарии Г.Шеймана.
Ньюкомы, жизнеописание одной весьма почтенной семьи, составленное Артуром Пенденнисом, эсквайром. Книга 2
Серия: Ньюкомы (#2)
В настоящий том входит вторая книга романа У.Теккерея "Ньюкомы". Это, несомненно, один из самых значительных английских романов XIX века. В нем с поистине эпическим размахом воссоздана картина жизни Англии того времени и ставится ряд интересных проблем: отношения отцов и детей, положение искусства в буржуазном обществе и др. Перевод с английского Р.Померанцевой, комментарии Г.Шеймана.
Ревекка и Ровена
Год выхода: 1849
Впервые опубликовано в конце 1849 года (издательство "Чепмен и Холл"). Из-за болезни писатель не смог сам иллюстрировать книгу, и она вышла с рисунками художника Ричарда Дойля. В 1846 году в "Журнале Фрэзера" Теккерей напечатал "План продолжения "Айвенго", изложенный в письме к мосье Александру Дюма", который и лег в основу его четвертой "Рождественской книжки". Эта пародийная повесть, носящая откровенно бурлескный, бутафорский характер, была направлена против псевдоисторических романов, против...
Роковые сапоги
В настоящий том входят шесть повестей: "Дневник Кокса", "Кэтрин", "В благородном семействе", "Из записок Желтоплюша", "Роковые сапоги", "В благородном семействе" и "История Сэмюэла Титмарша и знаменитого бриллианта Хоггарти". В этих ранних вещах писатель дает образцы великолепной прозы, вырабатывает свой взгляд на жизнь и свою позицию сатирика и моралиста.
Сказки английских писателей
Год выхода: 1986
В книгу вошли сказки, созданные английскими писателями XIX–XX вв. Наряду с известными авторами в сборнике представлено творчество писателей, ранее незнакомых советскому читателю. Большинство произведений публикуется на русском языке впервые. Содержание: Д. РЕСКИН. Король Золотой Реки, или Черные Братья У. ТЕККЕРЕЙ. Кольцо и роза, или История принца Обалду и принца Перекориля Д. МАКДОНАЛД. Невесомая принцесса Э. ЛЭНГ. Хроника исторических событий в королевстве Пантуфлия. Принц Зазнайо О....
Сочинения. Сборник
В истории английской литературы Уильяму Теккерею принадлежит роль апостола реалистического изложения действительности. В противовес романтикам, живописавшим своих героев возвышенно и утонченно, Теккерей не занимается идеализацией жизни, а ценит ее суровую и нелицеприятную правду. Сам писатель, чьи герои живут по принципу «цель оправдывает средства», признавался, что больше всего на свете он ненавидит эгоизм во всех его проявлениях. Снобизм, самолюбие, жадность британских аристократов и буржуа –...
Ярмарка тщеславия
Год выхода: 1975
«Ярмарка Тщеславия» — одно из замечательных произведений классика английской литературы Уильяма Теккерея (1811–1863). Автор бросает в нем вызов буржуазно-демократическому английскому обществу, уличая правящие классы страны в своекорыстии, паразитизме и лицемерии.
Ярмарка тщеславия [англ. и рус. параллельные тексты]
Вершиной творчества английского писателя, журналиста и графика Уильяма Мейкписа Теккерея стал роман «Ярмарка тщеславия». Все персонажи романа – положительные и отрицательные – вовлечены, по словам автора, в «вечный круг горя и страдания». Насыщенный событиями, богатый тонкими наблюдениями быта своего времени, проникнутый иронией и сарказмом, роман «Ярмарка тщеславия» занял почетное место в списке шедевров мировой литературы.