Информация
Родился: 4 февраля 1688 г., Париж
Умер: 12 февраля 1763 г.

Пьер Карле де Шамблен де Мариво́ — французский драматург и прозаик.

Был сыном директора Монетного двора. Учился праву, но адвокатом не стал. После разорения отца посвятил себя театру. Занимался журналистикой, в 1721 основал еженедельный (затем — ежемесячный) журнал «Французский наблюдатель».

В 1743 был избран во Французскую Академию, впоследствии стал ее непременным секретарем. С годами мода сменилась, Мариво умер почти забытым. Однако в XX в. интерес публики к драматургу, как и к ряду его современников (Шодерло де Лакло, Кребийон-сын), вернулся, и в последние десятилетия его пьесы с успехом идут на сценах мира.

Библиография

Написал большое количество пьес, несколько романов и повестей. Его имя дало понятие мариводажа, то есть изысканного и даже вычурного галантного стиля. Жан Франсуа де Лагарп определил мариводаж как «тончайшую смесь метафизики и тривиальности, двусмысленных чувств и просторечных оборотов».

Театр Мариво — переход от итальянской комедии масок с ее традиционными персонажами (особенно Арлекин) к более современному и литературному театру. Многие исследователи видят в Мариво мастера маски и иносказания. Язык его персонажей — также своего рода маска, за которой скрывается их характер. Чаще всего это молодые люди, на пороге самостоятельной жизни, полные неуверенности и тревоги, прячущие свои истинные…

Написал большое количество пьес, несколько романов и повестей. Его имя дало понятие мариводажа, то есть изысканного и даже вычурного галантного стиля. Жан Франсуа де Лагарп определил мариводаж как «тончайшую смесь метафизики и тривиальности, двусмысленных чувств и просторечных оборотов».

Театр Мариво — переход от итальянской комедии масок с ее традиционными персонажами (особенно Арлекин) к более современному и литературному театру. Многие исследователи видят в Мариво мастера маски и иносказания. Язык его персонажей — также своего рода маска, за которой скрывается их характер. Чаще всего это молодые люди, на пороге самостоятельной жизни, полные неуверенности и тревоги, прячущие свои истинные чувства. Мариво — мастер тонких психологических характеристик и нюансов.

Пьесы
1712 — Осторожный и справедливый отец, или Криспен, удачливый плут
1720 — Любовь и Правда
1720 — Арлекин, воспитанный любовью
1720 — Аннибал, единственная трагедия
1722 — Сюрприз любви
1723 — Двойное непостоянство
1724 — Переодетый принц, или Прославленный авантюрист
1724 — Мнимая служанка, или Наказанный плут
1724 — Непредвиденная развязка
1725 — Остров рабов
1725 — Крестьянин-наследник
1726 — Магомет второй (незаконченная трагедия в прозе)
1727 — Остров разума, или маленькие человечки
1727 — Еще один сюрприз любви
1728 — Триумф Плутона
1729 — Новая колония, пьеса утеряна и восстановлена в 1750 под новым названием Колония
1730 — Игра любви и случая
1731 — Собрание Амуров
1732 — Торжество любви
1732 — Безрассудные клятвы
1732 — Школа матерей
1733 — Уловка
1734 — Ошибка
1734 — Исправленный щеголь
1734 — Дорога судьбы, или Прыжок через канаву
1735 — Мать-наперсница
1736 — Наследство
1737 — Ложные признания
1738 — Нечаянная радость
1739 — Чистосердечные
1740 — Испытание
1741 — Сплетник
1744 — Спор
1746 — Побежденный предрассудок
1750 — Колония
1750 — Верная жена
1757 — Фелиси
1757 — Ветренная возлюбленная
1757 — Искренние актеры
1761 — Провинцалка

Романы
1713–1714 — Приключения***, или Удивительные действия симпатии
1714 — Карета, застрявшая в грязи
1714 — Бильбоке
1714 — Телемах наизнанку
1716–1717 — Иллиада наизнанку
1737 — Фарзамон, или Новый Дон Кихот

Неоконченные романы
1727 — Жизнь Марианны, или Приключения графини де ***
1735 — Удачливый крестьянин, или Мемуары г-на ***

Публикации на русском языке

• Комедии. Москва: Искусство, 1961 (Библиотека драматурга)
• Жизнь Марианны, или Приключения графини де *** . Москва: Художественная литература, 1965
• Жизнь Марианны или приключения графини де ***. Роман. Перевод с французского Н. Немчиновой и А. Поляк. Вступительная статья и примечания А. Михалова. Москва: Художественная литература, 1968.
• Удачливый крестьянин. Москва: Наука, 1970 (Литературные памятники)

Экранизации

С середины 1950-х пьесы Мариво активно переносят на телеэкран.
В 1997 экранизирован роман Мариво «Жизнь Марианны», в том же году на Бродвее был поставлен мюзикл по комедии Мариво «Триумф любви», а в 2001 Клэр Пиплоу сняла по этой пьесе удачный костюмный фильм с Мирой Сорвино и Беном Кингсли (продюсером ленты был Бернардо Бертолуччи).