Информация
Родился: 7 марта 1924 г., Токио, Япония
Умер: 22 января 1993 г.
Детские годы будущий писатель провёл в Манчжурии, где в 1940 году окончил среднюю ступень школы. После возвращения в Японию, завершив среднее образование в школе Сэйдзё, в 1943 году поступил на медицинский факультет Токийского императорского университета. Будучи ещё студентом, в 1947 году женился на художнице Мати Абэ, которая в дальнейшем будет играть важную роль, в частности, в оформлении книг Абэ и декораций к его театральным постановкам. В 1948 Абэ закончил университет, однако неудовлетворительно сдав государственный квалификационный медицинский экзамен, фактически сознательно лишился возможности стать практикующим врачом.

В 1947 году, основываясь на личном опыте жизни в Манчжурии, Абэ написал поэтический сборник «Анонимные стихи», который опубликовал сам, напечатав весь тираж 62-страничной книги на мимеографе. В стихотворениях, где было очевидно сильное влияние на автора поэзии Рильке и философии Хайдеггера, молодой Абэ наряду с выражением отчаяния послевоенной молодёжи, обращался к читателям с призывом протеста против реальности.

Тем же 1947 годом датируется написание Абэ его первого сочинения крупной формы, получившего название «Глиняные стены». Первым, кто в литературном мире, познакомился с этой работой и дал ей высокую оценку, был критик и филолог-германист Рокуро Абэ, преподававший Абэ немецкий язык, когда тот учился ещё в школе высшей ступени Сэдзё в военные годы. Повествование в «Глиняных стенах» строится в виде трёх томов записок молодого японца, который, решительно разорвав все связи с родным городом, уходит странствовать, но в результате попадает в плен к одной из манчжурских банд. Глубоко впечатлённый этим произведением Рокуро Абэ отправил текст Ютака Хания, которым недавно был создан малоизвестный на тот момент журнал «Современная литература». Первый том записок из «Глиняных стен» в феврале следующего года был опубликован в журнале «Индивидуальность». Обретя таким образом некоторую известность, Абэ получил приглашение вступить в объединение «Ночь», которым руководили Ютака Хания, Киётэру Ханада и Таро Окамото. В октябре 1948 года переименованные в «Указатель в конце дороги» «Глиняные стены» при поддержке Хания и Ханада были изданы отдельной книгой издательством «Синдзэнбися». Позднее в своей рецензии на «Стену» Хания, высоко ценивший творчество Абэ, написал что Абэ, которого в каком-то смысле можно считать последователем Хания, превзошёл его, своего предшественника.

В 1950 году Абэ совместно с Хироси Тэсигахара и Синъити Сэги создал творческое объединение «Век».

В 1951 году в февральском номере журнала «Современная литература» была опубликована повесть «Стена. Преступление S. Кармы». Это неординарное произведение было отчасти вдохновлено «Алисой в стране чудес» Льюиса Кэролла, тематически отталкивалось от воспоминаний Абэ о жизни в манчжурской степи, а также демонстрировало влияние на автора его друга, литературного критика и писателя Киётэру Ханада. Повесть «Стена. Преступление S. Кармы» в первом полугодии 1951 года была удостоена премии Акутагавы, разделив первенство с опубликованной в «Литературном мире» «Весенней травой» Тосимицу Исикава. Во время обсуждения работ членами жюри повесть Абэ подверглась суровой критике Кодзи Уно, однако решающую роль при выборе победителя сыграла полная энтузиазма поддержка кандидатуры Абэ другими членами жюри, Ясунари Кавабата и Косаку Такии. В мае того же года «Стена. Преступление S. Кармы», переименованная в «Преступление S. Кармы» и дополненная рассказами «Барсук с Вавилонской башни» и «Красный кокон» вышла отдельным изданием под заголовком «Стена» с предисловием, которое написал Дзюн Исикава.

В 1950-е годы, стоя на позициях литературного авангарда, Абэ вместе с Хироси Нома примкнул к объединению «Народная литература», в результате чего после слияния «Народной литературы» с «Новой японской литературой» в «Общество новой японской литературы», вступил в Коммунистическую партию Японии. Однако в 1961 году после 8-го съезда КПЯ и определенного на нём нового курса партии, скептически восприняв его, Абэ публично выступил с критикой, за которой последовало его исключение из КПЯ.

В 1973 году Абэ создал и возглавил собственный театр «Студия Абэ Кобо», что ознаменовало начало периода его плодотворного драматургического творчества. На момент открытия театр Абэ насчитывал 12 человек: Кацутоси Атараси, Хисаси Игава, Куниэ Танака, Тацуя Накадай, Карин Ямагути, Тацуо Ито, Юхэй Ито, Каёко Ониси, Фумико Кума, Масаюки Сато, Дзэнси Маруяма и Дзёдзи Миядзава. Благодаря поддержке Сэйдзи Цуцуми, труппа Абэ смогла обосноваться на Сибуя в носящем теперь название «PARCO» театре «Сэйбу» . Кроме того, выступления экспериментального коллектива не раз демонстрировались за рубежом, где получили высокую оценку. Так в 1979 году в США с успехом была исполнена пьеса «Слонёнок умер». Несмотря на то, что нетривиальный новаторский подход Абэ вызывал большой резонанс в театральном мире каждой из стран, где гастролировала «Студия Абэ Кобо», оставаясь игнорируемым критиками в самой Японии, в 1980-х годах театр Абэ постепенно прекратил своё существование.

Около 1981 года внимание Абэ привлекло творчество немецкого мыслителя Элиаса Канетти, совпав с присуждением тому Нобелевской премии по литературе. Примерно в то же время по рекомендации своего друга япониста Дональда Кина, Абэ познакомился с произведениями колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса. Работы Канетти и Маркеса потрясли Абэ так сильно, что в последовавших за этим своих собственных произведениях и выступлениях по телевидению, Абэ с большим энтузиазмом стал популяризировать их творчество, способствовав существенному увеличению читательской аудитории этих авторов в Японии.

Поздно ночью 25 декабря 1992 года после кровоизлияния в мозг, Абэ был госпитализирован. Несмотря на то, что после возвращения из больницы курс лечения был продолжен уже в домашних условиях, начиная с 20 января 1993 года, состояние здоровья начало резко ухудшаться, в результате чего рано утром 22 января писатель скоропостижно скончался от остановки сердца в возрасте 68 лет.

Кэндзабуро Оэ, ставя Абэ в один ряд с Кафкой и Фолкнером и считая его одним из крупнейших писателей за всю историю литературы, заявил, что, проживи Абэ дольше, он, а не удостоенный её в 1994 году сам Оэ, непременно получил бы Нобелевскую премию по литературе.

Библиография
Издания

ВНИМАНИЕ! В список изданий вошли сольные книги и сборники на русском языке, а также отдельные издания романов, написанных в соавторстве. Отсутствуют издания (сборники, журналы), в которые, помимо вещей других авторов, вошли отдельные рассказы или статьи, а также сборники романов, в которые вошли произведения Кобо Абэ наряду с другими авторами.

1. Библиотека современной фантастики. Том 2. Четвертый ледниковый период. Рассказы . М.: Молодая гвардия, 1965 г. Серия: Библиотека современной фантастики
 2. Женщина в песках. Чужое лицо . М.: Художественная литература, 1969 г. Серия: Зарубежный роман XX века
 3. Пьесы . М.: Искусство, 1975 г. 
 4. Чужое лицо. Сожженная карта. Человек-ящик . М.: Радуга, 1982 г. Серия: Мастера современной прозы
 5. Тайное свидание . М.: Известия, 1985 г. Серия: Библиотека журнала «Иностранная литература»
 6. Женщина в песках . М.: Наука, 1987 г. 
 7. Женщина в песках. Чужое лицо . М.: Художественная литература, 1988 г. Серия: Библиотека японской литературы. ISBN: 5-280-00375-1
 8. Избранное . М.: Правда, 1988 г.
 9. Собрание сочинений в 4 томах. Том 1. Женщина в песках. Чужое лицо . СПб.: Симпозиум, 1998 г. Серия: Ex Libris. ISBN: 5-98091-049-3, 5-98091-050-7
 10. Собрание сочинений в 4 томах. Том 2. Сожженная карта. Человек-ящик . СПб.: Симпозиум, 1998 г. Серия: Ex Libris. ISBN: 5-89091-056-6
 11. Собрание сочинений в 4 томах. Том 3. Тайное свидание. Вошедшие в ковчег . СПб.: Симпозиум, 1998 г. Серия: Ex Libris. ISBN: 5-89091-060-4
 12. Собрание сочинений в 4 томах. Том 4. Стена. Рассказы. Пьесы . СПб.: Симпозиум, 1998 г. Серия: Ex Libris. ISBN: 5-89091-068-X, 5-89091-049-3
 13. Женщина в песках . М.: Эксмо-Пресс, 2000 г. Серия: Зарубежная классика. ISBN: 5-04-008490-0
 14. Женщина в песках . СПб.: Азбука, 2000 г. Серия: Азбука-классика (pocket-book). ISBN: 5-267-00409-X
 15. Женщина в песках. Чужое лицо . Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 г. Серия: Классики XX века. ISBN: 5-222-00815-0
 16. Сожженная карта. Человек - ящик . Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 г. Серия: Классики XX века. ISBN: 5-222-00816-9, 5-222-00853-3
 17. Четвертый ледниковый период . М.: Гудьял-Пресс, 2000 г. Серия: Собрание. ISBN: 5-8026-0064-0
 18. Сожженная карта . СПб.: Азбука, 2001 г. Серия: Азбука-классика (pocket-book). ISBN: 5-267-00561-4
 19. Женщина в песках . М.: Рипол Классик, 2004 г. Серия: Женский альбом. ISBN: 5-7905-2393-5
 20. Женщина в песках. Сожженная карта. Вошедшие в ковчег. Смерть, к которой он непричастен. Детская . М.: Олма-Пресс, 2004 г. Серия: Библиотека мировой литературы. ISBN: 5-224-04816-8
 21. Женщина в песках (аудиокнига MP3). М.: Элитайл, 2004 г.
 22. Чужое лицо (аудиокнига MP3). М.: Студия АРДИС, 2004 г. Серия: XX век. Зарубежная проза
 23. Собрание сочинений в 4 томах. Том 1. Женщина в песках. Чужое лицо . СПб.: Амфора, 2007 г. ISBN: 978-5-367-00311-6
 24. Собрание сочинений в 4 томах. Том 2. Сожженная карта. Человек-ящик . СПб.: Амфора, 2007 г. ISBN: 978-5-367-00359-8
 25. Собрание сочинений в 4 томах. Том 3. Тайное свидание. Вошедшие в ковчег . СПб.: Амфора, 2007 г. ISBN: 978-5-367-00395-6
 26. Собрание сочинений в 4 томах. Том 4. Стена. Рассказы. Пьесы . СПб.: Амфора, 2007 г. ISBN: 978-5-367-00409-0
 27. Собрание сочинений в 4 томах. Том 1. Женщина в песках. Чужое лицо . СПб.: Амфора, 2009 г. ISBN: 978-5-367-01081-7
 28. Собрание сочинений в 4 томах. Том 2. Сожженная карта. Человек-ящик . СПб.: Амфора, 2009 г. ISBN: 978-5-367-01082-4
 29. Собрание сочинений в 4 томах. Том 3. Тайное свидание. Вошедшие в ковчег . СПб.: Амфора, 2009 г. ISBN: 978-5-367-01080-0, 978-5-367-01156-2
 30. Четвертый ледниковый период. Чужое лицо . М.: Дейч, 2010 г. Серия: Коллекция "Фантастика". ISBN: 978-5-98691-044-4
 31. Женщина в песках . СПб.: Амфора, 2011 г. Серия: Оригами. ISBN: 978-5-367-01917-9

Романы

ВНИМАНИЕ! Приведены только произведения, переведённые на русский язык. Если ссылки на книгу нет, значит, роман публиковался на русском языке только в периодике и не выходил в сборниках или отдельным изданием.

1959 Четвертый ледниковый период / 第四間氷期 / Dai yon kan pyouki 
 1962 Женщина в песках / 砂の女 Suna no onna 
 1964 Чужое лицо / 他人の顔 Tanin no kao 
 1967 Сожженная карта / 燃えつきた地図 Moetsukita chizu 
 1973 Человек — ящик / 箱男 Hako otoko 
 1977 Тайное свидание / 密会 Mikkai 
 1984 Вошедшие в ковчег / 方舟さくら丸 Hakobume sakura maru [= Ковчег «Сакура»]

Повести и рассказы

1950 Красный кокон / 赤い繭 Akai mayû 
 1950 Волшебный мелок / 魔 法のチョーク Maho no choku 
 1951 Барсук с Вавилонской башни / バベルの塔の狸 Baberu no tô no tanuki 
 1951 Стена / 壁 Kabe 
 1951 Жизнь поэта / 詩 人の生涯 Shijin no shogai 
 1951 Вторгшиеся / 闖 入者 Chinnyu sha [= Вторжение] 
 1951 Преступление S. Кармы / S・カルマ氏の犯罪 S. Karuma-shi no hanzai 
 1957 Солдат из сна / 夢 の兵士 Yume no heishi [= Призрак солдата] 
 1958 Посланец / Shisha [= Посланец из космоса] 
 1961 Смерть, к которой он непричастен / 無 関係な死 Mukankei na shi [= Смерть, в которой он непричастен; Чужая смерть] 
 1964 Тоталоскоп / Kanzen Eiga 
 1966 За поворотом / ペーパーバック Kaabu no mukô 
 1967 Совсем как человек / Ningen Sokkuri 
 1972 Руки / 手 Te 
 1973 Детская / 子 供部屋 Kodomo no heya

Пьесы

1955 Охота на рабов / どれい狩り Dorei gari 
 1958 Призраки среди нас / 幽霊はここにいる Yuurei wa koko ni iru [= Призрак] 
 1962 Крепость / Josai 
 1964 Провал времени / 時の崖 Toki no gake 
 1965 Ты тоже виновен / おまえにも罪がある Omae nimo tsumi ga aru 
 1967 Друзья / 友達 Tomodachi 
 1969 Человек, превратившийся в палку / 棒になった男 Bou ni natta otoko
 1969 Чемодан / 鞄 Kaban

Сборники

1951 Стена / 壁 Kabe 
 1964 Смерть, к которой он непричастен / 無 関係な死 Mukankei na shi

Интересные факты
Абэ был первым японским писателем, который стал сочинять свои произведения, набирая их в текстовом процессоре (начиная с 1984 года). Абэ пользовался продуктами фирмы NEC модели «NWP-10N» и «Бунго» (яп. 文豪?).

Музыкальные пристрастия Абэ были разносторонними. Являясь большим поклонником группы «Pink Floyd», из академической музыки он больше всего ценил музыку Белы Бартока. Кроме того, Абэ приобрёл синтезатор, задолго до того, как он получил массовое распространение в Японии (на тот момент, кроме Абэ, синтезатор можно было найти лишь в «Студии электронной музыки» NHK и у композитора Исао Томита, а если исключить тех, кто использовал синтезатор в профессиональных целях, то Абэ был единственным в стране обладателем этого инструмента). Синтезатор использовался Абэ следующим образом: передаваемые по NHK программы с интервью он записывал и самостоятельно обрабатывал для создания звуковых эффектов, служивших аккомпанементом в театральных постановках «Студии Абэ Кобо».

Абэ также известен своим интересом к фотографии, который выходил далеко за рамки простого увлечения и граничил с манией. Фотография, раскрывая себя через темы слежки и подглядывания, повсеместна и в художественных работах Абэ. Фотоработы Абэ использованы в оформлении изданного «Синтёся» полного собрания сочинений Абэ: их можно увидеть на обратной стороне каждого из томов собрания. Абэ-фотограф отдавал предпочтение фотоаппаратам «Contax», а в числе излюбленных объектов фотосъёмки были мусорные свалки.

Абэ принадлежит патент на простую и удобную цепь противоскольжения («Chainiziee»), которую можно надевать на шины автомобиля без использования домкрата. Изобретение было продемонстрировано им на 10-й международной выставке изобретателей, где Абэ был награжден серебряной медалью.

Экранизации
1. Женщина в песках (Suna no onna, Япония, 1964)
 2. Чужое лицо (Tanin no kao, Япония, 1966)
 3. Сожжённая карта (Moetsukita chizu, Япония, 1968)
 4. Жизнь поэта (Shijin no shougai, Япония, 1974)
 5. Друзья (Friends, Япония-Швеция, 1988)
 6. Человек-ящик (The Box Man, США, 2002)

Изумруд поделилась мнением о книге «Женщина в песках» 2 года назад
Моя оценка:
Книгу прочитала давно. Таких мрачных историй , до нее, я тогда не читала, поэтому она произвела на меня сильное впечатление. И к автору у меня был только один вопрос - что послужило толчком к ее написанию? Теперь я поняла - в Японии слишком мало пространства, поэтому у японских авторов странные книги и фильмы.
«Женщина в песках» — культовый роман японского писателя Кобо Абэ. Женщине так трудно быть одной. Но с мужчиной еще труднее. Ведь мужчина так ценит свободу. Но однажды мышеловка захлопнется, и мужчина останется один на один — с женщиной. И жизнь утекает сквозь пальцы как песок. И только любовь и женщина помогают жить.