Народ натосковался за истинными пастырями и, если увидит его в лице отца Герасима, тотчас же назовет его святым, то есть исключит из своей среды, поставит над собой и поклонится ему, <...> и там всему делу поставится точка. Пока хорошие люди между нами, нам все-таки совестно, в их присутствии мы чувствуем себя неловко; их облик налагает и на нас обязанность быть таковыми же. И мы, хотя немножко, все-таки стараемся походить на них, подражать им. Но сделали хорошего человека "святым", и все дело пропало. Мы сразу сбрасываем с себя эту обязанность и заменяем ее поклонением. Святого - на пьедестал... под пьедестал моментально кружку - и все дело сводится к опусканию медных монет в эту кружку. А в назидание народу издается "житие", где с особым старанием собираются наиболее необыкновенные события из жизни святого, наиболее поразительные чудеса, чтобы как можно выше поставить святого; сделать его как можно менее похожим на обыкновенных людей. И люди забывают благодаря этому, что святой был таким же, как они, а что, стало быть, при соблюдении известных условий, и каждый из них может быть таковым же, как он.