Об автореподробнее
Родился: 6 марта 1927 г., Аракатака, Магдалена, Колумбия
Умер: 17 апреля 2014 г., Мехико, Мексика
Габриэль Гарсиа Маркес — колумбийский писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель. Лауреат Нейштадтской литературной премии (1972) и Нобелевской премии по литературе (1982). Представитель литературного направления «магический реализм».

Маркес родился в небольшом провинциальном городке, расположенном в бассейне р. Магдалены, недалеко от побережья Атлантического океана и Колумбии. Его отец — Габриэль Гарсиа, был телеграфистом, но на формирование Маркеса как писателя оказали влияние бабушка Транкилина, на которой держался весь дом, и дед Маркеса, полковник, участник гражданской войны 1899-1903 гг. Сам писатель считает, что третьим фактором, определившим его судьбу, является атмосфера дома, в котором он провел детство, быт городка, где тесно переплетались фантастика и реальность. В восьмилетнем возрасте после смерти деда Маркес покидает Аракатаку и учится в интернате г. Сапакиры. Здесь он впервые пробует писать. В 1946 г. Маркес поступает на юридический факультет университета в Боготе.
 Первый рассказ Маркеса был опубликован в 1947 г., но автор его не мыслит сделать литературу основным родом своих занятий. В 1948 г. в результате убийства лидера либеральной партии обстановка в столице осложняется, и Маркес переезжает в Картахену, где пытается продолжать занятия. Но адвокатская карьера его мало привлекает, а скоро он вовсе отказывается от нее и обращается к журналистской деятельности.
 С 1950 по 1954 г. Маркес работает репортером, ведет раздел хроники. В 1951 г. выходит повесть "Палая листва", в которой впервые появляется городок Макондо, так напоминающий родную Аракатаку. Вместе с миром Макондо приходит и тема одиночества, центральная для творчества Маркеса.
 В 1954 г. Маркес переезжает в Боготу, продолжает работать в газете, принимает участие в политической деятельности, а в июле 1955 г. в качестве корреспондента газеты "Эль Эспектадор" приезжает в Европу. Он работает в Риме, одновременно занимается на режиссерских курсах в Экспериментальном кинематографическом центре. Из Рима Маркес переезжает в Париж. Переворот, произошедший на родине, заставляет его остаться во французской столице. Именно здесь Маркес создает повесть "Полковнику никто не пишет", первый вариант которой заканчивает в 1956 г., а отдельным изданием книга выходит в 1961 г.
 Повесть отмечена несомненным влиянием Хемингуэя, о чем Маркес сам неоднократно говорил, но сказался и репортерский опыт автора. Стилистически произведения отличают удивительный лаконизм, "снайперская точность языка", ощущение емкости и многомерности слова. Добиваясь художественной и психологической убедительности повествования, Маркес переписывал повесть 11 раз. Время действия — 1956 г., место действия — безымянный городок, но в снах и воспоминаниях главного героя — полковника, участника гражданской войны, живет другой город — Макондо, откуда он приехал много лет назад. Именно с Макондо входит в повествование историческое время, в котором сплавлены воедино реальные и легендарные события. "Полковнику никто не пишет" — повесть об одиночестве и о стоическом противостоянии человека абсурдности бытия, нищете, голоду и немощи, бюрократическому равнодушию, о непоколебимой вере человека в торжество справедливости.

Работая корреспондентом различных латиноамериканских газет, Маркес объездил многие страны Европы, некоторое время жил в Венесуэле, а с 1961 г. обосновывается в Мексике, где заканчивает роман "Недобрый час". Впервые роман в искаженном редакторами виде увидел свет в Испании, но полное издание было осуществлено в 1966 г. в Мексике. Предметом художественного исследования Маркеса становится тема насилия и его разлагающего влияния на личность. И вновь на страницах появляются имена Аурелиано Буэндиа, Ребеки, возникает образ Макондо. Воспоминания детства и мысли о фатальной связи насилия и одиночества преследуют Маркеса, требуя художественного воплощения. Так появляется сборник рассказов "Похороны Большой Мамы" (1962). Именно здесь впервые возникает развернутая панорама царства Макондо, над которым на протяжении почти столетия простиралась безграничная власть Большой Мамы. После выхода в свет сборника Маркес на некоторое время отходит от литературы, он пробует реализовать свои силы в кинематографе. Но, "работая для кино, — говорит Маркес, — я убедился в том, что преобладание изобразительности над другими повествовательными элементами заключает в себе, конечно, определенные преимущества, но также и определенные ограничения, — и это стало для меня ослепительным откровением, ибо только тогда я осознал, какими безграничными возможностями обладает роман".

В январе 1965 г. Маркес почувствовал, что может "начать диктовать машинистке первую главу слово за словом". На 18 месяцев писатель уходит в добровольное заточение. Оно закончилось появлением романа, к которому автор шел 20 лет. Роман "Сто лет одиночества" увидел свет в 1967 г. в Буэнос-Айресе. Успех был ошеломляющим, тираж составил за три с половиной года более полумиллиона экземпляров, что является сенсационным для Латинской Америки, а в мире заговорили о новой эпохе в истории романа и реализма. На страницах многочисленных литературоведческих работ замелькал термин "магический реализм". Именно так определяли повествовательную манеру, присущую роману Маркеса и произведениям многих латиноамериканских писателей.
 "Магический реализм" характеризуется неограниченной свободой, с которой писатели Латинской Америки сращивают сферу заземленности быта и сферу сокровенных глубин сознания.
 Роман "Сто лет одиночества" — многоплановая книга, в которой на примере шести поколений рода Буэндиа прослеживается история Латинской Америки, а также отразившаяся в ней история буржуазной цивилизации. Но это и история мировой литературы от античного эпоса до семейного романа. На примере семьи Буэндия Маркес исследует эпоху эволюции человеческого сознания, прошедшую под знаком индивидуализма от истоков, у которых стоит пытливый и предприимчивый человек Ренессанса, до итога, воплощенного в образе полковника Аурелиано Буэндиа, индивида, ставшего жертвой пронизавшего все сферы процесса отчуждения, столь характерного для XX в. Роман "Сто лет одиночества" стал прощанием с Макондо и его жителями, тема одиночества, получившая столь блестящее завершение, отступила на второй план в последующих произведениях Маркес
 В 1972 г. появляется сборник рассказов "Невероятная и грустная история о простодушной Эрендире и ее жестокосердной бабке". Начиная с этого сборника, Маркес приступает к всестороннему исследованию проблемы власти, блестящее воплощение которой даст в романе "Осень патриарха" (1975). Именно этот роман стал гротескном обобщением фактов насилия и деспотизма, которыми столь богата история человечества. В центре романа история сильной личности, провозгласившей произвол единственным законом существования.

В 1981 г. увидела свет "Хроника объявленной смерти" (исп. Cronica de una muerte anunciada), а в 1982 г. писателю была присуждена Нобелевская премия. В 1972 г. Маркес стал обладателем международной премии имени Ромуло Гальегоса.

Умер 17 апреля 2014 года в возрасте 87 лет в своём доме в Мехико. В связи со смертью писателя власти Колумбии объявили в стране трехдневный траур, а президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос оставил сообщение в своем Twitter: "Тысяча лет одиночества и грусти из-за смерти самого великого колумбийца всех времен, выражаю свою поддержку и соболезнования семье". Последний раз на публике писатель появился в начале марта 2014 года, когда вышел из своего дома для общения с журналистами и поклонниками, отмечавшими его день рождения.

Самый красивый утопленник в мире
Год выхода: 1968
Первыми его обнаружили дети, а когда увидели женщины селения, то были поражены, как он прекрасен. Такому утопленнику, вне всякого сомнения, нужно устроить самые лучшие похороны.
Последнее лето госпожи Форбс
Год выхода: 1976
Госпожа Форбс, нанятая для воспитания двоих братьев, была женщина строгая, аскетичная, а в требованиях весьма жесткая. Однако, с течением времени, братья заметили, что по ночам она ведет совсем другой образ жизни, нежели проповедует днем. Это не могло добавить им любви к ней.


За любовью неизбежность смерти
Год выхода: 1970
Сенатор Онесимо Санчес проводит свою избирательную компанию. Однако, она не занимает его так, как в прежние годы, ведь врачи предсказали ему смерть через шесть месяцев. И в этот момент он знакомится с Лаурой Фариной, которую прислал к нему ее отец.
Самолет спящей красавицы
Короткая зарисовка о случайной попутчице, привлекшей внимание Маркеса во время перелета через Атлантику.
Сиеста во вторник
Год выхода: 1962
Мать с дочерью, преодолевая жару, приезжают в городок, где неделю назад погиб их сын и брат, застреленный при попытке ограбления.
Добрый фокусник, продавец чудес
Год выхода: 1968
Добрый и злой волшебники-фокусники борются друг с другом, творя чудеса почти что за гранью воображения. Однако, первый — ученик второго, и существовать друг без друга они не могут.
У нас в городке воров нет
Год выхода: 1962
Дамасо, совершая первую в жизни попытку ограбления, взломал бильярдную. К сожалению поживиться в ней оказалось не чем. Чтобы не уходить с пустыми руками, он прихватил с собой бильярдные шары. В ограблении обвинили приезжего негра, ведь городок маленький, все друг друга знают и среди своих воров нет.
Последнее путешествие корабля-призрака
Год выхода: 1968
Несколько раз ему было видение кораблекрушения огромного трансокеанского лайнера. Но даже родная мать не воспринимала всерьез его рассказы.
Очень старый человек с огромными крыльями
Год выхода: 1968
На третий день проливного дождя Пелайо обнаружил в дальнем углу патио лежащего в грязи старика с огромными крыльями.
Искусственные розы
Год выхода: 1961
Слепая бабка Мины постирала накануне фальшивые рукава для платья. К утру они не высохли, и это послужило поводом Мине пропустить утреннее причащение в церкви.
Вдова Монтьель
Год выхода: 1961
Когда дон Хосе Монтьель скончался, к нему на похороны, к удивлению его вдовы, никто не пришел. А ведь ей казалось, что он был таким добрым и высокопорядочным гражданином и мужем.
Монолог Исабели, которая смотрит на дождь в Макондо
Год выхода: 1955
Настроение радостного ожидания в предвкушении дождя после долгой жары и засухи постепенно сменяется на все более мрачное по мере увеличения длительности выпадения осадков.
Один из этих дней
Год выхода: 1962
Рядовой рабочий день Аурелио Эсковар, зубного врача без диплома. Эсковар делает свое дело, но в любом деле есть свои нюансы...
Незабываемый день в жизни Бальтасара
Год выхода: 1962
Бальтасар трудился над заказом две недели и сделал чудо клетку. Вот только Хосе Монтьель, отец Пепе, мальчика, для которого он ее сделал, отказался ее купить.
Тот, кто ворошит эти розы
Год выхода: 1950
Когда-то наступит день и она узнает, что это не ветер приходил каждое воскресенье к алтарю и ворошил ее розы.
Набо — негритёнок, заставивший ждать ангелов
Год выхода: 1951
После пятнадцати лет ожидания даже у ангелов заканчивается терпение. Одна только девочка, неподвижная и безвольная, не забыла своего Набо.
Женщина, которая приходила ровно в шесть
Год выхода: 1950
Женщина, которая приходила всегда ровно в шесть, однажды сказала владельцу ресторана, Хосе, которому она очень нравилась, что в этот раз она пришла на 15 минут ранее, а если хорошо подумать, то в ресторане она с половины шестого. Что же делала она в эти полчаса?
Огорчение для троих сомнабул
Год выхода: 1949
Сначала она сказала, что никогда больше не будет ходить и выполнила это. Потом она сказала, что никогда больше не будет улыбаться и тоже выполнила это. Что же скажет она в следующий раз?