Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который по мифологическому преданию на острове Делос родился бог Аполлон.
Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца Аристона возводили, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон.
Перектиона была сестрой Хармида и Крития, двух известных фигур из числа Тридцати тиранов, недолговечного олигархического режима, последовавшего за развалом Афин в конце Пелопонесской войны.
Первым учителем Платона был Кратил. Около 407 года познакомился с Сократом и стал одним из его учеников.
После смерти Сократа в 399 до н.э. уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет в течение 399—389 годов.
В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами.
В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу — Платоновскую Академию.
По древним преданиям Платон умер в день своего рождения в 347 году.
По свидетельству Олимпиодора, Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону — смесь бокса и борьбы.
Ранний период (приблизительно 90-е гг. IV века до н. э.)
«Апология Сократа»
«Критон»
«Евтифрон»
«Лахет»
«Лисид»
«Хармид»
«Протагор»
1-я книга «Государства»
Переходный период (80-е гг.)
«Горгий»
«Менон»
«Эвтидем»
«Кратил»l
«Гиппий меньший»
и др.
Зрелый период (70—60-е гг.)
«Федон»
«Пир»
«Федр»
II—X книги «Государства» (учение об идеях)
«Теэтет»
«Парменид»
«Софист»
«Политик»
«Филеб»
«Тимей»
«Критий»
Поздний период
«Законы» (50-е гг.)
Послезаконие (редактор — Филипп Опунтский)
Идея души Платона
До рождения душа человека пребывает в царстве идеи — чистой мысли и красоты. Затем она попадает на 5-ом месяце беременности на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминает о мире идей». То есть ещё до рождения основные вопросы своей жизни душа решает в мире образцов (парадигм), а, появившись на свет она уже знает всё, что нужно знать. Так появляется вера в судьбу, в участь.
Душа — бессмертная сущность, состоящая из трёх частей:
1) Разумная, обращённая к идеям. Разумная часть души — основа добродетели, мудрости;
2) Пылкая, аффектно-волевая часть души — основа мужества.
3) Чувственная, движимая страстями, вожделениями. Эта часть души должна быть ограничена в проявлениях разумом.
Гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости.