Крестьянские войны XVII и XVIII веков, Русь и Восток, русская земля и казахская степь, давние, прочные узы дружбы, соединяющие народы Казахстана и России, — таковы темы произведений, вошедших в предлагаемую книгу. Бурное кипение народных страстей, столкновение сильных, самобытных характеров, неугасающее стремление простых людей к счастью и социальной справедливости — таким предстает историческое прошлое в рассказах и повестях этой книги, отличающихся напряженностью действия и динамично...
«…Лейтенант смотрел на него и ничего не понимал. Он только смутно чувствовал, что этот простенький сентиментальный мотив, который он неведомо где слышал и который совсем случайно вспомнился ему в это утро, тронул в душе рыжего красавца капитана какую-то сокровенную струну».
«Ужасно как есть хочется. Он никак не мог избавиться от этого постоянного чувства, хотя был в лыжном полку уже две недели, а кормили здесь хорошо, обильно, по фронтовой норме. Бойцы и офицеры смотрели на него иногда с удивлением: уж очень жадно ел. Витька, конечно, стеснялся, но ничего с собой поделать не мог: тыловая голодуха отступала медленно».
Продолжение рассказа «Ладога».
Чокан Валиханов, сын казахского султана, воспитанник Омского кадетского корпуса и офицер русской службы, путешественник, познакомился с Достоевским в середине 1850-х годов, вскоре после того, как тот вышел из острога. Вновь они увиделись лишь в начале 1860 года, когда Валиханов приехал в Петербург.
В конце своего царствования государь Александр Павлович изволил путешествовать и в дороге вспомнил отчего-то последний день жизни батюшки своего Павла Петровича… и табакерку, которая оной жизни предел положила.
В канун праздника Рождества Христова 1200 года A.D. вернулся домой из долголетней торговой поездки на восток бременский купец Мартин Пфайль и рассказал об удивительных народах и о событиях в куманской степи и городе русов Чернигове.