Об автореподробнее
Родился: 14 апреля 1954 г., США

Брюс Стерлинг (Bruce Sterling) - американский писатель-фантаст, журналист и литературовед. Один из лидеров киберпанка.

Брюс Стерлинг родился 14 апреля 1954 года в городке Браунсвилль (Техас). Шесть месяцев спустя его семья переехала в Остин, где отец Стерлинга получил диплом инженера, а затем в Галвестон, где и прошло детство будущего писателя. Сочинять Брюс начал в двенадцать лет, а когда ему исполнилось пятнадцать, то он вместе с родителями переехал на время в Индию, где его отец принимал участие в строительстве завода. Два с половиной года спустя Брюс Стерлинг вместе с родителями вернулся в Остин и поступил в Техасский университет, где вместе с такими писателями как Говард Уолдроп, Стив Атли, Джейк Саундерс, Том Рими, Джон Ширли и Льюис Шайнер вошел в группу, которая называлась "фантазеры в законе" (outlaw fantasists), и начал более активно практиковаться в писательском мастерстве.

В 1976 году Стерлинг получил диплом по журналистике и продал свой первый научно-фантастический рассказ - Man-Made Self. Юный талант не остался незамеченным, и всего лишь год спустя первый роман писателя "Океан инволюции" (Involution Ocean) вышел в книжной серии, которую составлял сам Харлан Эллисон. Но настоящий прорыв случился в начале 80-х, когда он проявил себя не только как писатель, но и как критик и полемист. В 1980 году вышел в свет великолепный роман "Искусственный ребенок" (The Artificial Kid), полный лингвистической энергии. В нем описана цивилизация, которая выделяет специальные "свободные" зоны на планете, где разрешена любая противозаконная деятельность, и где индустрия развлечений основана на продаже записей уличных боев, заснятых автоматическими камерами. В каком-то смысле этот роман стал предтечей киберпанка, одной из разновидностей научной фантастики, которой Стерлинг отдал всю свою молодую энергию, с большим успехом пропагандируя и защищая ее. Затем последовали долгие пять лет, на протяжении которых Стерлинг совмещал журналистскую работу с написанием рассказов из серии о двух противостоящих друг другу группировках будущего - шейперах и механистах.

Примерно в это же время, будучи личностью деятельной и харизматичной, Брюс Стерлинг организовал и сплотил вокруг себя движение писателей, которые позже стали известны как «киберпанки». Под псевдонимом Vincent Omniaveritas Стерлинг начал выпуск программного фэнзина киберпанков под названием "Cheap Truth" ("Дешевая правда"), где едко высмеивал застой в американской НФ. Фэнзин рассылался бесплатно всем, кому, по мнению Брюса, он был небезынтересен. В 1985 году увидела свет "Схизматрица" (Schismatrix) - роман, венчающий цикл о шейперах и механистах и ставший классическим произведением жанра «киберпанк», несмотря на то, что в отличие от коллеги и своего друга Уильяма Гибсона Брюс Стерлинг делал акценты не на исследовании технологии, а на социологических прогнозах. В 1986 году Стерлинг составил и отредактировал киберпанковский сборник под названием "Mirrorshades", где были собраны рассказы всех, по его мнению, значимых киберпанков. Этот сборник стал без преувеличения важнейшей вехой движения, как официально одобренный главным идеологом киберпанка "Председателем Брюсом".

Некоторые из "киберпанков", кто начинал в то время, до сих пор пишут в том же стиле. К Стерлингу это не относится. Более того, нельзя не согласиться с Гибсоном, который утверждает, что Стерлинг живет в постоянном страхе самоповтора. Многие из проблем, с которыми имел дело киберпанк в самом начале, по-прежнему заботят Стерлинга, но он пишет о них, используя гораздо большее разнообразие форм вместо стандартной модели киберпанка.

За роман "Острова в сети" (Islands in the Net) Стерлинг удостаивается John W. Campbell Memorial Award. Потребность Стерлинга в разнообразии в очередной раз проявила себя, когда он в соавторстве с Уильямом Гибсоном написал стимпанковскую "Машину различий" (The Difference Engine), немедленно признанную одним из удачнейших и наиболее тщательно проработанных произведений жанра.

В 1992 году писатель выпустил свою первую нефантастическую книгу - Hacker Crackdown, в которой по его собственным словам рассказывалось "о компьютерных преступлениях, электронных сетях, копах, хакерах и гражданских свободах", причем по своему обыкновению сделал это в довольно нетипичной форме, официально разрешив свободное распространение книги в электронном виде, чем привел издателей в состояние легкой паники. К их великой радости писательский пыл Брюса Стерлинга несколько поугас или, вернее, перенаправился в русло публицистики и публичных выступлений (надо заметить, что произношение всевозможного рода спичей Стерлинг называет своим любимым хобби).

Увлечение публицистикой и внимание к наиболее актуальным проблемам общества не проходит бесследно - в 1994 году писатель выпускает очередной научно-фантастический роман - "Бич небесный" (The Heavy Weather), посвященный глобальному потеплению. В 1995, организовав группу единомышленников, создает проект "The Dead Media Project", куда по замыслу создателей должны быть занесены все «почившие» СМИ прошлого, настоящего и будущего. В 1996 следует еще один роман - "Священный огонь" (Holy Fire), повествующий о том, какие совершенно неожиданные опасности таит в себе поклонение общества здоровому образу жизни. Во время сбора материалов для написания этой книги Стерлинг изучает дизайн, что в свою очередь приводит его к созданию еще одного движения - Viridian Design, которое вполне успешно продолжает существовать и по сей день (интересующиеся могут заглянуть на http://www.viridiandesign.org).

В 1998 году выходит очередной роман писателя "Распад" (Distraction), посвященный политике и биоинженерии, который приносит ему Arthur C. Clarke Award, а приуроченный к смене тысячелетий "Дух времени" (Zeitgeist) продолжает цикл историй об одном из самых любимых и удачных персонажей писателя - Легги Старлице. Сам Стерлинг характеризует эту свою работу как "постмодернистскую фэнтези".

В настоящее время Брюс Стерлинг живет в Остине (Техас) вместе с женой и двумя дочерьми.

Глубинные течения [Океан инволюции]
Год выхода: 1977
Впервые опубликовано журналом небуквального перевода "Speaking In Tongues Лавка Языков" vladivostok.com/Speaking_In_Tongues/bruce.htm/ Перевод — Ник Е. Кирилов и h; Графика — Islands Design Group; Картинки[1..7] — Да Дерга Спасибо: Сергею Бережному, Андрею Черткову, Василию Владимирскому и Грегусу Батанову — за помощь в составлении библиографии Особое спасибо: Мх — за то, что он нас заставил это сделать; Никите — без которого вообще бы ничего не было
Зеркальные очки. Антология киберпанка
Год выхода: 2014
В настоящей антологии впервые были собраны рассказы ведущих авторов киберпанка — Уильяма Гибсона, Брюса Стерлинга, Грега Бира, Марка Лэйдлоу и других. Относящиеся ко времени становления киберпанка как такового, эти произведения могут по праву считаться классикой жанра, своеобразной точкой отсчета. И хотя созданы они были более двадцати лет назад, тем не менее парадоксальным образом позволяют посмотреть на многие явления современности под новым, подчас неожиданным углом.


Старомодное будущее
Год выхода: 2003
Серия: Newwave
Перед вами - АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ФАНТАСТИКА!!! Острая. Парадоксальная. Забавная. Горькая. Заставляющая читателей восхищаться - и возмущаться, спорить - а обсуждать прочитанное. Фантастика, которая не оставит равнодушным НИКОГО! Перед вами - не просто семь рассказов, но - семь картин будущего, созданного зачинателем жанра "киберпанк" Брюсом Стерлингом, автором легендарной антологии "Зеркальные очки" и культовой "Схизматрицы". Здесь проклятия вуду налагают через компьютер... Здесь политики -...
Красная звезда, орбита зимы
США уже давно отказались от космической программы. Весь груз на себе тянет Советский Союз. Лунная База, Первая высадка на Марс, и космическая станция «Космоград». Но в космос не выгодно вкладывать средства, это бесперспективно, отдачи нет никакой, и решено свернуть все космические программы. И «Космоград», по приказу Политбюро, будет покинут людьми и спущен с орбиты на Землю. Конец мечтам о космосе? Но полковник Юрий Васильевич Королёв, первый человек на Марсе, не намерен с этим мириться…
Рой
Год выхода: 2003
Капитан-доктор Симон Африаль был выдающимся специалистом, доктором биохимии и инопланетной лингвистики, а также магистро-инженером, специалистом по магнитному оружию. Ему было тридцать восемь лет. А еще он был шейпером. Генная инженерия и суровый режим обучения в детстве обеспечили ему коэффициент умственного развития в сто восемьдесят единиц. Он не был самым умным агентом Кольцевого Совета, но обладал самой устойчивой психикой, и ему больше других доверяли. И шейперам в их борьбе против...
Жирный пузырь удачи
Год выхода: 2003
Таг Мезолья — «окосевший от математики программист и фанат аквариумов», создает искусственных медуз для нефтепромысла. Его знакомый и компаньон — Ревел Пуллен, техасский миллиардер, племянник очень богатого нефтяного клана. И на очередную деловую встречу Пуллен привозит странное вещество, некую протоплазму, начавшую поступать в техасские скважины вместо нефти…
В раю
Год выхода: 2006
Если бы не мобильный телефон, они бы не встретились и не полюбили друг друга. Но они встретились и полюбили, и, оказалось, мобильник им больше не нужен. Зато теперь они нужны всем и сразу, и спецслужбы двух стран мчатся по их следу.
Zeitgeist
Год выхода: 2004
Серия: Кибертайм
Понять Zeitgeist, поймать дух времени — вот залог успеха шоу-бизнесмена Лёхи Старлица, сумевшего организовать поп-группу из безголосых, но симпатичных девиц, устроить промоушн, отправить их в турне по развивающимся странам и добиться мировой известности. Только правильно ли угадал он дух времени?.. Тем более что времена меняются, близится рубеж тысячелетий... Автор книги, Брюс Стерлинг, один из отцов-основателей литературного киберпанка, сам поймал дух времени, написав постмодернистскую...
Роза-Паучиха
Роза-Паучиха отловила в свою космическую сеть драгоценный осколок астероида. Инопланетяне-торговцы готовы отдать в обмен за него что угодно, но Паучиха никак не может выбрать подходящий товар. И тогда ей предлагают самое дорогое, чем владеют Инвесторы…
Велосипедный мастер
Год выхода: 2003
В рассказе «Велосипедный мастер» читатель знакомится с неким Лайлом, большим специалистом по починке и модернизации велосипедов. Живет Лайл в таком месте, куда нормальным людям, особенно миловидным барышням, лучше не соваться. А если уж миловидная барышня сунулась — то жди неприятностей… В 1997 году «Велосипедный мастер» получил премию «Хьюго».
Моцарт в зеркальных очках
Эта лихая фантазия о путешествиях во времени... Безудержная энергия, едкая политическая сатира — верные признаки того, что авторы хотят поговорить о наболевшем: об Америке, о странах третьего мира, о «развитии» и «эксплуатации». А также о фантастике — о том, что энергичность и веселье присущи ей по праву рождения. Образ Вольфганга Амадея Моцарта особенно созвучен нынешнему десятилетию: композитор фигурирует в кинофильмах, в бродвейских пьесах, в музыкальных видеоклипах, а также в фантастике....
Последний шакальчик
Год выхода: 2003
Легги Стерлитц встречается в Хельсинках с Булатом Хохловым, бывшем некогда офицером КГБ, а теперь представляющем русскую мафию. Они собираются открыть на Аланских островах оффшорный банк для отмывания денег. В дело еще вмешиваются и финские террористы, мечтающие о независимости островов. Для помощи в этом предприятии Хохлов, используя связи КГБ, вызывает Рафа Шакала — «истинно международного революционера, свободного художника с десятью паспортами»…
Такламакан
Год выхода: 2003
Пит Паук и Катринко находятся на очередном задании в пустыне Такламакан. И хотя в целом свою миссию они уже выполнили, любопытство толкает их на исследование найденного в пустыне огромного подземного ангара… Повесть была награждена премиями Локус-1999 и Хьюго-1999.
Глубокий Эдди
Год выхода: 2003
Главному герою поручено доставить некую «посылку» одному загадочному джентльмену. Сперва удачливый герой влюбляется в девушку, приставленную его охранять, а потом с удивлением обнаруживает, что в пункте назначения царит форменный бардак, который аборигены именуют Переворотом…
Словарик юного графомана, или Turkey City Lexicon
Перевод на русский язык самого популярного пособия для творческих мастерских и литклубов научной фантастики, созданного в ставшей колыбелью киберпанка литмастерской Turkey City. Печатается с разрешения составителя. Перевод Рины «Фрези» Грант, http://zhurnal.lib.ru/f/frezi_g/