Об автореподробнее
Родился: 18 июля 1811 г., Калькутта, Индия
Умер: 24 декабря 1863 г., Лондон, Великобритания

Уильям Мейкпис Теккерей (англ. William Makepeace Thackeray; 1811—1863) — английский писатель, журналист, график, иллюстратор своих произведений, мастер реалистического романа.

Родился в Индии, в семье крупного колониального чиновника. Лишившись рано отца, был отправлен в Англию для обучения в школе. Еще будучи учеником, увлекся рисованием, долго мечтал о карьере живописца, о чем свидетельствует автобиографический образ Клайва из романа «Ньюкомы». Учился в Кембриджском университете, где увлекся философскими взглядами М. Монтеня, Д. Юма, интересовался политикой. Иллюстрировал комическими рисунками книги античных классиков, начал создавать пародии в стихах и прозе на современных ему авторов. Разочаровавшись в учебе, бросает университет и в 1830 г. уезжает за границу, где ведет жизнь свободного художника, проигрывает в карты значительную часть оставленного ему отцом состояния. А в 1834 г. терпит крах индийский банк, куда были вложены остальные деньги отца. Теккерей вынужден искать средства к существованию - эти события тоже нашли отражение в «Ньюкомах». Но до этого, в 1830 - 1831 гг., будущий сатирик прожил несколько беззаботных месяцев в Веймаре, где удостоился быть принятым Гёте. В 1833 - 1834 гг. он активно работает в газетах «Нэшнл стэндард» и «Конститьюшнл», издававшихся его отчимом Кармайкл-Смитом.

В 1836 г. выходит первая книга - буклет «Флора и Зефир», сборник комических рисунков с подписями, в которых пародировались штампы тогдашнего балета. Тогда же автор предлагает свои услуги в качестве иллюстратора «Записок Пиквикского клуба» Диккенсу и получает отказ. Это ускорило решение Теккерея оставить карьеру художника-графика.

Но писательская известность Теккерея вплоть до конца 40-х гг. была небольшой. Он выступал под псевдонимами Майкл Анджело Титмарш, Айки Соломонз, Желтоплюш, Толстый Корреспондент и др. В эти годы он много путешествует - по Франции, Германии, Италии, Ирландии, на Ближний Восток. К частой перемене мест его побуждает не только любознательность, но и стремление отвлечься от личной трагедии - его жена Изабелла Шоу в 1840 г. сошла с ума и всю оставшуюся долгую жизнь провела в психиатрической лечебнице. Утешением для Теккерея были две их дочери, из которых старшая - Энн Теккерей-Ритчи (1837-1911) - стала впоследствии писательницей, биографом отца, а младшая - Гарриэт (Минни) (1840-1875) - вышла замуж за известного критика Лесли Стивена. Неудивительно, что во многих ранних произведениях сатирика, которые традиционно считаются образцами юмора, сильны мотивы горечи, тревоги, мрака, страшных тайн и т. п.: его первый роман «Кэтрин» (1839-1840), цикл комических повестей «Жены своих мужей» (Men's Wifes, 1843), сказка «Султан Аист» (Sultan Stork, 1842) и др.

Значительным, но оцененным лишь впоследствии достижением писателя в 40-е гг. стал его роман «Карьера Барри Линдона» (The Luck of Barry Lindon, 1844). Настоящий успех пришел к автору только с опубликованием в журнале «Панч» «Книги снобов» (The Book of Snobs, 1846-1847) и выпуском романа «Ярмарка тщеславия. Роман без героя» (Vanity Fair. A Novel without a Hero, 1847-1848). С этого времени начинается открытое соперничество двух великих английских реалистов - Диккенса и Теккерея, приведшее в 50-е гг. даже к открытой ссоре между ними, хотя их семьи дружили между собой. Это соперничество особенно ощутимо в двух создававшихся одновременно романах - «Дэвиде Копперфилде» Диккенса и «Истории Пенденниса» (The History of Pendennis, 1848-1850) Теккерея.
В 1851 г. Теккерей пишет цикл лекций «Английские юмористы XVIII века», с которыми он успешно выступает в Англии, а также во время своей первой поездки в США в 1852-1853 гг. Эти лекции явились солидной подготовкой к его историческому роману «История Генри Эсмонда» (The History of Henry Esmond, 1852), в котором нашла также отражение любовь Теккерея к Джейн Брукфилд, жене его друга.
Зимой 1854 г. в Риме Теккерей тяжело болеет, и с этого времени его здоровье, никогда не отличавшееся устойчивостью, быстро ухудшается. Но он еще находит в себе силы для работы, пишет цикл лекций «Четыре Георга» (1855) и выступает с чтением их сначала в Америке, затем в Англии, создает единственную свою пьесу - комедию «Волки и ягненок» (The Wolves and the Lamb, 1855), которая типологически во многом предвосхищает «Волков и овец» А. Н. Островского, хотя и уступает последней по художественному уровню. В 1861 г. Теккерей переделывает свою комедию в повесть «Вдовец Ловел» (Lowel the Widower), в которой виртуозная техника ранних фарсовых вещей художника обогащается тонким психологизмом, разработкой техники внутреннего монолога.
В 1858 - 1859 тт. печатается роман «Виргинцы», в котором отразился интерес писателя к Соединенным Штатам, их истории. Слабым оказался последний законченный роман художника «Филипп» (1861-1862), ставший перепевом «Пенденниса». Зато очень большим успехом пользовался журнал «Корнхилл мэгэзин», редактором которого Теккерей был в 1860 - 1862 гг. и где он печатал свои последние эссе под заглавием «Окольные заметки» (The Roundabout Papers). В 1863 г. автор начинает работу над историко-приключенческим романом «Дени Дюваль», который из-за смерти писателя остался неоконченным и был оценен в некрологе Диккенса как «лучшее произведение» Теккерея.

История Сэмюела Титмарша и знаменитого бриллианта Хоггарти
В настоящий том входят шесть повестей: "Дневник Кокса", "Кэтрин", "В благородном семействе", "Из записок Желтоплюша", "Роковые сапоги", "В благородном семействе" и "История Сэмюэла Титмарша и знаменитого бриллианта Хоггарти". В этих ранних вещах писатель дает образцы великолепной прозы, вырабатывает свой взгляд на жизнь и свою позицию сатирика и моралиста.
Ньюкомы, жизнеописание одной весьма почтенной семьи, составленное Артуром Пенденнисом, эсквайром (книга 1)
В настоящий том входит первая книга романа У.Теккерея "Ньюкомы". Это, несомненно, один из самых значительных английских романов XIX века. В нем с поистине эпическим размахом воссоздана картина жизни Англии того времени и ставится ряд интересных проблем: отношения отцов и детей, положение искусства в буржуазном обществе и др. Перевод с английского Р.Померанцевой, комментарии Г.Шеймана.


Ньюкомы, жизнеописание одной весьма почтенной семьи, составленное Артуром Пенденнисом, эсквайром (книга 2)
В настоящий том входит вторая книга романа У.Теккерея "Ньюкомы". Это, несомненно, один из самых значительных английских романов XIX века. В нем с поистине эпическим размахом воссоздана картина жизни Англии того времени и ставится ряд интересных проблем: отношения отцов и детей, положение искусства в буржуазном обществе и др. Перевод с английского Р.Померанцевой, комментарии Г.Шеймана.
Кэтрин
Бог наделил мисс Кэтрин редкой красотой, и с тех пор, как слава о ней вышла за пределы округи, в харчевне отбою не было от посетителей. Случалось, фермеры, завернувшие по дороге с рынка, поспорят насчет лишней кружки эля, - но стоит Кэтрин появиться с кружками на подносе, и глядишь, эль выпит до капли и денежки уплачены сполна; или проезжий путешественник после ужина соберется в путь, чтобы к ночи добраться до Ковентри или Бирмингема, а тут мисс Кэтрин спросит, не развести ли огонь в комнате...
Сочинения
В истории английской литературы Уильяму Теккерею принадлежит роль апостола реалистического изложения действительности. В противовес романтикам, живописавшим своих героев возвышенно и утонченно, Теккерей не занимается идеализацией жизни, а ценит ее суровую и нелицеприятную правду. Сам писатель, чьи герои живут по принципу «цель оправдывает средства», признавался, что больше всего на свете он ненавидит эгоизм во всех его проявлениях. Снобизм, самолюбие, жадность британских аристократов и буржуа –...
Ярмарка тщеславия [англ. и рус. параллельные тексты]
Вершиной творчества английского писателя, журналиста и графика Уильяма Мейкписа Теккерея стал роман «Ярмарка тщеславия». Все персонажи романа – положительные и отрицательные – вовлечены, по словам автора, в «вечный круг горя и страдания». Насыщенный событиями, богатый тонкими наблюдениями быта своего времени, проникнутый иронией и сарказмом, роман «Ярмарка тщеславия» занял почетное место в списке шедевров мировой литературы.