Очень спокойная, как по мне, фантастика. Три истории - три разных варианта финала нашей цивилизации. Впрочем, возможно и не финала цивилизации, а финала огромной эпохи. Это истории о точках, которые поделят на "до" и "после".
Вот вам что по душе: умереть от голода, холода или землетрясений и цунами?
Такие три варианта Кристофер рисует в своих историях.
Вот я бы в сборнике их не читала. А то как-то мозг разрывается на части. То Англия гибнет от вируса, уничтожающего злаковые. И уже в новой истории Англия замерзает. Поначалу странно, но потом привыкаешь.
К слову, многое из описанного видела раньше в более поздних произведениях других авторов. Не скажу, что под копирку, но темы эти явно не стеснялись повторять и развивать. И некоторым авторам удалось не хуже. Хотя минусов нашла не так уж и много. Самый существенный для меня - недоработанные и какие-то неживые персонажи. А вот в фантастической составляющей произведений придраться не к чему.
Череда опустошительных землетрясений перекроила лик планеты. Жители островов, пережившие катаклизм, с изумлением обнаружили обнажившееся морское дно, гниющие водоросли и остовы затонувших кораблей там, где совсем недавно плескались волны. Только действительно ли повезло оставшимся в живых? Повсюду громоздятся развалины с погребенными в них телами, в ожидании новых подземных толчков стремительно формируется страх замкнутого пространства. Выжившие сбиваются в группки, одни умудряются сохранять цивилизованность, другие быстро привыкают к грабежам и насилию.
Эта версия катастрофы от Джона Кристофера получилась не такой эффектной как "Смерть травы". Здесь меньше жестокости и "нерва", и вышло все куда более миролюбиво. Учитывая то, что вообще не в стиле автора баловать красочными описаниями или глубокими размышлениями, книжка пролетает стремительнее некуда. Кстати, талант переводчика, похоже, не понаслышке знаком с землетрясениями, судя по тому, что все у него набекрень.
Писатель явно сначала представлял, как бы действовали настоящие герои, и только потом это записывал.
Для фанатстической литературы — это большая редкость.
А главное, что его представления о действиях людей были явно основаны на большом житейском опыте, а не на компьютерных играх. Это просто бросается в глаза, на фоне современных представлениях пишущей братии, о том, как люди ведут себя в экстремальных ситуациях.
Открывая книгу из классики фантастики, всегда опасаешься, что она уже устарела и читать будет не слишком интересно. Ведь фантастика - продукт скоропортящийся, и то, что было написано 40 лет назад, сейчас кажется наивным и немного нелепым. Пожалуй, не устаревает только то, что посвящено исследованиям души человеческой. Вот и у Кристофера главное в книге - не то невозможное, что случилось, а то, как ведут и чувствуют себя люди в необычной для себя ситуации.
Немного о сюжете. По миру прокатилась волна землетрясений неимоверной силы. Главный герой, Метью Коппер, садовод, человек уже немолодой и вовсе не геройского характера, умудряется выжить в разрывающем землю хаосе. Того мира, который он знал, больше нет - нет его привычных занятий (помидоры всмятку, теплицы всмятку!), нет людей, с которыми он привык приятно проводить вечер, нет того сооружения из бетона, который он называл своим домом, да что там, нет даже моря, которое однажды позвало его к себе и заставило поселиться на острове. И если с этим Метью еще может смириться, то с тем, что он ничего не знает о своей дочери, гостившей у тетки в Суссексе, - нет. И он отправляется в немыслимо длинный, невозможный путь на поиски дочери, и ведут его надежда и фантазии. По пути Метью будет обретать и терять, встречать душевную теплоту и агрессию, пройдет по дну морскому и найдет море там, где его раньше не было. А все затем, чтоб расстаться со своими иллюзиями и понять, где его место в новом мире.
Как обычно, постапокалипсис обнажает изнанку человеческих душ. Кто-то неимоверными усилиями строит новую жизнь, а кто-то без сдерживающих уз закона станет способен только на насилие. Кто-то вовсе сошел с ума, а кто-то искренне ждет прихода Господа, украшая самодельные алтари. На самом деле, ничего нового Кристофер не написал, и эта книга - классика жанра, хоть я терпеть не могу это выражение. Но в целом книга вышла добротная, увлекательная и даже вселяющая надежду.
Этот год особенно ярко показал, что неожиданные напасти могут подстерегать человечество в любое время и в любом месте. Заберись ты хоть на остров Гернси помидоры выращивать, а катастрофических землетрясений и там не избежать. Весь мир разорван, кругом рваные края.
И вот помидоры и большая часть человечества уничтожены и надо начинать другую жизнь, борьбу за выживание. Впрочем, сценарий не слишком оригинальный. В начале человечество возвращается к собирательству (выкапывая сохранившиеся ресурсы), а потом переходит к достижениям первобытного строя – земледелию, охоте и скотоводству. Неудивительно, что подчинение силе тоже вполне в рамках управления первобытного общества. Однако несмотря на тривиальный сюжет роман читается с большим интересом. Впервые в жанре роуд-муви я с главными героями путешествую по морскому дну пешком. Вкопанные корабли разных типов и времен оживляют довольно монотонный пейзаж. Хотя вскоре последующие встречи с людьми заставляют Мэтью, главного героя, с ностальгией припомнить безлюдные пейзажи. Он немного флегматичен для центрального персонажа, однако, может быть, именно эта эмоциональная сдержанность помогает ему не сойти с ума в апокалипсис подобно многим другим выжившим. Да и вообще вся книга выдержана в вялых философских тонах, ей не хватает психологической глубины и душевной содержательности. Мое сердце не замирало от ужасов катаклизма и не сочувствовало искренне его жертвам.
Перечисление всего, что островитянам удалось откопать, заставило меня задуматься о собственных запасах. Пандемия заставила всех массово закупать гречку и прочие крупы, но ведь большинство современной еды как раз не в жестяных банках, а в непрочных пакетах и стекле. Кстати, такой вопрос волновал и других рецензентов, вот и меня дома ожидает скудный набор консервированной кукурузы, горошка, фасоли и тушенки. А, еще рыба и сгущенка. Никаких перепелок и паштетов, как в книге. Негусто для апокалипсиса, искренне надеюсь, что в этом году хоть он нас минует.
Меня только удивила авторская географическая зацикленность на Великобритании. Ведь в романе уединенность острова Гернси основана на его некотором удалении от Англии через Ла-Манш, однако взгляд на карту ясно показывает читателю, что Нормандские острова гораздо ближе к континенту. Да там же рукой подать до Франции! О какой безопасности может идти речь, ведь в такой ситуации и французы вряд ли сохранят изысканные манеры и обхождение. Впрочем, о Франции писатель вовсе не говорит, видимо, континент немного смыло.
Тем не менее несмотря на катастрофические разрушения и потери автор не стал совсем вгонять читателя в уныние, признаться, я ему за это благодарна.
Книга прочитана в рамках игр "ФФантGame" и "Собери из всех!"
Я всё никак не определюсь, как же мне относиться к творчеству Кристофера. С одной стороны — из-под его пера, бесспорно, выходят качественные и годные книги. Более того, он нашёл свою нишу, прочно в ней обосновался и выдаёт произведения, что называется, «на уровне». Но с другой стороны… с другой стороны, все его творения общего имеют больше, чем различий, и это, скажем прямо, не сильно радует.
Буквально перед флэшмобом «Спасателей» мне в руки попала «Смерть травы», и я тут же, на радостной ноте после полученного удовольствия после неё, решила, пользуясь случаем, продолжить знакомство с понравившимся автором. Разочарование меня, конечно, не одолело, но моё мнение — Кристофера надо читать в достаточно малых дозах, разделённых приличным количеством времени. Иначе может оказаться не очень здорово.
Теперь о самих книгах.
К постапокалиптике авторы переходят по-разному. Кто-то проделывает это руками человека, выписывая социальные строи или мировые конфликты, которые приводят, скажем, к ядерным взрывам. Кто-то приплетает пришельцев, роботов и прочих индивидуумов. А кто-то — и Кристофер в их числе — рассматривает один из наиболее близких к реальности вариантов: капризы природы. В самом деле, здесь такое поле для разнообразия — чуть ли не каждый день сводки новостей выдают нам сообщения об очередных ураганах/землетрясениях/пожарах/глобальном потеплении, сопровождая это музыкой в лучших традициях хорроров. Тут даже придумывать ничего не надо.
Но у Кристофера есть своя чётко выверенная и проверенная схема. Во-первых, он специализируется не на смаковании разрушения земной поверхности, а на поведении человека в экстремальных условиях. Строго говоря, все катаклизмы служат ему всего лишь фоном для повествования о том, во что человек может превратиться, если вырвать его из привычной комфортной среды обитания и заставить бороться за выживание. Во-вторых, набор персонажей у автора тоже привычный — крепкий и достаточно положительный мужчина, характер которого по ходу повествования может претерпеть некоторые изменения, обязательный ребёнок в наличии, остальное (жена, влюблённость, близкие друзья) — опционально. Ещё не раз использован был образ некоего работающего на правительство персонажа, который предупреждает героев об опасности. Герои не слишком-то верят, за что потом и расплачиваются. В-третьих, часть повествования занимает не столько борьба с наступившей напастью, столько предисловие — в «Смерти травы», скажем, история о двух братья и поучительная притча, в «Зиме» — долгая история с супружескими изменами.
Чего у Кристофера не отнять, так это того, что повествование течёт быстро, и книга притягивает — от неё сложно оторваться. С непривычки я кусала губы и переживала за героев весьма и весьма сильно, а это уже показатель. Всё динамично, несмотря на многие отступления и повторения. Хотя не всегда логично выстроено повествование (и у автора явно зуб на британское правительство), во время чтения на это как бы закрываешь глаза, не сильно и царапает взгляд. Зато кульминации и внимание к деталям в каждой из трёх книг действительно на высоте, с этим не поспоришь.
В каждой из трёх книг есть свой «фон» для событий: в «Смерти травы» это вирус, суть которого отображена в названии, в «Долгой зиме» — похолодание, а в «У края бездны» («Рваный край») — землетрясения. Но если последняя книга отличается хотя бы своей атмосферой, то первые две похожи просто безумно. Как по мне, составлять такой сборник — не просто бессмысленно, а убивает желание читать дальше. Я понимаю, что романы очень небольшие по размеру, но всё же.
Как итог — весьма качественное чтиво, хотя в больших количествах — очень на любителя. Я бы советовала выбирать какой-то один роман и начинать с него. Мне, пожалуй, больше всего понравилась «Смерть травы» (очень велика вероятность, что сыграл эффект новизны, и я сужу несколько предвзято), меньше всего — «Долгая зима». Но что-нибудь одно очень рекомендую к прочтению.
Интересный роман. Я бы даже сказала, что-то вроде классики жанра, но типично написанный и ни чем таким не выделяющийся.
Специфический стиль написания, ибо я отвыкла от "мужчина сказал... она ответила..", когда и так понятно кто сказал, а кто ответил.)
Крупнейшее землетрясение на территории Англии - множество жертв, минимум уцелевших не только людей, но и вообще строений. Море между островами ушло, и смыло всё на своем пути. Рельеф очень сильно изменился, и главный герой из своего селения отправляется в крупный город, чтобы найти дочь, которая осталась у тети и вообще найти выживших.
Интересное повествование, но на один раз. Впечатлила сцена с описанием того, что стало с бывшим морем, какие находки ожидали людей на месте, и как эта катастрофа показала истинную сущность людей и их поведение. Сухость изложения не дала полностью погрузиться в сюжет.
СиВ
Если честно, не дочитала. Первая часть - ничего. Вторая - ммм, что, опять? Третья... одинаковые они какие-то. Ну то есть, можно много разного придумать на тему, как разрушить мир, но вот что будет потом - тоже должны же быть варианты. А тут прям под копирку, и герои, и атмосфера. По мне так не самая лучшая книга жанра.
По всей планете начались разрушительные землетрясения. Не избежала печальной участи и Англия. Главный герой по счастливой случайности оказался на улице в момент, когда земля начала двигаться, поэтому он остался жив, остальные же люди погибли в развалинах своих домов. Главный герой бродит от одного разрушенного дома к другому, в поисках выживших людей, а также каких-то полезных вещей, еды и прочего. И не перестает думать о дочери, которая в другом городе, - он верит, что она жива, и хочет непременно ее найти…
Тоже интересная и очень реалистическая книга. В процессе чтения, кстати, я поразилась, каких только не бывает консервов: франкфуртские сосиски, мясо с бобами, паштет из трюфелей, артишоки, ломтики копченой семги, индейка и фазаны в экзотическом винном соусе, мясо дикого кабана с грибами и оливками. Это герои роются в развалинах и находят консервы, этим и питаются в основном, если, конечно, не убьют одичавшего вола. Подумалось на миг, что если бы они порылись в развалинах моего дома, то нашли бы только зеленый горошек, кукурузу, оливки и банку с ананасами. Негусто. Пойти, что ли, пару банок тушенки и сардин купить. На всякий случай.
До совета в "Четырех сезонах" я и не слышала об таком авторе, как Джон Кристофер. Однако, оказывается, его романы являются классикой на родине, в Великобритании. По моему мнению, до классики эти романы немного не дотягиваются, но любителям апокалипсиса и постапокалипсиса прочитать стоит. Итак, о чем же эти книги? Нам представлены три довольно интересных сценария "Как мы все умрем":
Сценарий 1 - гибель всей травы на Земле. Гибнет обычная сорная трава, гибнет рис, гречка и пшеница, гибнет морковь, лук и бананы. Кстати, почему не гибнет картофель, загадка (он ведь тоже трава)... И вот на фоне всемирного голода мужчина со своей семьей отправляется в уголок, где, возможно, есть и будет еда. Голод, зависть, жестокость, избиения, немощность правительства, смерть и убийства - всё это сопровождает сначала не многочисленную, но всё расширяющуюся группу людей вплоть до пункта назначения.
Сценарий 2 - снижение солнечного излучения и, как следствие, всемирное похолодание. Англия с течением времени поглощается снегами, метелями и, в конце концов, льдами. Народ толпой ринулся в южные страны, центральная часть Лондона оцеплена для создания хоть какой-то возможности выжить малому количеству людей, в остальной части города и практически везде в стране разруха и мародёрство. В южных странах тоже не всё в порядке: европейцы не могут найти работу, африканцы пользуются случаем и "мстят" за былое рабство. И в это время Эндрю находит свою любовь...
Сценарий 3 - землетрясение высшей категории, сравнявшее города с землёй. И этим всё сказано. Мэтью Коттер сперва присоединяется к небольшой группе выживших у себя на острове Гернси, а затем отправляется на поиски дочери, обучающейся в Англии.
Произведения интересные, в некоторых случаях с неожиданными поворотами в сюжете, но... очень не хватает психологической составляющей. У главных героев почти нет эмоций: ни слёз, ни радости, ни истерик, ни близости к сумасшествию, которые так часто охватывают в критические моменты жизни. Ничего особенного не представляет и язык романов - простой до безобразия, лаконичный и будничный. Кроме того, были и некоторые нестыковки: гибнет трава, но картофель выживает; во льды закована вся Европа, а Африка нежится в солнце, как и до похолодания; города превращаются в равнины, а животные никак на это не реагируют (собаки, петухи, коровы и другие животные истошно начинают орать иной раз за несколько часов до первых толчков). В общем, чувствуется, что книги писались в 1950-х годах.
Однако было интересно!
Прочитано в рамках игры "Четыре сезона"
За совет спасибо Maple81 !