Рецензии на книгу «Пушкин на юге» Иван Новиков

"Пушкин на юге" — первая часть дилогии "Пушкин в изгнании" известного советского писателя И. А. Новикова. В романе повествуется о пребывании опального А. С. Пушкина на юге, о его творческих исканиях и свершениях.
nabokov написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Принудительное путешествие Пушкина в чудесные дали

Уже пора бы и привыкнуть, что в последнее время, подавляющее большинство книг, даже хорошо начинаясь, к концу сильно меня разочаровывают, но нет, я все удивляюсь этому как в первый раз... Вот и теперь, первое ощущение радости от чтения к последним главам сменилось не то усталостью, не то раздражением. А ведь начинаться рецензия должна была коротким абзацем, с одним единственным предложением: «Это что-то замечательное...» Но, как оказалось, не настолько и замечательное... В общем-то, можно было бы и не писать рецензию на книгу, но учитывая, что на сайте есть еще только 1, обрисую вкратце свои впечатления.


И.К. Айвазовский «А.С. Пушкин и графиня Раевская у моря около Гурзуфа», 1886 г.

Начинается книга очень легко и производит первое крайне приятное впечатление. Не лишенная мелких недостатков и шероховатостей, она кажется очень добротным чтивом. Даже и чтивом «Пушкина на юге» мне было сначала называть как-то совсем неудобно. Скажу так: первая половина «Пушкина на юге» - очень добротная книга. Неспешная, где-то даже нерасторопная, чуть вязкая, но совсем не в плохом смысле слова. Немного легкая, солнечная, летняя. Ее первая половина посвящена пребыванию Пушкина на Кавказе, в Тавриде, Бессарабии. Его скитания описываются очень подробно, захватывающе и живописно. В книге мы встречаемся не только с самим Пушкиным, но и людьми которые ему близки, например, с семьей Раевских, в числе которых были и три дочери, каждая из которых немного взволновала очень чувствительное сердце поэта. Книга читается небыстро, и сначала от нее совершенно не устаешь! Честно говоря, иные моменты времен скитаний Пушкина по Кавказу были описаны так хорошо, что мне после кавказских глав снились горы-горы-горы... Что со мной было, кажется, впервые.

Ночи здесь, на высоте, часто бывали холодные. Звезды казались крупнее и ярче, как бы клонились к земле. Дали под месяцем странно сужались, зыбкая дымка их одевала. Все вокруг становилось иным, чем было днем. Горы сдвигались ближе друг к другу, и вся земля становилась меньше, короче. Человеческий голос в этом изменившемся мире казался особенно близким, волнующим.

Вообще, здорово, что книга на первых порах вернула мне интерес к Пушкину, не столько даже к Пушкину-поэту, а к Пушкину-личности. Соглашусь с критиками, которые ругали Новикова за излишки красивостей в тексте. Очень редко, но в тексте встречаются места, читая которые становится неловко - уж слишко сладко, аж до сведения скул порой описаны порывы поэта. Но, все-таки, на общее впечатление от книги это повлияло в меньшей степени. Зато нередкие, и сначала довольно мимолетные, но, все-таки, настойчивые, напоминания о том, что дескать, Пушкин истинный народник, то и дело мучавшийся думами о судьбах народа, спустя первую половину книги стали портить впечатление от чтения. Слишком искусственно, слишком, неестественно порой это все выглядело. Под конец книги стало казаться, что вот-вот Пушкин не вытерпит, сорвется с места и закатит тираду, которую можно будет резюмировать знаменитым тезисом «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!». Уж так в нем кипела его революционность, сочившаяся чуть ли не из ушей (пардон). Другая черта книги, смущавшая меня порой - ее ярко выраженная художественность. Иногда мне было трудно понять где пролегает граница между художественной выдумкой и реальными фактами в книге, т.к. я не являюсь исследователем жизни и творчества Пушкина. Надеюсь, что автор очень скрупулезно работал с литературными источниками - дневниками и письмами, чтобы максимально точно передать нюансы реальных взаимоотношений героев.


И.К. Айвазовский «А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал», 1880 г.

Сначала мне хотелось посоветовать эту книгу чуть ли не всем, как интересное летнее, дачнее чтение, приятное, красивое, такое от которого появляется вдохновение, но теперь я даже не знаю, стоит ли. Если вы не боитесь разбираться во всех тонкстях взаимоотношений случайных или не очень знакомых Пушкина, его влюбленностях, революционных перспективах и реалиях первой четверти XIX века, то тогда, конечно, советую. Потому что первая половина мне действительно очень понравилась. То Пушкин травинку увидел, потом каштан нашел, тут приуныл, здесь взрустнул-призадумался, здесь стих сочинил, тут у него молодость взыграла, здесь кажется совсем ушла, тут с одним поболтал, там с другим. Все неспешно, мило, лирично, очень приятно и по-летнему. Тут все о Пушкине, очень красивой природе и, как бы ни было парадоксально, учитывая, что речь идет о книге про ссылку поэта (хотя, она и напоминала мне больше творческий отпуск), об умении чувствовать жизнь, наслаждаться ею. Когда как ни летом надо читать такие книги и брать пример с поэта? А вот вторая половина несколько более скучная, и написанная, как будто, без желания. Я допускаю, что это связано с тем, что книга писалась с 1937 по 1953 годы, не самое беззоботное время в истории нашей страны. Но приходится оценивать книгу, а потому хочется быть объективной. Первая половина - хороша. Вторая была мне практически неинтересна. В совокупности, для меня это 6 из 10.

Ollychen написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

1937-1953 гг. 16 лет писал автор эту книгу. И были опасения, что на чтение у меня уйдет примерно столько же. Не потому что много. Не оттого что неинтересно. Просто очень размеренным, поэтичным, убаюкивающим языком написана эта художественная история о пребывании совсем еще юного Пушкина в южной ссылке: Екатеринослав (нынешний Днепр), Крым, Кишинев, Одесса... Автор рассказывает о путешествиях, предпринимаемых поэтом в рамках дозволенного (и иногда чуть шире:)), об отношениях с друзьями и теми, кого он таковыми не считал, об увлечениях нежного свойства, о подоплеке некоторых - в том числе достаточно известных - стихов.
Продолжение этой повести - "Пушкин в Михайловском" - наверняка не менее интересно, но браться за него пока, пожалуй, не рискну. Книжный Вызов мне этого не простит:)