Первый рассказ: Чашка прекрасного кофе
Боюсь, осовремененный донельзя Дагестан породил таких же оторванных от родной земли и традиций, витающих в облаках писак. Читая их, вы переноситесь не на пыльные улицы высокогорных аулов, а прямиком в Los Angeles, New York и другие заморские земли. А вместо имён, таких привычных уху, как: Магомед, Гамзат, Али, в тексте непременно всплывёт Майкл, Алекс, Джонсон. И смех, и грех. Всё бы ничего, но странно было мне читать подобное, найдя книгу по тегу: "Дагестанская литература". Ох, не за тем я гуглил, не за тем...
Но раз уже нагуглил, мне был интересен посыл, основная мысль автора, хотелось непременно узнать, что он хотел донести этим всем. И он почти сразу же всплыл, а автор зарекомендовал себя как истинный моралист, вовсю поучающий, непрерывно указывающий и осуждающий.
Окружающие его (Героя) люди, - какие-то истерички и крайне неприятные типы, скажу откровенно, - постоянно орали, жаловались, грозили подать в суд и т.д. А противостоял этому заносчивому и зажравшемуся люду абсолютно мягкотелый и раболепствующий персонал тех или иных заведений, в которых Алекс бывал. Их диалоги были пусты и бессмысленны, а втиснуты исключительно для того, чтобы заполнить пространство, мне так казалось. Но сделано это было для того - понял я потом - чтобы провести анализ и вывести из него глубокое заключение. А заключил он следующее: "Неожиданно для себя Алекс вдруг вспомнил все события, которые предшествовали этому моменту, людей с бесконечно мизерными и ничтожными, недостойными человека проявлениями эгоизма, тщеславия, глупости и лицемерия, и расхохотался. Все, с чем каждые день по много раз мы сталкиваемся в жизни и принимаем как должное, здесь, наверху, Алексу показалось безумно смешным, он хохотал и не мог остановиться." Да так заключил, что я вспомнил афоризм Хаксли как две капли воды похожий по смыслу с умозаключениями нашего героя. Он: "Такие пространства, такие сроки, такая уйма недосягаемых миров, скрытых за другими далекими мирами! А мы-то, перед лицом вечности и бесконечности, забиваем себе головы разговорами и домашними хлопотами, стараемся куда-то поспеть вовремя, выбираем нужного цвета ленты для волос и зубрим алгебру с латинской грамматикой!"
Ни в коем случае это не плагиат, причина сравнения в другом: мысли Алекса - его семидесятилетний жизненный опыт, помноженный на потери и горести, а второе, практически идентичные, принадлежат подростку, смотрящего на звёзды. Ничего личного, просто классика.
В принципе, обычное морализаторское сочинение. Название - классический Сафарлиевский сопливый стиль. Почему? Интрига. Радует одно - словарный запас, освободивший меня от необходимости играть роль попугая, повторяя одни и те же слова по кругу. И да, Алекс не выглядел тут добродушным, мудрым стариком, напротив, обзывая людей словами "юнец", существо" - самоутверждаясь на их фоне своей фантомной безмятежностью и благонравием, он взращивал в своём сердце семена гордости. А его заразительный смех в конце отдавал отвратительной вонью чувства собственного превосходства, так яро им же осуждаемым.
________________________________________________________________
Второй рассказ: Волшебный парк.
Неимоверная наркомания. Сумбурный, непонятный, глупый сюжет. Поднятые и незавершённые темы, оставляющие сотни: Что? Почему? Как? Что тут происходит? Что хотел сказать автор?
Если кратко: (Длинно просто не о чем) О жизни неуверенного в себе паренька, которого потом почему-то вдруг что-то озарило, и он понял смысл бытия. И, конечно, фееричный разговор со смертью в конце. Это конец. Здравствуйте.
________________________________________________________________
Третий рассказ: Четыре дня.
А по сюжету этого рассказа можно смело снять фильм, ибо в нём есть все штампы голливудских кинокартин.
Сентиментальность происходящего, по мере прочтения, увеличивалась в геометрической прогрессии. Жертвы, на которые неустанно шли герои были настолько мимишными, что меня тянуло блевать.
Сначала меня утомляла высокопарная болтология главного героя, потом - его отца. Это был кошмар. Думаю, такой идиллии в семейных отношениях нет даже в сектантских семьях законченных консерваторов. Здесь и сейчас!!! Да, ты сможешь!!! Всё или ничего!!!! Жизнь или смерть!!! С щитом или на щите!!! От всей этой воодушевляющей стимуляции меня ужасно знобило. Позже, к этим поэтам вольного словоблудия присоединился его кореш, тоже не прочь поговорить монологами из фильмов, ну, вы знаете, когда проигрывавшую команду как следует встряхивает тренер своей сокрушительно-мотивационной речью, а затем - игроки рвут соперника. Такая же киношная атмосфера царила и тут. Мне иногда казалось, что это Сафарли и Памук со страстью обсуждают прикрасы друг друга. До того вычурны и нелепы были их пафосные речи. Короче, когда этих речёвок стало так много, что они занимали порядка 80% и без того крохотного рассказа, это заметил и сам автор, видя, что ситуация горит, он вставил очень нужный абзац: "Знаете, его речь могла бы показаться банальной. Терпеть не могу недоумков, которые на своих лекциях с названиями типа «Как добиться своей цели» подобными речами пытаются убедить нас, что мы сможем, что у нас все получится. Меня всегда они раздражали. Но тут было совсем другое, тут важны были не столько слова, сколько то, кто мне их говорил и с какой интонацией." Аааа, интонация, вот оно чё, ну окей, это много объясняет (Нет). В общем - отмазался. Посыл, наверное, таков: Слушайся папу, воодушевляй себя пламенными речами и всё у тебя будет хорошо, а если нет - подставь кому-нибудь ногу. И да. Держитесь подальше от химического завода.
Рассказ глупый и неправдоподобный, в котором нам пытаются обрисовать жалкого слизняка невероятным жизнепокорителем. Увы. Номер не пройдёт.
Важно помнить, что лицо человека, его значимость и, может быть даже - величие, определяется его отношением к той или иной проблеме, ситуации или случаю непосредственно в первые секунды случившегося. И только в этот момент человек может зваться человеком. Но герой наш - самовлюблённое, слабохарактерное чмо, влюблённый в идиотские мотивирующие речи, готовый предать, подставить, обидеть, лишь бы его эго получило своё. Не верите? Он говорит перед финальным забегом: "Ведь только тот, кто усердно трудится, достоин уважения и поощрения!" - а затем подсыпает своему главному конкуренту порошок, и тот выбывает. Да уж. Поступок настоящего мачо. Все его попытки, спустя годы всё замять , выглядят так жалко, что никакого уважения к нему уже не испытываешь. Нет сил это продолжать. Расходимся, читалы. Тут кидалово.