На мой взгляд, это лучшая книга из цикла о волшебниках.
Возможно, потому, что тут нет приевшегося мне уже лейтмотива "что-то реальное проникает в Плоский мир, Плоский мир активно сопротивляется, грядёт катастрофа".
Возможно, потому, что главной истории тут нет, их несколько, и они идут параллельно, переплетаясь между собой. Тут и повесть о кухарке, превозмогающей страх маленького человека; и курьёзная ситуация, в которую попали волшебники: для спасения своего разнообразного девятиразового питания им необходимо сыграть в футбол, но всё ведь не будет слишком просто; и ещё один маленький не-совсем-человек со своей непростой историей и ярко сияющим внутренним светом; ну и конечно, куда без влюблённых и их метаний.
Не обойдётся также и без патриция и его хитроумных планов и, совсем чуть-чуть, стражи, потому что куда без них-то в Анк-Морпорке?
Книга получилась яркой, весёлой и по-настоящему интересной, и в то же время в ней много интересных и довольно-таки глубоких мыслей о психологии толпы.
В рамках игр Собери их всех Дуэль #85
Школьная вселенная Первый класс. Азбука движения
Книжная полка Тур #70(4)
и Книжное путешествие Ход #10. Поле #8. Канализационные тоннели — Книга из виш-листа
В самом веселом и экстравагантном городе Плоского мира ни дня не проходит без происшествий. А уж когда собираются любители запретной игры в мяч, тут уж без драки между фанатами точно не обойтись. И неважно, что в этой версии игры в футбол мяч деревянный, обмотан тряпками и его кидают друг другу всем чем только можно. Неважно, что голы в такой игре практически не забивают, а зрители не видят за матч ничего, так как всепоглощающая Толкучка отвлекает все твое внимание. Главное, что есть атмосфера чего-то массового и всеобщего, команда за которую ты болеешь с самого рождения и жирные пироги, которые так приятно уминать в любую погоду. Определенную изюминку добавляют травмы игроков, полученные таким увесистым мячом и запрет на проведение такой вот игры. Запрет, который в подворотнях то, конечно, игнорируют, но который многоуважаемые джентльмены и ученые мужи рьяно чтут. Пока, как это всегда случается, что-то не случается…
Великие и ужасные академики Невидимого Университета по какому-то страшному и невразумительному завещанию должны хотя бы раз в двадцать лет играть в футбол. Да и всевластный тиран и диктатор лорд Витинари что-то задумал в отношении этой игры. Такое стечение обстоятельств как минимум повлияет на любимую игру всех рас и возрастов, и как максимум явит миру что-то совершенно невообразимое. Вот за таким процессом и предлагает нам понаблюдать Терри Пратчетт в этой части истории про Плоский мир. Добавьте сюда еще такие ингредиенты как загадочный гоблин, двух замечательных кухарок красавицу Джульетту и умницу Гленду, любителя попинать балду и жестяные банки Тревора, гномий дом моды и многое-многое другое.
Как всегда, невозможно не восхищаться этой теплой и уютной (если не заходить на темные улицы Анк-Морпорка и не уезжать на границы Убервальда) Вселенной. Все что любишь по предыдущим историям на месте. Все такие же взбалмошные волшебники, все такая же своеобразнодружелюбная стража, все такая же обаятельная Смерть. Сочетание самой популярной спортивной игры и вселенной Плоского Мира получилось, на мой взгляд, более чем удачным. Весело, спортивно и чертовски увлекательно!
Книга прочитана в рамках игры "Школьная вселенная. Девятый учебный год".
Друзья, нам всем крайне повезло, что за нас в Литературной Премьер-Лиге (Literature Premier League, LPL) играл неповторимый сэр Терри Пратчетт. Он обладал непревзойденным, уникальным талантом, позволявшим ему блистать практически на всех позициях. Мы запомним его, в первую очередь, как великолепного форварда с голевым чутьем и всегда на острие, и замечательного плеймейкера с четким и широким видением поля. Да, теперь нам будет не хватать его голов. Но это — футбол. Лучшие игроки уходят на повышение в лучшие команды. Пожелаем сэру Терри еще больших побед. Мы будем скучать.
Футбол вездесущ. Он не минует даже тех, кто не любит его. Он объединяет людей — пардон, существ — всех рас, возрастов, социальных слоев, ориентаций, политических и религиозных взглядов, ширины кругозора и тела, высоты духа и роста. В этом отношении футбол похож на Смерть, только первый играет на нервах, а последний — на банджо. Футбол заставляет мужчин плакать, как маленьких мальчиков, а мальчиков — ругаться, как мужчин. Ударь по мячу и стань легендой. Всего один стоящий точный удар — и твое имя вечно в памяти толпы. Футбол пришел в Анк-Морпорк.
Справедливости ради, надо сказать, что футбол в Двуедином городе уже был. Правда, представлял он собой что-то среднее между уличной дракой и регби, от которого отщипнули всяческое здравомыслие, и проигравшей считалась команда, понесшая наибольшее количество увечий. Правда, футбол — ловкий чёрт, поэтому ему потребовалось не так уж и много ингредиентов для эволюции из потасовки в игру, а именно: правила, гоблин, угроза потери сырного ассорти, вкуснейшие пироги, жестянка, обещание, данное маме, и ведро с крабами. Конечно, нельзя забыть и об "усеченном икосаэдре, сделанном посредством соединения некоторого количества пятиугольников и шестиугольников из плотной кожи с находящимся внутри пузырем, предположительно животного происхождения". Вслед за вечным ощущением праздника, которое футбол приносит, неизбежно и появление нелицеприятных спутников игры: быдлофанатов, приходящих на стадион с одной целью — хулиганить, и быдлокоманд, бьющих не по мячу, а по игрокам соперника.
Пеняющие на потускневшее остроумие поздних книг сэра Терри, мы с вами точно читаем одни и то же? Да, в "Незримых Академиках" снова звучит лейтмотивом посыл о том, что не так важно, кто ты есть, главное, кем ты себя сделаешь. Кто если не сэр Терри может повторять, и при этом не повторяться? Один только огнеметный футбольный репортаж с матча между "Незримыми Академиками" и анк-морпоркскими скамами может превратить вас из обычного краба в хорошо прожаренного. Баста капризам, такие игроки, как Пратчетт, не рождаются, а падают с неба. Читайте и болейте только футболом.
Семь анк-морпокских правил "Глеба Жеглова"
Эххх, так поздно появилась в моих руках эта книга!
Чемпионат Мира по футболу в Бразилии уже закончился!
И также закончились мои раунды игры в "Heroes of Might and Magic" за Цитадель с идеей-фикс апргейднуть воинов первого уровня сразу до третьего! ;-)
Вот почему растерялись две половинки звездочки в окончательной оценке...
Итак, Вы хотите быть на вершине славы, ну, хотя бы наравне с Патрицием Витинари? Тогда Вы должны знать семь анк-морпокских правил "Глеба Жеглова"!
Чтобы стать чемпионами по футболу надо:
1. Узнать цель игры:
... цель игры – забить как минимум на один гол больше, чем противник. Но ваши две команды просто бегают по полю, и все игроки одновременно пытаются ударить по мячу. Да, они забивают голы, но по чистой случайности. В футболе, как в шахматах, нужно оберегать короля – то есть ворота. Вы, конечно, скажете, что для этого есть вратарь, но, образно выражаясь, один в поле не воин. Каждый мяч, который он ловит, покрывает позором прочих членов команды, подпустивших противника так близко. В то же самое время они должны направить все усилия на то, чтобы забить гол в противоположные ворота. И это проблема, на которой я намерен остановиться подробнее. Я упомянул шахматы, но быстрота, с которой летает футбольный мяч, означает, что действия могут за считаные секунды переместиться с одного конца поля на другой...
2. Сходить всей командой на балет в Королевскую оперу!
...очень важно, чтобы игроки научились правильно двигаться и сохранять равновесие.
3. Долго тренироваться в детстве с жестянкой!
Сначала люди, типа, пинали камни. Но это было глупо. Потом они стали пинать черепа, но сначала нужно было их оторвать, а хозяева, типа, возражали... А потом они придумали так называемый мяч, ... но все, типа, не так-то просто, потому что это кусок дерева. Его можно пинать, только если на тебе здоровые тяжелые башмаки. Он плохо летает. Он тяжелый. Такой мяч неживой, господа, а футбол должен жить…
4. Еженедельно играть в зале друг с другом с закрытыми глазами!
5. Изучить методику королевской охоты с профессиональными собаками лорда Ржава!
На охоте каждая собака знает местонахождение своих товарок... соотношение игрока и команды. Сила игрока – в команде, а сила команды – в каждом игроке.
6. В свободное время нужно балансировать с мячом на голове!
Каждый игрок сражается с самим собой.
Ну, и самое главное!
7. Знать наизусть и уметь применять правило №202 из актуальных футбольных правил
...мяч называется мячом. Мяч – это мяч, с которым обращаются как с мячом три игрока последовательно, после чего он становится мячом.
имея настоящих друзей на трибуне! Ну, хотя бы таких, как несравненные Гленда и Джу!
И не надо быть крутым Пепе Гвардиола! Такую команду можете привести к победе даже Вы!
И никаких фиглей-миглей!
Игра "ТТТ" (2014, 2) - Свеженькие книги 2013-2014 годов
Спасибо platinavi за выбор из моей подборки!
Не стоит даже заводить разговор о том, что «Незримые академики» – хорошая книжка: плохих сэр Терри никогда и не писал. Но всё дело в том, что на сей раз он превзошел сам себя – высшая похвала для писателя такого масштаба – и даже среди книг о Плоском мире немногие могут по праву соперничать с этой.
Пратчетт саркастичен, остроумен (и тут хочется поблагодарить переводчика; сдается мне, это был воистину титанический труд) и местами удивительно трогателен – что с ним порой случается, но каждый раз удивляет, будто в первый. Его герои живут (в их существование веришь так же, как веришь в собственных соседей. А может, даже и больше – вы никогда не задумывались, до чего странные типы обитают с вами по соседству?), учатся быть собой, бороться со стереотипами и принимать окружающих такими, какие они есть.
Ах да, еще они играют в футбол.
Что мы, в сущности, знаем о футболе? А хотели бы узнать?
Книга прочитана в рамках игры "Собери их всех!"
Серия: Плоский мир, #37
Профессорам Незримого Университета живется, в общем-то, комфортно: девятиразовое питание, которое обеспечивается штатом Дневной Кухни и Ночной Кухни. Сырная тарелка из ста семи сортов, свыше семидесяти разновидностей закусок и прочая, и прочая. Однако всему этому благоденствию придёт конец, если НУ не примет участие в Игре, Футбол именуемой, собрав команду. И никакой магии, конечно же.
Пратчетт в этой книге просто блистателен. Текст смешной, сатирический, саркастический, местами где-то сардонический, и просто смачный. На сей раз Пратчетт прошёлся по футболу, модному бизнесу (микрокольчуга, которая совсем не трёт!), ксенофобии, местечковой морали и неписанным законам. Плюс пара десятков тем поменьше.
Горячо рекомендую тем, кто Терри Пратчетта не читал. Не факт, что вам понравится, но если понравится, то у вас в резерве окажется целый мир — Плоский Мир. [По]читателям же Мастера мои писания не нужны. Они просто читают очередную книгу и особо не обращают внимания на всякие там мнения. Так я думаю.
Издание вполне добротное. На обложке иллюстрация известного художника А. Дубовика. Суперская иллюстрация, но к тексту привязка оч-чень приблизительная. Интересно, что было написано в техзадании? Наверное, что-то вроде: гоблин и волшебник-гном играют в футбол. А вот в оригинальном издании на обложке изображена просто шикарная команда UU (художник Paul Kidby). Но тоже не без огрехов — судьёй почему-то сделали Патриция, хотя это был бывший Декан.
Перевод пратчеттовского текста, насыщенного юмором, во многом основанным на игре слов, — нешуточный вызов для переводчика.
О тонкостях перевода далее (много).
Дальше...
Книга, в которой собралось столько разных тем, что в конце концов устаешь от этого многообразия и яркости.
Основная тема - популярный этим летом футбол (за счет ЧМ). Волшебники Незримого Университета отчасти случайно выяснили, что вот-вот закончится действие завещания давно мертвого благотворителя, и профессора стоят на пороге лишения любимой сырной тарелки со 107 видами сыров. Согласно завещанию, волшебникам нужно объединиться в команду и сыграть в футбол - и это при том, что об игре они имели лишь весьма смутное представление.
По ходу действия пишутся правила футбола - изобретается надувной мяч взамен деревянного полена, вводятся знакомые нам термины и уложения.
Против магов сыграет команда хулиганов, держащая в страхе все темные переулки Анк-Морпорка.
Кроме того, мы заглянем под капот индустрии моды самого крупного города Плоского мира, узнаем, чем отличаются гномы, гоблины и орки, понаблюдаем за зарождением спортивного репортажа.
Но, конечно, даже гоблин-всезнайка и мотивирующие лав-стори не соблазнили бы взять в руки эту книгу, если бы в ней не раскрылся главный секрет Ночной Кухни: как сохранить хрустящесть маринованных луковок в фирменном пироге Гленды Медоед.
Пратчетт не изменил себе и сохранил свой стиль: нигде не перебарщивает с парафразами и каламбурами, все события связаны друг с другом и часто совершенно алогичны, чего и ожидаешь от этого автора.
Предупреждаю, рецензия абсолютно пристрастная! Кто согласен, продолжаем читать.
Я нежно и верно люблю Пратчетта, он зародил во мне любовь к английскому юмору и сатире, его книги каждый ра это как кочан капусты: первый слой это его фирменный юмор-волшебники в шляпах и без магии играют в футбол, это уже отличная затравка; второй слой дружба и становление личности, веры в себя; третий социальный; четвёртый геноцид. Слоев множество, и насколько вы готовы углубиться зависит только от вас. Желаете просто отдохнуть без напряжения? Первый слой к вашим услугам! Хотите подумать? Копайте глубже!
Я давненько не читала Пратчетта, поэтому получила особенное удовольствие!
Как принято у сэра Терри присутствует не менее двух сюжетных линий (и еще множество завитушек), несколько локаций (Анк -Морковк с разных сторон) и уйма героев. Основная завязка сюжета происходит в Университете (ура, волшебники!). Над волшебниками нависает угроза урезания приёмов пищи до трех,а сортов сыра всего до трех! За святое (ассорти из 107сортов сыра) они готовы бороться до последнего и принимают вызов на футбольный матч! Также раскручивается сюжетная линия орка (не гоблина!) единственного в Анк-Морпорке, проскальзывают три любовные линии (одной я особенно умилялась), и,конечно, мода! Без моды никуда!
Пьяный патриций это отдельный момент умиления. И немного приоткрылась завеса над отношениями патриция и Ее светлости.
Отдельно хочу упомянуть про момент с ведром крабов: так получилось,что важный для меня человек рассказывал эту историю, когда у меня был тяжёлый период. И когда читала было тепло на сердце вдвойне.
От книги получила невероятное удовольствие. Под конец было радостно и грустно, ведь это первый роман,который я прочла после смерти сэра Терри.
Спасибо, что вы были с нами.
А ВОТ ТЕПЕРЬ КОНЕЦ.
Обожаю Терри Пратчетта.
За создание увлекательного, чрезвычайно искусно сплетенного волшебного мира - мира-приключения, мира-загадки, мира-квеста. Мира, в который погружаешься мгновенно и полностью, без остатка, преодолеваешь невзгоды и решаешь жизненные ребусы вместе с героями... и потом искренне досадуешь от того, что книга кончилась так быстро.
О том, что Пратчетт - отличный стилист, было сказано, наверное, уже миллион раз. Еще больше добрых слов было сказано о его чувстве юмора, и это совершенно заслуженно. Пратчетт безупречно владеет всеми оттенками смеха - от доброй и мягкой иронии до едкого уничтожающего сарказма.
"Незримые академики" - добрая книга. О профессорах Незримого Университета, волею обстоятельств вынужденных сыграть в футбол и неожиданно почувствовавших вкус к этому вроде бы неподобающему ученым мужам занятию, о наделенном всеми мыслимыми и немыслимыми талантами стекальщике Натте, который до поры до времени считался гоблином, о высоком искусстве приготовления пирогов и о многом другом.
А еще - о любви, дружбе, взаимовыручке, готовности к самопожертвованию. Об умении попросить помощи, принять и оказать ее, хотя иногда это бывает не так легко...
Пересказывать сюжет - дело заведомо ненужное, ибо одни уже читали и прекрасно знают сюжет сами, а других, еще не добравшихся до книги, было бы негуманно лишать удовольствия ознакомиться с написанным лично :) Вместо этого хотелось бы привести одну цитату - Пратчетт умеет быть не только смешным, но и очень трогательным. До такой степени, что к горлу подкатывает комок, и чье-то чужое, вымышленное детство становится чуточку твоим:
Чудакулли обвел глазами стол Совета и заметил кое-где влажный блеск глаз. Волшебники преимущественно принадлежали к тому поколению, представители которого уже имеют внуков. Они были, сказать прямо, толстыми, склонными к цинизму и несдержанности, они носили очки, но…
…запах дешевых курток под дождем, который всегда имел привкус сажи, а еще – отец или дедушка, который сажал тебя на плечи, так что ты поднимался над остальными, над потрепанными шляпами и шарфами, и чувствовал тепло Толкучки, видел, как по ней катятся волны, чувствовал биение ее сердца, а еще, конечно, тебе наверх протягивали пирог, или полпирога, если времена выдавались нелегкие, а если они были совсем скверные, то хотя бы пригоршню маслянистого жареного гороха, который ты ел по штучке, чтобы растянуть подольше… а если дела шли хорошо, перепадало и настоящее угощение, например хот-дог, которым не нужно было делиться, или тарелка рагу с желтыми каплями жира и хрустящей поджаркой, которую ты жевал по пути домой, – мясо, которое не бросили бы собаке, но под дождем, в объятиях Толкучки, в общем гаме это была священная амброзия на пиршестве богов…
Аркканцлер сморгнул. Казалось, время остановилось… не считая минувших семидесяти лет.
Дамы и господа, нет ли у кого лишнего билетика до Анк-Морпорка? :)
Иногда чувствую себя этим самым Ореххом: "Я приношу пользу?"(с) Когда социальные навыки орка прокачаны лучше, чем твои, - это заставляет задуматься. Книга направленная абсолютно против всех этих новомодных идей типа "Никто никому ничего не должен" и "Просто будь собой!". Это как в том анекдоте: — Есть только одно место, где тебя всегда ждут и примут тебя таким, какой ты есть. — Дом? — Ад.
Ну да, а ещё это книга про футбол, пироги, психоанализ и гиперответственность.