Удивительно. Аж гомерически смешно. Хотя, признаться, порой даже негодовала. Если верить этой истории, основанной на реальных фактах, то Фрейд был тот еще засранец. Это ж надо. Создать целую теорию, чтобы оправдать свой образ жизни и свою тягу к плотским утехам. И тут вам ни чувства вины, ни угрызений совести. Ведь любой аморальный поступок можно оправдать НАУЧНО согласно его логически выстроенной теории. А главное человек, занимающийся психоанализом и исследующий истерию абсолютно не разбирался в этике отношений и не блистал знаниями женской природы. Довольно жесткий и умеющий рассказать любую сказку пока ему нужно удовлетворить свою похоть. Встречала я таких мужчин. Образ, который у меня сложился, благодаря прочитанному, очень и очень знаком. А главное, они умудряются находить огромное количество жденщин, готовых броситься под них. Удивительно, но факт. Увлекающийся до безумия и использующий людей как подпитку для своего драгоценного и неспокойного ума. Держаться бы подальше от этих великих гениев...
Перед нами любовный треугольник. Сам великий и почтенный Фрейд, его жена и ее сестра. Вот к такому любовному треугольнику у меня двойственной отношение. С одной стороны для меня загадка как можно жить с таким серым и невзрачным человеком как его жена и не сойти с ума? А с другой, ну ведь изначально все ясно и прозрачно... Смысл создавать семью? Ну эту личность это ни капельки не оправдывает. У Фрейда изначально такой примитивный подход к отношениям, затертый уже до дыр. О боже! Поведать глупеньким и жалостливым дамам сердца, как плохо и тоскливо жить с такой серой мышкой, которая абcсолютно не способна тебя понять. Божетымой! Как оригнинально-то. Говорю ж, что он был редкостным засранцем.
Написанное выше, это лишь восприятие этой книги. Насколько все это достоверно судить не могу. Надо будет обязательно еще что-нибудь о нем почитать и делать уже более основательные выводы. А так, признаться, взбесил и еще как!
Порой я думаю, а как хорошо, что я не такой одержимый ученый? Эти гении своего дела очень избалованы, им всегда нужна подпитка, каждый находит эту подпитку различными способами. Конечно, есть примеры "безобидных подпиток". А вот кто-то, как, например, Конан Дойл или Эйнштейн, участвовали в политической жизни своих стран и яро боролись в оппозиции, кто-то, например, как Ньютон, ловили фальшивомонетчиков и часто судились, Достоевский и Маяковский были любителями азартных игр. У Зигмунда Фрейда, была, к сожалению, другая "метода" - кокаин... Ну, и, к тому же, деспотичность, жесткость, где-то и фанатизм, которые, как известно, имеются практически у любого гения. Я раньше ничего не читал о Зигмунде Фрейде и меня этот набор "гениевских принадлежностей" поверг в шок. Еще будучи молодым тридцатилетним человеком он был очарован фактически с первого взгляда одной красивой особой, Минной Барнайс. Решив познакомиться, он обнаружил двух красавиц-сестер, Минну и Марту. Женился он все же на второй и она ему родила шестерых детей. И все же его первичная привязанность к Минне давала о себе знать. Ведь Минна в отличие от Марты, понимала в психологии и психиатрии, могла беседовать и дискутировать с ним в научном круге (а ведь занятие одним видом деятельности сближает мужчину и женщину). Вот и получился стандартный любовный треугольник: муж - жена - сестра жены. Да, авторы книги действительно создали очень нестандартный образ Минны Бернайс, она явно не была уж такой заурядной женщиной, правда! Это - книга не о Фрейде, это - книга о судьбе одной красивой женщины, которая сама выбрала такую судьбу и только читатель сможет определить, правильно ли она поступила и прожила свою жизнь. Как же развивались отношения в этом треугольнике и разрешились, можно узнать из книги, которая была воссоздана по мотивам анализа личных писем семьи Фрейдов. А было ли все правда, как написано в книге? Думаю, нет! Но история получилась занимательная, имеющая смысл, значение и интересна поклонникам историй, приближенных к реальности.
Очень понравилось, как глубоко созданы образы Фрейда и Минны, дискуссии между Зигмундом и Минной, атмосфера современных на то время Вены, Гамбурга, Швейцарии, часть повествований плавно и достаточно удачно переведена в эпистолярный разряд. Можно легко абстрагироваться от личностей и читать это произведение в качестве обычной любовно-интеллектуальной классики. Короче, читабельно и занимательно!
Книгомарафон (Июль. 2014) - Тема: ЗАГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ
Авторы утверждают, что история, на которой построен роман, реальна.
Можно ли считать реальными никогда и никем не виденные письма (номера с девяносто третьего по сто пятьдесят седьмой), изъятые из коллекции и бесследно утраченные?
Реальны ли слухи?
Доказательна ли запись в старой гостевой книге швейцарского курорта Малойя?
Была ли эта история, не было ли её?
Могла бы быть.
И могла бы быть именно такой, какой она получилась в этой книге - историей любви обыкновенного мужчины и не совсем обыкновенной женщины.
Да-да, обыкновенного мужчины, хотя его имя - Зигмунд Фрейд – вот уже сто лет известно практически каждому.
В этой истории он вполне банален: взял в жены ту, которая соответствовала образу идеальной жены - Kinder, Küche, Kirche, Kleider, а стремился к другой, которая этот идеал - дети, кухня, церковь, платье – отвергала.
А женщина, чье имя – Минна Бернайс – ничем не знаменито - она, напротив, необычна.
Умна, образованна, сама зарабатывает на жизнь и не стремится замуж. Она на равных разговаривает и спорит с будущим основателем психоанализа, не избегая запретных в приличном обществе тем. И еще она весьма хороша собой.
Мужчина и женщина пережили короткий бурный роман, остро приправленный кокаином и сильнейшим чувством вины (жена и любовница – родные сёстры!).
Мужчина охладел к женщине, роман закончился, жизнь продолжалась…
Вообще-то я не очень люблю фрейдианскую беллетристику. Фантазии и спекуляции на темы жизни и личности З.Фрейда редко бывают удачными и свободными от авторских акцентов и от попыток художественного пересказывания, а порой и иллюстрирования, учебников по психоанализу. Но я понимаю, что их писали, пишут и будут писать, поскольку к этому всегда есть читательский интерес, тем более сейчас, когда этот интерес переживает своеобразный ренессанс. И хотя в этой книге присутствует всё перечисленное, она мне неожиданно показалась симпатичной своей печальной лирикой, лёгкой атмосферой декаданса и эмансипации конца XIX века, ненавязчивой исповедально-дневниковой стилистикой, в которой Фрейд предстаёт именно таким, каким он, вероятно, открывается сегодня в личной переписке. Временная дистанция делает своё дело, научный и идеологический глянец стирается, и Фрейд в последних публикациях о нём выглядит совершенно иначе, чем мы, возможно, привыкли его представлять, отталкиваясь от его теорий и известных фотографий. Поскольку в преамбуле сказано, что книга основана на реальных фактах, реконструированных из личной переписки Фрейда, переданной наследниками в Библиотеку Конгресса и открытой для исследования, я с особенным вниманием ловила что-то неканоническое в его характере и поступках.
Надо сказать, что, читая далеко не первую книгу о Фрейде, я давно смоделировала себе его образ как человека, как теоретика и практика психоанализа, как персону, изменившую мировоззрение миллионов людей в XX веке, но почти никогда не задумывалась о нём как о мужчине, отце, любовнике, и у меня не было какого-то особого любопытства к этой стороне его жизни. А эта книга в какой-то мере смогла отвлечь меня от восприятия его как свободного от житейской критики классика и придать моим мыслям совершенно иной характер – с одной стороны, более интимный, с другой стороны, более драматичный, ведь, по сути, он был очень одинок, эгоцентричен, закомплексован, измучен собственными психологическими защитами и, в общем,… несчастлив – ни в браке, ни в детях, ни в друзьях, ни в учениках.
Хотя в этой книге почти нет тривиальностей, пошлостей и юродства, которые часто сопровождают сюжеты такого рода, мне было забавно и чуть странно следить за развитием отношений Фрейда и Минны, за их приёмами взаимного обольщения, которые, вопреки ожиданиям, у Фрейда вовсе не блещут тонкостью и оригинальностью, за проявлением и силой их внутренних комплексов и за, в общем-то, естественной банальностью развязки. Всё вместе не дало мне возможности отнестись к книге серьёзно и счесть её хоть сколько-то обогатившей «мой» образ Фрейда. В целом книга оставляет по себе неоднозначное послевкусие. Вроде бы, это «штрихи к портрету», которые нанесены не зло и даже слегка наивно, и всё же… может быть, пусть лучше классики остаются классиками, как трубка может быть просто трубкой?
Что только не прячется за фасадом благопристойного большого семейства! Там и наркотики, и измены, и ссоры. При чем все это из-за одного, пусть даже гениального, человека.
А вообще и ежу понятно, что фрейдизм из адекватной жизни не получится. Уж больно многое там отсекается. Но для создания эдакой теории однозначно нужен ум недюжинный.
Конечно, главная роль в книге отводится Минне, родной сестре жены Фрейда. Ее переживания, ее увлечения, ее страсть ключевые.
Наверное, она достойна осуждения. С одной стороны. С другой же стороны ясно, что семейству Фрейдов она нужна была в доме, и если все устраивает и мужа, и жену, и детей и сестру жены, то кто и что может на это возразить.
А если перестать воспринимать книгу, как исторический роман, а отнестись к ней, как к книге о любви, то очень увлекательное чтиво. Пусть хэппи энд и не случился.
Авторы утверждают, что книга основана на реальных письмах, которые были переданы дочерью Фрейда. Странно, что они не были обнародованы, а просто переданы на изучение двум писателям. Но я допускаю, что такая история вполне могла приключиться с Фрейдом.
Вообще, все очень грустно и до боли банально. Фрейд несчастлив в браке, а тут на удачу подворачивается свояченица (сестра жены), и все то в ней прекрасно и умом она наделена аналитическим, и мужчинам не уступает в беседе. Поразвлекавшись с ней, Фрейд находит себе новые жертвы для обожания, которые тоже в последствии меркнут для него. история стара, как мир. И все окутано кокаиново-сигаретным туманом.
Книга читается легко, но, на мой взгляд, какая-то бессмысленная.
Возможна ли страстная любовь между интеллектуалами? А долгая страстная любовь? А если один - гений? И женат?
Насколько персонажи вымышлены, не имеет значения, если речь идет о книге "Любовница Фрейда"(Карен Мак, Дженнифер Кауфман, 2013) - настолько свежо и сильно она написана. Невозможно оторваться, читая про непростые, многослойные, но непрерывающиеся отношения между сестрами, Минной Бернайс и Мартой, женой Фрейда, матерью шестерых детей.
Отношения в браке тут развенчиваются, конечно, по полной. Тяжкий материнский труд убивает красоту женщины и ее желание интересоваться чем-то лежащим за пределами дома и семьи. Но тут возникает вопрос - могла бы продлиться романтика, будь детей, скажем, один-два? Нет, отвечают авторы.
Минна считала, что браки никогда не оправдывают надежд. Страсть угасает, яркий образ счастья стирается в браке. Ему на смену приходит почти механическое безразличие. Поэтому муж концентрирует внимание на работе, а жена с головой уходит в хозяйство, и этот почти предопределённый порядок действий способен излечить самые романтические натуры. В глазах Минны большинство женщин, включая сестру, в воображении рисуют нежные отношения, которые продлятся до скончания века, а сами неизбежно становятся тиранически обыденными, скучными серыми существам.
Вместе с тем место любовницы в жизни мужчины тоже вполне определенно и ясно - оно второстепенно. Но только ли в жизни гения или мужчины вообще? Насколько ум, талант, решимость быть верным своим теориям дают право быть эгоистичным и жить, считая, что вина - наказание, всего лишь добровольно возлагаемое на себя под давлением цивилизации?
Например, Минне, женщине, пусть и с мужским складом ума, на рубеже 19-20 веков ничего не остается, как уступить требованиям семьи и стать нянькой для своих племянников, хотя внешняя привлекательность в любой момент могла бы ей позволить устроить обеспеченную личную жизнь. Но счастливую ли, без Фрейда-то?
Быть с этим мужчиной снова и снова - это как плавать в бассейне со ртутью. Смертельный яд - и всё-таки счастье.
Увлекательная книга, но всегда буду удивляться, как две такие милые, симпатичные писательницы могли работать с этим материалом (данные строки они приписывают основателю психоанализа)?
Полноценные сексуальные взаимоотношения в браке длятся всего несколько лет. А потом на плечи жены тяжким грузом ложатся домашние хлопоты, дети, хозяйство и прочее, а страсть исчезает. Вдобавок методы контрацепции убивают желание.
Как человечество не погибло таким образом до наступления научно-технического прогресса? Насколько обязаны мы им тем самым великим умам и учёным, а также музам, их вдохновлявшим? Скажу одно - хвала посудомойке и мультиварке!
Никакого психоанализа, сплошная романтика. Мрачный бородач Фрейд в книге представлен капризным Зигги, любившим коллекционировать людей и вещи, способных возбуждать его ум. Показался мне очень несчастным, одиноким и непОнятым другими, но, несомненно, всецело преданным делу всей своей жизни.
Довольно-таки интересное произведение,хотя немного с замахом на любовный "романчик". Нравится, что четко прописаны герои, их мысли и образ жизни. Нравится,что помимо любовного фронта отмечены и некоторые научные достижения Фрейда. Что касается реальности событий-слишком много вопросов без ответов. И вряд-ли, удастся разузнать правду.. Произведение на твердую 4. Время прочтения прошло быстро и легко
Мне очень жалко Фрейда и потерянного на чтение времени. В принципе я вообще плохо отношусь к художественной литературе, которая спекулирует на великих личностях. Уже по названию я, конечно же, понимала, что книга будет с долей "скандалов, интриг, расследований", но, поскольку я очень люблю Зигмунда Фрейда и прочитала уже немало литературы о нем, решила, что еще одна книга не помешает - понимая, что достоверности от подобной книженции ждать не приходится, я понадеялась, что она хотя бы передаст атмосферу того времени. Мда... Помимо крайне сомнительного с точки зрения правдивости содержания (прямых доказательств нет, а Юнг - последний человек, которому я стала бы доверять в данной ситуации), книга написана очень плохим языком. Не советую тратить на нее время. Вы будто читаете дурной дамский бульварный роман, только имя главного героя - Зигмунд Фрейд.