Вместе с "Убиком" Ф. Дика "Футурологический конгресс" изящно складывается в гармоничную мозаику, со всего размаху ударяющую читателя по яйцам, ну или там чему-нибудь ещё аналогичному по степени воздействия. Не сказать чтобы в "Футурологическом конгрессе" ты не догадывался, что происходит, автор и не ставит целью обдурить основной линией сюжета, но всё равно эффект вполне. Только макание в отрезвляющее дерьмецо реальности работает как отрезвин и дай бог, чтобы не лже-.
Начать читать было сложно, потому что это вроде как середина цикла про Ийона Тихого, а я из всего него удосужилась прочитать один маленький разнесчастный рассказ. Но оказалось, что ничего страшного — Ийон Тихий в собственных же похождениях выступает едва ли не статистом, праздно наблюдающим за содомом и гоморрой вокруг, поэтому можно читать и без оглядки на другие его приключения (хотя может быть, что с оглядкой было бы ещё интереснее). Повествование начинается не слишком интересно, но весьма сатирично и едко. Один только профессор Троттельрайнер ("Святая-простофиля", если уж переводить) чего стоит — как с такой фамилией ждать от него чего-то серьёзного? Только подвохи. А подвохи будут. Сначала они вывалятся на нас целым ворохом: футурологическая конференция, глюки с реактивным рюкзаком и какой-то дичью, а потом ещё одна футурологическая конференция, но только уже внутри этой "футуры" — в будущем. Будущее у Лема безрадостное, а чем глубже копаешь, тем ещё хуже. А Ийон упрямо копает, такой уж он, не сидится ему в благополучии на таблеточках.
Очень интересны опыты Лема с языком. Подобное упорство в составлении списков и перечислении я встречала только у Эко, хотя функция у этих списков совершенно разная. Языку Лем придаёт особое значение, не зря он выводит даже лингвофутурологов, которые из прогнозов развития языка делают выводы о развитии общества (хотя, конечно, у Лема это тоже сатирически и гротескно выведено). Вначале было слово, возможно, это действительно так, тем более, если вспомнить Платона и Витгенштейна. Деградация общества начинается с языка, пример можно посмотреть в оруэлловском новоязе из "1984", а у Лема вместо деградации — мутация языка. Слова не сокращаются, значения не урезаются ,человек не делается тупее, но у слов появляются такие значения, которые угодны лишь кому-то там, а старые умалчиваются и совершенно забываются. Точно таков же и принцип химиократии — закрыть при помощи таблеток глаза на окружающую действительность и погрузиться в сладкие грёзы. Ну да, ну да, я знаю, что этот бифштекс ненастоящий, но всё же все мои органы чувств его воспринимают, и он божественно вкусный. Впрочем, у Лема всё закручено ещё хитрее, потом ещё хитрее, потом... Ну, вы поняли.
Вообще, хиханьки да хаханьки, а пишет Лем о страшном. Не о перенаселении или манипуляции, нет. Пишет он о равнодушии. Всегда проще закрыть глаза на что-то неугодное, чем попытаться это исправить. Но так ведь рано или поздно придётся закрыть глаза вообще, потому что одна нерешённая проблема порождает другую. Если в начале романа люди уже не обращают внимания на террористов, бомбы, бумбы и прочее, ах, уже приелось, то в конце... Ладно, без спойлеров. Но последние сцены очень и очень сильные.
Такое ощущение, что Лем писал роман специально для того, чтобы другие на основе "Футурологического конгресса" начали обсуждать перспективы развития будущего, то бишь сами собрали своеобразный футурологический конгресс.
А Ийон Тихий — молодец. Другой бы на его месте выгаллюцинировал куда-нибудь в могилу или сумасшедший дом, а он ничего, бодрячком, дальше полетел.
Три часа ночи. Пишу смертельно усталый, с поседевшей душой.
Я украду у Лема эту фразу! В отзывах на особо впечатлившие книги можно использовать, например. Обязательно где-нибудь, да.
Ну что-что, замечательно, что!
Я рада, что приобщилась к Лему, который мне был совсем уж шапочно знаком, теперь же, ура-ура, чуть менее шапочно.
Для начала, наверное, вспомним "Матрицу". А, впрочем, ну её. Хотя, все поняли же, о чем пойдет речь.
Реальность, как мы её себе представляем, как мы её видим и мыслим - такова ли она на самом деле? О, нет! Конечно, нет. Не совсем такова, или совсем не такова, тут даже Лем не нужен, чтобы сомнения из всех щелей полезли, стоит нам только задуматься об этом.
Но, рассуждая и анализируя, пытаясь вычислить погрешность восприятия нами реальности, придем ли мы к чему-либо? Вы же наверняка пробовали с друзяшками на кухне провернуть это дело. Далеко ли продвинулись?
Ну, вот и Лем недалеко. Недалеко, но близко, мвахаха. Что я несу? Ой, да ладно, вся книжка - галлюцинаторный бред, который как бы и не совсем бред, хоть и выглядит как.
Сатирическое, веселое, но в то же время немного грустное произведение, о том, что наш демократический выбор не более, чем пшик, о том, что нашими эмоциями можно управлять, о том, что если довести эти мысли до крайности - мы будем видеть пальмы и ананасы, феррари и гуччи вместо опилок, грязи и струпьев.
Если нельзя изменить реальность, нужно хоть заслонить её чем-то.
Ну, понятно. Однако же, насчет изменения реальности: как же вот, мы слова там разные новые будем придумывать, мир будем свой создавать, м?
Занавеска не до конца прикрывает окна. Встроенная веб-камера не дает покоя. Большой брат смотрит на тебя.
Неужели и в ХХI веке нельзя изолировать живальню как следует?!
КАК ИЙОН ТИХИЙ НА ИЗМЕНУ ПОДСЕЛ
Сначала человек изобрёл колесо. А потом — «колёса».
Вот на этих-то колёсах и колесит по галлюциногенной реальности главный герой «Футурологического конгресса». Герой, прямо скажем, не очень героический, скорее объект повествования, чем субъект. И это несмотря на то, что Ийон Тихий — один из кумиров моего детства! Нда, годы никого из нас не красят… :)
Мне категорически не хватало профессора Тарантоги, хнык-хнык. Троттельрайнер — слабая ему замена, особенно когда значительная часть сюжета сводится к пересказу им главгерою изменённой реальности.
Оно, конечно, сильно — особенно для фантастики сорокалетней давности, по тем временам безумно смело и да, футуристически. Автор со своим упорным «глюк… глюк… глюк…» китайской пыткой всверливается в читательский череп, а, пробурив отверстьице, легчайшей иголочкой прямой аналогии проникает в беззащитный мозг…
Вот вас когда пробрало? Меня — на имитации вооружений и ещё — на лжеотрезвинах.
Идеи богатые. Образы пугающие. Повороты головокружительные. Но значительная часть удовольствия пропадает именно из-за того, что, по замыслу творца, как раз кайф должно доставлять: неуёмное словотворчество, при котором со стахановскими скоростями возрастающее количество отрицательно сказывается на качестве — как в социалистическом анекдоте о курице: «Так ведь план гоним… так ведь даже жопу подтереть некогда…»
И роботы эти бесконечные :-/ Каждый отдельного специального назначения, со своим менталитетом, со своими косяками (в смысле, недоделками и недостатками, а вовсе не…), со своими девиациями. Избыточность эта напомнила какие-то дурачества юных лет, вариации на тему фантастического изобилия: «автомобиль для поездок к зубному врачу», «брюки для красивого лежания на диване» и т.п. И при этом очень нецелевое их, роботов, использование. Как раз и картинка подходящая на глаза попалась:
Вот как-то так.
Простите, при всём своём уважении к великому Станиславу Лему несколько утомилась я эту небольшую книжку читать. Со скрипом и скрежетом сквозь неё продралась. А ведь совсем недавно рассказы о пилоте Пирксе прочитала и была вне себя от восхищения. Эх.
Отчаянно надеюсь, что буквально через какие-то сутки откроется футурологический конгресс е-баттла, где умные люди, дипломированные читатели, специалисты настоящие объяснят мне, чем тут следует восхищаться — или что брать на вооружение. И достижима ли полная гармония в этом мире… Ой, нет, это же книгобаттл давеча обсуждал, извините :))
UPD: приглашение на конгресс
Да, дорогие коллеги-читатели, я теперь надолго в фан-клубе Станислава Лема. Это не книга, это фейерверк. Идей и юмора. И когда я думаю, что она написана в 1971 году, то не могу не восхищаться силой предвидения и футурологическим талантом автора.
Юмор, стиль - безупречны и для фантастического романа-антиутопии, и для юмористического.
И вот нет у Лема ни в его иронии, ни в героях злости или снобизма, чувства превосходства, он добр, добр. И за это тоже его люблю.
Идеи.
Мир - не то, чем кажется.
"Матрица", разумеется, списана с этой книги и, пожалуй, еще с рассказа Лема "Странные ящики профессора Конкорана" с его цифровой вселенной призраков.
Фармакоцивилизация - целый мир на таблетках, целая вселенная иллюзий для человечества, вечная майя. До такой степени продумать и общую концепцию такого мироустройства, и крошечные детали. Да он гений!
Понимаю, что от моих восторгов никому ни горячо, ни холодно, но для меня Лем - открытие.
апдейт.
1) в книге сюжет развивается по кольцу - только герой поверит в окружающий фантомный мир, как раз и опрокидывается обратно в реальность. И так несколько раз, только миры не в виде матрешки (один внутри другого), а скорее как кольцо - герой возвращается в исходную точку. Сделан этот переход очень изящно и с юмором.
2) один из героев книги в фармакоцивилизации имеет профессию лингво-футуролога. Он по неологизмам предугадывает направление развития общества. Просто отжигают там вдвоем с ГГ.
— Где остальные? — спросил офицер.
— Вы меня спрашиваете? Выгаллюцинировали через люк. Да вы и так знаете.
Вот эта книга, точно, не моя! Только вошла во вкус, как сразу и потерялась. Такая безумная скорость и смена необъяснимых действий то ли реальности, то ли глюков, меня просто размазала. Ощущение дурдома и белочек в голове. Если это наше будущее, как же это страшно неприятно.
В общем, отправилась я с Тихим на конгресс. Чудное общество ученых, представляющее свои заковыристые доклады и решения проблем на актуальные для своего времени темы. Незабываемые встречи, обеды и напряженная обстановка вокруг. А тут еще и в кране вода наркоманская. Какие чудеса творит! Выпил - и полюбил весь мир вокруг. Полезно, конечно, успокоить разгневанных и смешно от таких неконтролируемых нежных эмоций. Но нежности в сторону, потому что следом за всем этим посыпались бумбы, и происходящее превратилось в какое-то абсурдное действо, смешались в кучу крысы, люди, растения. Глюки по полной программе.
Писатель ловко уволок в сумасшедшие видения, от которых ломало голову, уводя из реальности. На этом повествование отпустило. Все, что было дальше, для меня было зря. Эти самые бумбы в большей степени подействовали на меня-читателя, чем на героя Тихого. Видимо, он привыкший к таким чудесам. И очнувшись с ним в будущем после долгого сна, вникнуть в происходящее я не смогла. Кроме нагромождения новых безумных слов и понятий, в памяти не осталось ничего. Как Алиса, которая попала в Зазеркалье и поражалась открывшемуся для нее миру. Вот только я зависла в пути и очнулась только в финале. Слава богу, действия бумб прошло. Лучше поздно, чем никогда.
Ай, как хорошо наконец увидеть, откуда у матрицы выросли ножки и ручки. И, что главное, безо всяких простигосподи нео.
Мир иллюзорен, мой зелёный - вовсе не твой зелёный, а чей-то синий, да и вообще - вы своих соседей видели в ту минуту, когда вы от них отворачиваетесь? А? Щупальца не мелькают? А комод не ползёт следом в тёмном коридоре?
В первый же день футурологического конгресса учёных ждут невероятно-вероятные приключения, взнузданные крысы, летающие портфели, обнажённые красотки из Освобождённой литературы, прикрытые лишь боди-артом и покровом моральных три хаха устоев, пони-плей образца 1960-го(простите, две тыщи какого-то там далёкого), а также видения этого самого неутешительного будущего. Или утешительного? Этакого замысловатого целебного сиропчика, который по ложечке вливают в исстрадавшееся горло человечества, чтобы оно, боже упаси, не присмотрелось повнимательнее к собственному отражению в зеркале. Что-то, кстати, уже сбылось, что-то сбывается прямо вот сейчас, так что Лем мог бы собой гордиться.
Или наоборот - ужаснулся бы своей животворящей фантазии.
Кому книжечку съедобную, сладкую, хрустящую, с вареньем и мармеладом?
У Лема я прочитала 7 книг, и каждый раз это что-то совершенно разное. Все же "Солярис" - это визитная карточка автора, а похожего среди его работ я пока не нашла. Даже казалось бы единая серия "Звёздные дневники" - а все три прочитанные книги совершенно разные. "Звездные дневники Ийона Тихого" - это сборник достаточно однотипных, но все равно смешных и интересных рассказов про путешествия по открытому космосу. "Из воспоминаний Ийона Тихого" - концентрация ушла на роботов, и их недостатки (которые скопированы с человеческих), кризис науки, проблемы финансирования, бюрократизацию и прочие неприятности. Конгресс уже не сборник, а цельное произведение, все так же сатирично, смешно, сумбурно, про роботов, науку и обман сознания. Первую треть было очень тяжело привыкнуть к книге, понять, что происходит, как это визуализировать, на чем акцентировать внимание, что высмеивается, во что пальцем тычется. Самое интересно началось в финале, как раз то самое "от куда ноги Матрицы". И, как и положено, тут же закончилось.
На данный момент, книги о Тихом на втором месте после Соляриса для меня, с удовольствием продолжу узучать его приключения.
А для неподготовленному к наркоманской/сатирической фантастике читателю, лучше перед конгрессом прочитать первые две книги цикла - посадка будет мягче.
Книжные исследования PlatinaVi
~~~~Покорение космоса (10 фантастических историй)
Многим из нас периодически хочется, думаю я, оказаться в том самом отрезвляющем, пусть и зловонном канале под отелем Хилтон, куда раз за разом попадает Ийон Тихий.
Лему никогда нельзя отказать в том, что его произведения универсальны. Пусть кое-где это перфокарты, которые услужливый разум заменяет на привычные нам технологии, пусть еще что-то, что оказалось достаточно ретрофутуристичным, но предельно жесткое следование законам диалектики позволяет Лему быть применимым несмотря на прошедшие десятилетия. Причем достиг он этого не как, например, Сунь Цзы, за счет тотального выхолащивания прикладного и оставления только фундаментального, нет, Лем часто избыточен, мелочен и точен, однако же легок и логичен.
Вот и здесь, в «Футурологическом конгрессе», который я так долго оставлял на сладкое, оттягивал и не читал, Лем таков. Разве наша с вами цифровая реальность уже не такова, какой ее описывает Лем в одном из галлюциногенных явлений Ийона? Разве не истончилась она до такого предела, за которым тот самый упадок, несмотря на то, что внешне совсем благопристойно?
Интересно, почему Лем выбрал в качестве переключателя реальностей именно сточный канал? Не могу сдержать желание попробовать найти параллели с «Каналом» Вайды, в котором также сгущалась и преломлялась жизнь бойцов АК. И еще мне почему-то вспомнился «Андеграунд» Кустурицы, такое же расщепление реальности на то, что сверху, и то, что снизу.
Но, признаемся себе, это антураж, пусть и такой притягательный. Важно именно вот то описание коллективной иллюзии, в которой живут люди, продолжая при этом спорить о ней, пытаться доказать себе и другим, что их версия иллюзии лучше (или хуже). А на самом деле (или в каком-то из самых дел, в бесконечном разбросе слоев, что твое «Начало» Нолана) все серо и голо, для всех.
Внезапно, но мне понравилось, хотя с Лемом отношения вполне так себе и не сказать что его книги меня прям увлекают.
Хотя начало было не впечатляющим, к середине книги хотелось узнать в чем же соль и где же преславутое вдохновение для "Матрицы".
Мир будущего нарисован настолько хорошо что просто страшно до мурашек, жить собранному по частях, быть накачаному психотропами лишь бы видеть исключительно иллюзию, приспосабливаться к существующему укладу вещей и даже не иметь возможности самостоятельно делать выбор.
То что Лем выдал на суд читателя такой роман важно, ведь заставляет задуматься: "А что, в самом деле проявлять доброту можно только надышавшись всякой гадости? А жить можно лишь напялив розовые очки?" Да, людям в современном мире не достаёт элементарного проявления человечности, но надеюсь что всё же никогда не дойдёт до подобного.
Книга прочитана в рамках игры Собери их всех, дуэль с Eiren
Чё-то прямо не понравилося.
После кристально чистой, безупречной, великолепной по сюжету и исполнению книги "Рассказы о пилоте Пирксе", "Футурологический конгресс" кажется грязным, запутанным, заляпанным зеркальным лабиринтом.
Бытиё иллюзорно, говно реально. Это чтоль главная мысля? Или я опять не втесала? Предтеча Матрицы - в Матрице хоть Киану Ривза можно зазырить.
Психоделический, галюциногенный рай - тошнотворен, бесконечный бэд-трип, ловушка страха, отвращения, беспомощности, тоски.
Короче, опять я зеркалю книжки.
Словотворчество тоже слишком настырно, хотя мне понравился радикюльный мини-компьютер - прикольное название для планшета, а?
Не знаю чё поставить. Паралич воли.