Рецензии на книгу «Средневековый воин. Вооружение времен Карла Великого и Крестовых походов» А. Норман

Книга Нормана посвящена истории средневекового воина с начала вторжения варваров в Европу и до последних Крестовых походов. На основе документальных свидетельств эпохи автор прослеживает развитие военной системы от разрозненных отрядов варваров V – VI вв. до прекрасно организованной армии ХII – ХIII вв. Детально рассматривая образ жизни, традиции, кодекс поведения средневекового воина, особое внимание Норман уделяет эволюции его боевого вооружения.
metaloleg написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

C A.V.B. Norman'ом я раньше не сталкивался, поиск трудов на Амазоне дает представление о нем как о весьма плодовитом историке Средневековья, прежде всего в Англии и прежде всего по материальным аспектам: оружию и драгоценным изделиям из сокровищниц. Естественно, в России Центрполиграф добавил отсебятины в обложку The Medieval Soldier и написал аннотацию, представляющую книгу, как очередное повествование об оружии и доспехах. Это все есть, но это не самое главное в книге, даже можно сказать совсем не главное. "Средневековый воин" - это прежде всего труд о экономическом и социальном генезисе феодализма, как из родовых связей у лангобардов, саксов и франков выросли те самые феодалы, о которых обычно судят по ярким плюмажам и турнирным сшибкам. Без этого не обойтись, но куда интереснее читать главы о мобилизации способных носить оружие, о проработанной системе объединения хозяйств для прокорма одного-единственного рекрута, о том, как без майората земельное наследство сеньора дробилось иногда аж до 1/90 в пользу иного наследника.

Этот феодализм с изнанки был совершенно непохож в разных странах, своего рода "идеальная" система, выстроенная с чистого листа Вильгельмом Завоевателем в покоренной Англии, многообразные формы во Франции и совсем уж анархичные подходы в Германии. Я считал, потому что принято было считать, что феодализм - это отношения между защитником и защищаемым, феодалом и крепостным, один сражается, другой пашет. Так вот, в Германии существовал весьма обширный круг ministerials или "несвободных рыцарей", крепостных воинов при своем господине с наследственным статусом, очень полезных германским монархам для дальних походов за Альпы и Эльбу, потому что свободные вассалы отнюдь не горели желанием идти воевать за тридевять земель. И вообще, сама система вассалитета де-факто продержалась очень и очень недолго, постепенно подменив добровольное служение по долгу чести денежными выплатами, на которые сюзерен наймет себе куда более надежных и предсказуемых наемников - пока им платят, конечно, и дают пограбить.

Автор в целом рассматривает феодализм на примере трех главных стран континента, Англии, Франции и Германии, с неизбежным для англоязычного историка упором на родную землю. В отдельных главах много и кропотливого разбора вооружений с начала Великого Переселения народов до конца XIII века, то есть почти до конца эры кольчуги. Разбор иногда настолько дотошный, насколько виртуальный, потому что почти никогда описываемый на страницу шлем не представлен иллюстрацией. И хотя историк вроде бы является знатоком вооружений на уровне Окшотта, он иногда допускает необъяснимые ляпы в своей коронной теме, вроде генезиса тяжеловооруженного всадника или в происхождении германских ангонов от римских пилумов. До кучи добавлены весьма хаотично подобранные подробности первых трех крестовых походов, в особенности изменения в тактике при столкновениях с куда более мобильными войсками сарацин. И свою лепту хаоса вносит некая Грановская, как ответственный редактор этой и еще нескольких исторических книг издательства, постоянно лезущая с беспардонно-высокомерными комментариями по отношению к автору. В целом, Норман соединил под одной обложкой целых три внутренне несвязанных труда: великолепное исследование феодализма в Западной Европе как систему тогдашних связей в сословном обществе, весьма странное из-за отсутствия иллюстраций, но подробное описание оружия и доспехов, плюс совершенно отдельное повествование о крестовых походах. Конечно, с научной и просто с интересующей меня точки зрения, самой интересной оказалась только первая часть. Хотя, насколько я помню, покупал книгу с лотка у метро из-за более яркой второй.