Аннотация невнятна до смешного. Какие-то юные непорочные души, которые не познали тьмы, сражаются с тем, не знаю с чем.
Мори Хэллек не последний человек в государственных финансах, Мори Хэллек женат на прелестной женщине Изабелле и у него двое подающих надежды детей. А ещё он поддерживает дружеские, и даже глубже, неизмеримо глубже - на грани между жизнью и смертью - отношения со своим школьным приятелем Ником Мартенсом. Далее всё прозаично: скандал, взяточничество, позор, самоубийство. Или нет? Подлог, обман, подделка, предательство, слежка, убийство. Дети Хэллека вершат собственное правосудие, и приговор обжалованию не подлежит. Собственно, история мести превращается в нелепую и жестокую историю, щупальца которой протянулись ещё из детства. Одинокого, сияющего детства сына такой популярной матери, дочери такого важного отца.
Нет. Дело не в сюжете. Дело в подаче.
Невероятно мощный писательский талант у Джойс Кэрол Оутс, но талант чёрный, я бы сказала. Она умело вскрывает души своих персонажей, безжалостно орудует словами-скальпелями, и естественно, что при этом всё вокруг заляпано кровью.
Это болезненная, мрачная, тревожная, сверкающая проза. История крушения иллюзий, идеалов, семьи, история великой лжи, история великой нелюбви и страсти, история о безумии потери. Это всё равно что выслушивать бредовый шёпот какого-нибудь психопата, как будто это сеанс гипноза, признаний, выворачивания наружу сокровенного, тайного, личного.
Безумие героев Оутс, казалось бы, имеет запах и консистенцию. Это болотная грязь, и запах пота, и слипшиеся волосы, и воспалённые от бессонницы глаза, и тот внутренний болезненный жар, который пылает под кожей, отдаёт гнилью.
Я даже не знаю, кому могла бы эту книгу посоветовать, кроме как истинно упоротым фанатам Оутс. Даже для меня она была тяжела, и порой неприятна, и я проваливалась под её вязкую поверхность, и воздуха не хватало. Но это было незабываемо мощно.
Спаси книгу - напиши рецензию
Это сумасшедшее амбивалентное ощущение, когда у одного из мощнейших романов так мало рецензий и так мало читателей. Вот у Оутс нобелевской премии нет, поэтому конечно куда ей до Манро, к примеру, да же, да? С другой стороны можно лелеять свою почти единоличную сопричастность к прекрасному, никто еще не ходил тут, ручонками в кружевных перчаточках ничо не трогал, чувств своих гимназических не высказывал, интеллектуальных писькомерок не устраивал. Ну прекрасно же.
Эта история начинается, когда прекрасный семьянин, умнейший человек, талантливый управленец Мори Дж. Хэллек тонет в болоте в своей машине, оставив предсмертную записку, в которой признается в причастности в финансовых махинациях.
Нет, эта история начинается, когда Кирстен и Оуэн, дети Мори Дж. Хэллека, признавшегося в письме: Я виновен! пробившего защитный барьер и рухнувшего с высоты тридцати футов в болото, когда его дети начинают подозревать, что отца подставили и убили.
Нет, эта история начинается, когда красавица Изабелла, мать Оуэна и Кирстен, жена Мори Дж. Хэллека, становится любовницей Ника Мартенса, лучшего друга и коллеги Мори Дж. Хэллека.
Нет, эта история начинается, когда Мори Дж. Хэллек, молодой и неуклюжий, знакомит свою невесту Изабеллу со своим лучшим другом Ником Мартенсом.
Нет, эта история начинается, когда четверо 17-летних подростков путешествуют на каноэ через пороги по Бешеной Лохри, и когда каноэ переворачивается, Ник, везунчик Ник, через отчаяние, беспомощность и подступающий страх, спасает жизнь своему другу Мори. И пальцы крепко обхватывают пальцы. И сцепляются в рукопожатии крепко, отчаянно, навсегда.
И вот эта история, начавшаяся в кипящей белой воде, в бурной, оглушительно ревущей и очень холодной, заканчивается водой из водоема, куда сваливают отбросы. И на вкус эта вода черная, черно-илистая, вязкая, мерзкая. Грязная вода, которая, булькая, вытекает по трубе. И человеческая жизнь. И все люди, хорошие и не очень, честные и так себе, все кто сиял или тускло жил, все заканчиваются. Без остатка. Прямиком. Просто так.
И Мори Дж. Хэллек, умный, добрый и любящий, оказавшийся неуместным, для которого честь и данная клятва оказываются дороже самой жизни.
И красавица Изабелла, заплатившая за свою красоту и популярность в обществе, судьбами своих детей, умершая на руках своего сына Оуэна, нанесшего ей 37 ножевых ранений.
И Кирстен, заплатившая за доброе имя отца собственным рассудком.
И Ник Мартенс, человек, который вышел сухим из этой воды, дряхлый старик, скрывающийся от всех, обреченный доживать свои дни в изгнании на берегу океана и писать письма своей убийце.
Как Оутс удается из истории, сошедшей словно из сводки новостей по НТВ, вылепить древнегреческую почти трагедию, я не знаю. И как можно из обычных человеческих приземленных чувств и страстишек раздуть такую бурю, что «ад пуст! Все дьяволы сюда слетелись!» - ответа у меня тоже нет.
Пруст не простит, лишь мадленками хрустит.
Странная книга - не пытающаяся удержать ни ритмом, ни стилем, ни сюжетом, но и не отпускающая до самого конца из-за них же. Никого не жалко, и всем сочувствуешь.