Рецензии на книгу «Шинель» Николай Гоголь

Впервые повесть напечатана в третьем томе «Сочинений» Н.В.Гоголя 1842 г. В повести «Шинель», как, впрочем, и в «Записках сумасшедшего», раскрывалась тема, поставленная впервые в пушкинском «Станционном смотрителе». В этих повестях с подлинной человечностью и правдивостью был показан «маленький человек» тогдашнего общества, мелкий чиновник, забитый и униженный всем государственным строем. В.Г.Белинский, ознакомившийся с «Шинелью» еще в рукописи, назвал ее «одним из глубочайших созданий Гоголя».
margo000 написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Рвущее душу произведение...
Ухохотаться можно с первых страниц, так ведь?!. И в какой-то момент - захлебнуться собственным смехом.

Жаль, что нет возможности на уроках читать целиком такие вещи - сегодня только частично почитали вслух, остальное - самостоятельно дома. Жаль. Не думаю, что все разом возьмутся за чтение, а вот когда читали вместе - надо было видеть глаза и лица многих ребят... Я б назвала это состояние: прозрение. Вдруг за невероятно смешными описаниями разных нелепиц буквально на глазах стало проступать страдание одинокого, никчемного человека. Тоже - ЧЕЛОВЕКА.
Эх, это дорогого стоит!..

Гоголь - талантище. Простите за банальность...

(UPD: мы все-таки в итоге прочитали полностью этот рассказ)

gjanna написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Почему Акакий Акакиевич такой жалкий?
Как вам такая версия: Бог дал ему дар видеть текст, но не дал способности его создать. Воспринимайте в качестве моего персонального бреда, но мне кажется, что в этом есть доля истины. Томас Манн говорил, что писатель, описывая путь героя к самоубийству, описывает себя, только лишенного таланта. Для Башмачкина самоубийство слишком сильный поступок, да и не нужный.
В его серой работе он видит пользу и получает от переписывания какое-то удовольствие. Может быть потому, что он в процессе переписывания приближается к тексту, который его окружает везде: на работе, на улице…

Но Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки, и только разве если, неизвестно откуда взявшись, лошадиная морда помещалась ему на плечо и напускала ноздрями целый ветер в щеку, тогда только замечал он, что он не на середине строки, а скорее на средине улицы.


Давайте вспомним героев романтических произведений: они живут в своем мире и любое столкновение с реальностью для них очень трудное испытание. Герои Гофмана спотыкались о ковры, у них отрывались привязанные косички, они натыкались на старушек, чуть не снося их с ног.… Так и Акакий Акакиевич: он может есть суп, не замечая, что в нем мухи; натыкаться на будочника; на него высыпают известь и трубочисты обмазывают его сажей, - он ничего не замечает, он живет в своем мире, реальность для него испытание.
Очередное такое испытание – надвигающийся мороз и износившаяся шинель. Шинель выступает в роли знака победы Башмачкина над реальным миром, она для него – достижение и достижение не финансовое. Шинель – показатель того, что МОЖЕТ Акакий Акакиевич жить в этом мире! И не такой уж он и ничтожный! Он – не Башмачкин, а БАШМАЧКИН! Человек! И вот шинель готова! Он – победитель! И, заметьте, в департаменте все его поздравляют, чествуют, как бы принимая в свой круг, круг людей из реального мира. И Акакий Акакиевич так счастлив, что даже не стал после обеда погружаться в свой мир и писать что-то. Видите, он уже начал внутренне двигаться в сторону реальности, но как же не просто ему это дается!

Он просто не знал, как ему быть, куда деть руки, ноги и всю фигуру свою; наконец подсел он к игравшим, смотрел в карты, засматривал тому и другому в лица и чрез несколько времени начал зевать, чувствовать, что скучно, тем более что уж давно наступило то время, в которое он, по обыкновению, ложился спать.


И вот шинель отобрали. Вместе с ней постепенно Акакий Акакиевич теряет нить, соединявшую его с реальностью, а потом и жизнь. И вот тут происходит переворот. Перейдя в другой мир Башмачнкина становится совершенно другим. Он дерзок, он храбр! А вот при столкновении с ним люди реальные, значительные лица, становятся такими, каким был бедный чиновник до смерти… (или до возвращения к себе?)

Как ни был он характерен в канцелярии и вообще перед низшими, и хотя, взглянувши на один мужественный вид его и фигуру, всякий говорил: «У, какой характер!» – но здесь он, подобно весьма многим, имеющим богатырскую наружность, почувствовал такой страх, что не без причины даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка.


Мир перевернулся. В зазрекалье – Башмачкин – значительное лицо, а люди реальные – Акакии Акакиевичи.
И ведь сколько вокруг Башмачкиных. Не униженных, оскорбленных и ничтожных, а заблудившихся! Попавших не в тот мир, не к тем людям, не в свою жизнь. Кто-то из них ищет связующие с реальностью нити в агрессии, кто-то в уединении, кто-то забывается в карьерном росте. Но можно ли найти такую нить, если ты затерялся в другом измерении?
На этом, пожалуй, лучше остановить поток сознания, да и нить куда-то подевалась… пойду поищу :)

Arleen написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

...как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным…

Я в восторге от этой повести! Впервые читала лет в 12-13, и, кажется, тогда она не настолько меня впечатлила. Сейчас же совсем иное видение, я уже гораздо лучше понимаю главного героя, сочувствую ему, яснее вижу то, что автор хотел донести до читателя.

Речь в повести ведётся об Акакие Акакиевиче Башмачкине, мелком чиновнике с весьма низким жалованием, которое не помогало ему покрыть даже самые необходимые расходы. Так, он не в состоянии купить для себя новую шинель, хотя старая, можно сказать, превратилась в сито. Точнее, купить-то он может, только для этого приходится голодать несколько месяцев и жить крайне стеснённо. Как же горько читать о том, как человек, чтобы купить всего лишь какую-то шинель, живёт впроголодь! Он даже ходит осторожно, переживая, как бы ботинки не износились слишком быстро. К тому же Акакий Акакиевич не слишком заботится о себе, он даже ест остывший суп, не замечая, что туда упали мухи.

Вся жизнь этого несчастного "маленького человека" состоит из переписывания бумаг. Годы идут, сменяются поколения, уходят старые работники, приходят новые, а Акакий Акакиевич так и остаётся на своём месте. Начальство, видя его трудолюбие и прилежность, и радо бы поручить ему более ответственное дело, но героя и так всё устраивает. Зачем думать, принимать решения, бояться ошибиться, если можно просто переписывать? Да, дело рутинное, зато спокойное. Так и думал герой. Но всё меняется с появлением в его жизни новой шинели...

Одновременно ироничное и печальное произведение, показывающее, как способно раздавить человека общество, в котором принято заискивать перед вышестоящими, где чин определяет отношение к человеку, где смотрят на его одежду, а не на личность, и где никто не хочется замечать обычного человека, который нуждается в понимании и поддержке. Неужели так сложно сказать доброе слово, улыбнуться, приободрить? Почему никто не проявил хоть каплю внимания к бедному Акакию Акакиевичу? Кто-то даже и не вспомнит о нём, а кто-то задумается о своих словах, о том, что грубостью разрушил чей-то внутренний мир, но будет поздно.

Н.В. Гоголь словно призывает читателей со страниц повести быть хотя бы чуточку добрее и помнить, что каждый может оказаться в ситуации его героя. Обязательно ещё не раз вернусь к "Шинели". Замечательный представитель русской классики.

Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание и естество наблюдателя не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть её под микроскоп.

zdalrovjezh написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Жил да был титулярный советник Акакий Акакиевич. Ничем не примечательный. Жил он жил, переписывал красиво документы, и не было к нему уважения.

Он брал документы домой. Он делал. Он писал.

Они смеялись. Посыпали его лысину бумажечками.

Такое ощущение, что он сразу родился в статусе титулярного советника и с лысиной на голове. Для него мир букв - вся вселенная. Он всегда переписывал. Некоторые буквы были у него в фаворитах.

Он любил свою работу. Доволен своей судьбой и жребием. Пока не столкнулся с дьяволом-искусителем. Сильный враг всех, получающих 400 руб в год - мороз, который раздает щелчки по всем носам.

Акакий Акакиевич поддался на искушение и решил сшить себе шинель.

Ну, как вы, наверное, знаете, ничем хорошим это не закончилось...

А потому что много хочешь - мало получишь. Хаха.

Podpolkovnik написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Шуточками - прибауточками Гоголь обрамляет значительные далеко не смешные темы. Манера письма иронична, но горька, как редька.
Бедный, несчастный Акакий Акакиевич Башмачкин! Как же я его жалею каждый раз, когда читаю этот рассказ, а в некоторых источниках произведение называют повестью. По званию он был титулярным советником, сейчас даже не знаю, как бы назвали эту должность. Маленький человек в большом и несправедливом мире. 400 рублей в год? Интересно, если перевести на современные деньги, сколько получится? Может, 100.000-150.000 в год? Маловато будет.
Уметь быть довольным «своим жребием» - это талант. Башмачкин старался, многого не желал, довольствовался малым.
Акакий Акакиевич – это наше собственное отражение в зеркале. Вот что страшно.
Человек не застрахован от несправедливости жизни. Даже факт того, что этот человек работает, живёт честно, рассчитывает только на себя не даёт гарантии, что с ним не поступят подло просто потому, что он подвернётся по дороге.
Трагично. Драматично. Страшно. Как быть? Как жить? В чём искать спасенье? А спасенья- то и нету, справедливости тоже. Так и живём.
Всё же русская классическая литература необыкновенна по жестокости и правдивости содержания своих произведений. А современные авторы даже не хотят изменять этой традиции. Никакого просвета. Огонька в конце тоннеля не предвидится! А жаль. Я так надеялась.

sleits написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Произведения Гоголя по-настоящему открываю только сейчас. Не смотря на то, что Гоголя изучать в школе не так скучно, как многих других авторов, я не смогла его полюбить. Сейчас я понимаю его гораздо лучше, чему способствует чтение бесподобного биографического романа-коллажа Вересаева "Гоголь в жизни". Повесть "Шинель" отлично иллюстрирует мировосприятие автора. Удивительно, что такое произведение было написано более чем за шестьдесят лет до первых рассказов Франца Кафки, а Гоголь, по-моему, это наш Кафка. Повесть "Шинель" можно было бы назвать абсолютно кафкианской вещью, если бы не ее первенство.

iri-sa написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Дата: 28 июня 2018 г.

Перечитываю некоторые произведения, заданные на лето ребёнку, чтобы освежить память, да, и быть в курсе, что сейчас изучают подростки. Конечно же, и мы раньше читали эту известную повесть. Возможно, она мне не понравилась тогда.
Во-первых, ребёнку, да, и взрослому, сложно читать, когда целые страницы не разделяются на абзацы.
Во-вторых, опять же, субъективный взгляд, оценить сюжет непросто, ввиду отсутствия жизненного опыта.

Что касается меня, то мне повесть понравилась. Как о Гоголе говорил Белинский (интерпретирую), что ему удаётся соединить реальность с вымыслом и читатель даже и не заметит граней. Н.В. Гоголь пишет как есть. В его произведениях и, правда, почти всегда есть нечто мистическое.

Признаться честно, было жаль ГГ, начиная с его имени, Акакий Акакиевич... Конечно, для времени написания, может, это и было нормальное имя.
А тот образ жизни, который он вёл: на работе всегда выполнял монотонные переписывания, весь его распорядок был строго неизменен, привычен ему, точнее сказать, ГГ закостенел в нём. Одиночество... Ни семьи, ни друзей, на работе насмешки...

Шинелька, которую он заносил до такой степени, что она не подлежала никакому ремонту... С новой шинелью АА весь преобразился, почувствовал в себе иные ощущения.
Печально, что всё так трагично закончилось.

Повесть мне понравилась, язык написания, описания быта, переплетения с мистикой. Однозначно, прочитав в детстве, стоит перечитать во взрослом состоянии.

---

blackeyed написал(а) рецензию на книгу
Оценка:
Все мы вышли из гоголевской "Шинели".


Герой романа Достоевского "Бедные люди" Макар Девушкин читает "Станционного смотрителя" Пушкина и гоголевскую "Шинель". Все три произведения объединены темой "маленького человека": у Достоевского - Девушкин, у Пушкина - Самсон Вырин, у Гоголя - Акакий Акакиевич Башмачкин. Кто такой "маленький человек"? Это не ребёнок и не пигмей. Это человек униженный, задавленный, и что главное - служащий: винтик в громадной машине, пропажа которого не скажется на работоспособности системы. Такой винтик всегда зависит от других, должен знать своё малозначимое место. Он - незначительное лицо.

Гоголевский "маленький человек" (чьё имя Акакий означает "беззлобный") совсем уж маленький. Он Богом забытый титулярный советник, умеющий лишь переписывать какие-то документы. Жизнь его беспросветна, однообразна, несобытийна. Акакий Акакиевич как будто лишен желаний и чувств: ничего кроме переписывания, которым он занимается даже дома в свободное время, его не интересует. Он ходит по улице, не замечая ничего вокруг, не замечая как его обсыпают мусором из окна. И неудивительно, что новая шинель становится для него событием всей жизни - торжеством сродни свадьбы. А когда с утратой шинели праздник, ради которого приходилось терпеть лишения и неудобства, превращается в трагедию, вся жизнь теряет смысл.

Незначительному лицу не могут помочь малозначительные лица в полиции и газете - на выручку может прийти лишь значительное лицо. И что же мы видим? Значительное лицо ничего не может сделать. Лицо генерала на табакерке продавилось. Значительное лицо что-либо значит только для самого себя и для таких же, как оно, значительных лиц. Иметь дело, оказывать помощь незначительным лицам для лица значительного - ниже его достоинства. Акакий Акакиевич уходит восвояси. Будучи незначительным, он не может восстановить справедливость. Он добьётся этого, но лишь после смерти. В этом смысле, Башмачкин хоть и жалок, но совсем не ничтожен. Он по мере возможностей старается восполнить свою утрату, не сидит сложа руки, как делал бы человек ничтожный. А не удалось при жизни, так он обратился в привидение, чтобы отстоять своё право. Если ли в этом чёрный юмор или нет, но выходит, что если вам хочется хоть чего-то в этой жизни значить - милости просим в гроб! На том свете творите, что хотите!

Но ведь помимо загробной жизни (фантастики) и личностной трагедии в повести полно юмора. "Найти мертвеца живым или мёртвым".. Тренировки командного голоса перед зеркалом... "После двух бокалов шампанского в комнате сделалось веселее"...
Итого: страшное, смешное и печальное. Ядерная смесь.

EduardGol написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

А на государственной службе без перемен!

Я, признаться, считаю это произведение одно из самых грустных прочитанных мною. С одной стороны, «Шинель» - история об очень несчастном человеке. С другой - о природе государственной службы.

Какие бы ни были времена, какое бы не было государство, какие бы порядки не декларировались на бумаге… гос. служба, она и в Африке гос. служба. Основной отличительной чертой последней, является большая концентрация беспринципных карьеристов, психопатов и просто негодяев. Почему так вышло? Этого я точно не знаю, но этому явно что-то способствует. И наверное, все дело в большом количестве начальников и начальничков, разного рода категорий, рангов и прочего. Все то, что часто пагубно влияет на человека, то что делает из "департамента" банку с пауками, которые пожирают друг друга.

Сами понимаете, что значит попасть туда нормальному человеку. Варианта два: 1) испоганить себе нервы; 2) замкнуться в себе. Последний вариант и выбрал Акакий Акакиевич. Его пристанищем стал алфавит! Дружил он только с буквами, так как им не нужно было говорить: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

FATAMORCANA написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Однажды дала почитать "Легенды невского проспекта" своей знакомой. "Ну как, понравилось?" - спрашиваю, ожидая услышать восторженные отзывы. "Да никак.-отвечает - убить человека из-за шляпы!" (Речь об истории про Фиму Бляйшица).
Бесполезно было говорить человеку, что шляпа - это не головной убор. Это мечта, смысл жизни,это все... Как шинель у Акакия Акакиевича. "Что? "Шинель"? Вот уж бред!" - Не скажу, что из-за этого я не разговариваю со знакомой, просто говорить нам не о чем.
Как же можно назвать бредом мечту человека? Как он откладывал копеечки, экономил на всем. Выбирал воротник. Вот прям мурашки по спине.
И рукам хочется погладить сукно, из которого будет сшита шинель... Представляете, сколько счастья было у Акакия Акакиевича, когда он надевал "в люди" обновку?! А ее украли. Все копеечки, все несъеденные сухарики. Всю мечту его. И он взял и умер. Не от холода. От непереносимого горя.
Я не любила эту повесть. Серо, зябко, неуютно. Люблю широкие, раздольные, сочные повести-рассказы Гоголя об украинских просторах. А Петербургский цикл - слишком все мрачно, хотя и гениально мрачно! Вот ведь волшебник слова Гоголь! Будто затягивает нас в эту серую мокроту Петербурга.
Эх, жалко Акакия Акакиевича! А еще мне жалко Гоголя. Не Петербург ли сожрал его жизнелюбие, посчитав и Николая Васильевича слишком маленьким для своих масштабов человеком?