Данное произведение является не столько художественным отображением цепи событий, вызвавших в определённый период общественный резонанс в Германии, сколько попыткой документально их засвидетельствовать с некоторыми отступлениями, где подаются размышления авторитетных лиц относительно то ли убийства на почве гомосексуализма, то ли гомосексуализма на фоне тирании.
Ещё эту историю можно рассматривать, как закодированное послание-предупреждение мужчинам, которые не нашли иного способа самореализации, как постоянный абьюз в семейной жизни.
Две любовницы пошли на убийство мужа одной из них Элли - Линка. Основной вопрос здесь - мотивация. Книга - благодатный материал для психологов, предоставленные автором сны обеих девушек - ключ к решению проблемы, частично смысл снов раскрывается в комментариях, правда, несколько односторонне.
Для начала необходимо разобраться, что именно послужило толчком к последовательному убийству, отравлению Линка, которое постепенно сводило его в могилу, добавляяболь и мучения. Обьяснение может быть таковым - чувства Элли настолько были притуплены постоянными издевательствами со стороны мужа, грязью сексуальных домогательств, которые заставляли ее ощущать себя нечистой, его попытками суицида, что также проявляли его низость и животное состояние, что она уже не могла воспринимать ситуацию адекватно. Она убивали не его целиком, а ту часть, что унижала ее, его телесность, похоть, темную часть личности, давлеющую над ней. Стремление освободиться, то есть убить его, Элли не переносила в действительность, в голове это закрепилось символическим актом.
Да и сам способ - дозированное отравление, способствует очистки совести, результат сублимируется, он виден не сразу, потому Элли способна ухватиться за ту соломинку, что она ''не собственными руками'' убила его, а наблюдая за стадиями умирания, привыкнуть к свободе от него, подогнать ситуацию под реальность, исполнить свой долг заботливой жены, проиграть обратный сценарий - полная зависимость мужа, где Бог, облегчающий страдания, - ОНА. Тут сыграло роль желание поменяться ролями.
Неизвестно насколько тут важна ее частичная гомосексуальность и автогомофобия. Стала ли связь Элли с Гретой поводом к убийству? Вероятно, Грета - была своеобразной отправной точкой, можно было поверить, что существует жизнь в не семейной тирании и постоянного ощущения униженности. С Гретой Элли раскрыла возможность нежных, заботливых, и главное, равноправных отношений. Скорее всего гомосексуальная связь тут была продиктована не врожденными наклонностями, а поиском выхода. Постоянное унижение, боль, насилие, оттого отрицание тела, эротичности сменились нежностью и теплом подруги, а дальше была точка невозврата - Элли, традиционалистка из патриархальной семьи, желая очищения, окунулась в запретный мир, который перевернул ее представления о самой жизни. Мать, отец, ощущение себя как дополнения к мужу - эти условности стерлись. Однако гомосексуальная любовь требовала от нее специфического катарсиса через жертву. Психологическое угнетение, невозможность иметь детей, запрет на саму мысль о них, боязнь за будущего ребенка( нереализованного) трансформировалось в самоощущение. Элли не отделяла свои переживания и воспоминания безгрешности детства, защищенности в лоне семьи от переживаний возможной дочери. Защищая саму мысль о ребенке Элли защищала себя. Нестыковка с реальностью, экзальтация запретной любви, замкнутость Элли и Греты друг на друге привели к помешательству, которое стало для них общим помутнением, девушки стали неразрывным целым, обратившись, мир придавил обеих.
Несмотря на тот факт, что книга скупа на размышления, лирические отступы и передаёт лишь набросками основные сведения о жизни девушек - она даёт волю поразмышлять читателю.
Такой Дёблин мне не по нутру. Он прекрасно пишет масштабные полотна, эпические картины широкими мазками, но вот простые лица смертных такими штрихами выписать не может. Хотя кому-то, допускаю, сухая "протокольная" манера повествования о мелкой человеческой трагедии и понравится. Мне же было скучновато, хотя сама история вполне себе любопытная.
Любопытная, потому что главные герои в ней — две дуры и дебил. Причём я сейчас не утрирую, главные героини признаны умственно отсталыми с медицинской точки зрения. В общем-то, гениальных идей у таких людей родиться не может, поэтому весь коротенький романчик о том, как они косячат. Сначала они косячат со своей жизнью. Дурочка "попрыгунья-стрекоза" выскакивает замуж за мужика, который хочет лубочной картины семейной жизни. Естественно, вертихвостка к семейной жизни не приспособлена, поэтому мужик, сублимируя, неистово её лупцует. Дурочка "серый кардинал" вышла замуж за какую-то бесформенную вафлю, который хоть и маячит на периферии повествования, но, в общем-то, никак себя не проявляет. И вот глупая, но хитрая и глупая, но... всё равно глупая от нечего делать начинают друг друга развращать. Серый кардинал подзуживает активную идиотку, а та мечется из крайности в крайности. То люблю, то не люблю, то убегу, то отравлю. В конце концов, они не придумывают ничего лучше, чем отравить собственных мужей. Точнее, травить собирается "стрекоза", а "кардинал" действует по принципу "давай закроем глаза и вместе прыгнем", но сама не прыгает. "Стрекоза" без палева покупает крысиный яд и мышьяк и пичкает мужа лошадиными дозами, так что тот схлопывается в ничто. Естественно, её ловят... И тут самое прекрасное! Ведь эта история основана на реальных событиях и реальной переписке двух дурочек, в которой они подробно рассказывают друг другу, как будут мужчин умерщвлять. Хранить у себя такую переписку — просто верх гениальности юных дам. Особенно учитывая, что "кардинал" вовсю в них врала и хорохорилась, а на самом деле осторожно мужа даже не трогала. Сопли, слёзы, слюни, суд. Хэппи-энд.
Рассказано довольно скучно и сухо, конец и суд слишком затянуты даже для 150 маленьких страничек. Во всей этой истории жалко только идиота мужа, который действительно по ходу не знал, как выразить свои чувства к красивой бабе, поэтому разочаровался и озлобился.
Жила-была барышня: пухлая, веселая и румяная. Блондинистая. Вся в кудряшках. Короче, овца. Мужчинам она нравилась и они ей, вроде, тоже. В итоге она вышла замуж за одного серьёзного, влюбленного и помешанного на коммунизме столяра. И тут началось странное. Выяснилось, что муж её совершенно не привлекает. И физическая сторона брака тоже не привлекает. И вообще она хочет домой к маме и папе. Муж, понятно, от такого дела озверел, не стал её обхаживать и уговаривать, а сразу в морду, причём чем подвернётся. Причем много раз. Да ещё мамаше его, сука старая, никакого житья невестке не давала, а только посмеивалась, глядя на шалости своего пострелёнка.
Чего наша овца не делала: и молча терпела, и злилась, и устраивала скандалы, и сбегала к родителям. Те, понятно, оказались гадами: умела, мол, замуж выйти, умей и с мужем жить. В общем, такие страсти, куда там Фёдору нашему Михайловичу и Леди Макбет Мценского уезда вместе с ним.
В общем, у Дёбдина получилась короткая, но крайне странная история. Все герои в ней выглядят полными психопатами с сексуальными и прочими отклонениями. Мотивировка их поступков не понятна ни им самим, ни присяжным заседателям (из названия понятно, что кончилось всё плохо), ни читателю. В какой-то момент даже начинает казаться, что автор прикалывается. Только непонятно над чем. Над дурно понятым дедушкой Фрейдом? Над своими соотечественниками экспрессионистами? Над бульварными газетами? Бог весть. Смешно, по-любому, не получилось. Страшно тоже. Одним словом, недоразумение.
Прочитано в рамках игры "Мужчина и женщина"
Как-то никак. Вот совершенно никак. Психоанализ такой психоанализ, что аж плакать хочется. Пусто, неинтересно, очевидно, не нужно, ни о чём. "Пусть говорят" с Альфредом Дёблиным. Только на Первом!
Не стоит ждать от этой книги художественной ценности и морально-этических заключений, поскольку она собой представляет просто рассказ о событиях, немного приправленный психологическими характеристиками героев и документальными сведениями.
Читать было интересно, но только в моменте. Как только книга закончилась, так и улетело всё желание над ней рефлексировать, вспоминать или когда-нибудь перечитывать.
Кратко: Одна девушка вышла замуж, но в браке оказалось не так весело, как ей хотелось, поэтому она сначала сбегала от мужа, а потом и вовсе его порешала. Ситуация интересная, но красной нитью проходит, что она сделала это из-за своей однополой любви. Не знаю, то ли это в книге плохо раскрыто, то ли понятия о такой любви сильно поменялись, но я увидела только женское приятельство, даже не дружбу. А любовью и близко не пахло. Может, и правильно, что книга называется "подруги", а не "любовницы".
Автор заинтересовал, хочу познакомиться с парой других его работ. Эту же к чтению рекомендую, например, тем, кто любит детективы, но многого от неё не ждите.
Все жили несчастливо и умерли в разные дни. конец.
Отстраненный, сдержанный, внимательный немец Деблин нарастил мясо на костях истории о громком преступлении в Берлине начала века.
Время увлечения теориями Фрейда поспособствовало созданию повести на грани литературы и истории болезни, детальной, лаконичной, препарирующей героев. Сюжет полностью изложения в аннотации, Деблин провел громадную подготовительную исследовательскую работу: изучил судебные документы, прессу. И написал то ли большую статью, то ли записки терапевта, то ли сценарий для фильма Фассбиндера. С отстраненностью патологоанатома (словно наговаривая на невидимый диктофон) он разворачивает перед читателем всё от начала до конца : сначала семечко, из которого вырастает развесистое дерево преступления, а потом - и саму трагедию, и ее закономерный, естественный финал.
Очень подробный, детальный анализ.
Очень яркая в своей эмоциональной бесстрастности история схождения с ума.
Личный флэшмоб 2012
спасибо astrojuggernaut
мне так хотелось найти в этой книге любовь. нежность. такую, чтобы душа сжималась. а что я получила? - мужчины, которым наплевать на женщин. - женщины, дуры, которые сами не знают, чего они хотят. Элли и Грета. где тут любовь? в общей постели они всё равно думали о своих жестоких половинках. дуры. дуры. дуры. - родители, которым не интересно вообще ничего. да, хотелось бы узнать больше о матери фрау Бенде.
да вообще о всех хотелось узнать больше! я хотела 600 писем о любви. а мне дали полный разбор убийства. сухо, без эмоций. но интересно. самым лучшим моментом, на мой взгляд, был рассказ о снах Элли. взять интересное преступление и рассказать о нём может каждый. Дёблин, что же ты хотел показать?
огромное спасибо dubrovskaya за возможность узнать эту историю)
История не любви, но ненависти.
История не убийства, но планомерного, и, одновременно, безрассудного "убивания".
История не лесбийских отношений, но морока, жажды нежности и понимания, жажды владеть и отдавать.
История о женщинах в экстремальной ситуации, в которой они, отчасти, оказались по собственной вине, а отчасти - из-за мужей, родителей, окружения.
История мятущихся душ, которые сами не знают, чего хотят.
На первый взгляд, сюжет этой небольшой книги прост и прозаичен. Две женщины полюбили друг друга и убили мужа одной из них. Мужа-изверга, который вел себя непотребно, издевался и бил. Но если, вместе с Деблиным, покопаться в подоплеке, в мотивах, в эмоциях, то вся внешняя безыскусность происходящего развеивается и читатель оказывается в тупике. И ни простоты, ни прозрачности не остается в этой мрачной истории больных отношений, борьбы и вины.
Посмотрим на Элли, жену-отравительницу. Что толкнуло ее в объятия подруги? Любовь ли это была или жажда того, чего муж не мог, не умел и не хотел ей давать? Их "любовь" с Гретой зиждется только на ненависти, так что же из нее могло вырасти? Определенно, не чудное, доброе, вечное. Их связь и "однополыми отношениями" можно назвать с большой натяжкой. Это все игры, эскейпы, пляски вокруг да около. Они бросились в объятия друг друга не из-за неодолимой тяги к женскому телу, а из-за недостатка понимания, из стремления обрести союзника и конфидента.
Почему Элли совершила свой страшный поступок? Ведь могла бы попросту не вынимать мужа из петли, когда тот хотел повеситься. Была бы тогда свободна и чиста, пусть не перед собственной совестью, но перед законом. Могла бы вернуться к родителям или продолжать отношения с Гретхен, не боясь мужниной ревности. Но она этого не делает, она выбирает трудный путь, оборачивающийся мучением и, в конечном итоге, тюремным заключением. Так ли ей была нужна смерть мужа, ведь она то ненавидела, то проявляла заботу, металась, путалась, бегала от одного к другой. Или ей нужно было длить ненависть и агонию, хотелось жить в аду, своими руками этот ад выстраивая? Или ей не нужна была никакая свобода, а только борьба, эта любовь-ненависть к мужу из разряда "и вместе невозможно, и врозь никак", схватка характеров не на жизнь, а на смерть. И еще, конечно, сравнительное благополучие, которое ей мог дать только мужчина.
Элли - крайне противоречивая фигура, даже парадоксальная. Она, одновременно, и трусливая, и смелая, нежная и жестокая, она примеряет на себя попеременно роль то сугубо мужскую, то истинно женскую. Она то стремится найти убежище в объятиях Греты или в родительском доме, то старается вырваться из любой ситуации, сковывающей ее свободу.
Деблин скрупулезно собирает факты, копается в мотивах, в определенный момент даже пускается в разнузданный психоанализ (тем самым уходя из области фактов в дебри домыслов; это самая слабая часть книги). Как результат: в финале присяжные, которые должны вынести вердикт по делу подруг-отравительниц, как и читатель, оказываются наедине с горами фактического материала, из которого невозможно сделать однозначный вывод. Что побудило их к преступлению? Слабоумие ли, экзальтация, невозможность поступить по-другому?
История Элли и Греты спорна и местами туманна, но от этого не менее интересна и трагична. Никто, ни один персонаж в этом документальном расследовании не вызывает сочувствия, но копание в человеческом паноптикуме чрезвычайно увлекательно. И кто знает, как оно было на самом деле?