Автор — крупный американский экономист и социолог является представителем критического, буржуазно-реформистского направления в американской политической экономии. Взгляды Веблена противоречивы и сочетают критику многих сторон капиталистического способа производства с мелкобуржуазным прожектерством и утопизмом. В рамках капитализма Веблен противопоставлял две группы: бизнесменов, занятых в основном спекулятивными операциями, и технических специалистов, без которых невозможно функционирование «индустриальной системы». Первую группу Веблен рассматривал как реакционную и вредную для общества и считал необходимым отстранить ее от материального производства. Веблен предлагал передать руководство хозяйством и всем обществом производственно-технической интеллигенции. Автор выступал с резкой критикой капитализма, финансовой олигархии, праздного класса. В русском переводе публикуется впервые.
Рассчитана на научных работников, преподавателей общественных наук, специалистов в области буржуазных экономических теорий.
Книга стоящая даже спустя столько лет и несмотря на четкий социалистический дискурс. Классовая система, институты, интересы буржуазии - вот это все. История подается в этом ключе, последовательно и даже убедительно, без навязчивости. Тем не менее хотя бы с основными идеями стоит познакомиться - даже противникам социализма. Маркетологам - возможно, хотя, предупреждаю, книга сугубо теоретическая.
Веблен - зануда и сноб, но его интеллектуализм невероятен и вызывает уважение даже у меня (а я много читала, и людей совершенно исключительного ума).
Название, возможно, слишком сложное для современного человека. Книга же про Мотивы поведения и особенно демонстративного потребления элиты и тех, кто хочет до нее дотянуться. Грубо говоря, почему сейчас все от школьника до рабочего на заводе хотят купить себе айфон, знают наизусть марки машин и сколько они стоят, а также разбираются в золотых часах.
Книга стоящая даже спустя столько лет и несмотря на четкий социалистический дискурс. Классовая система, институты, интересы буржуазии - вот это все. История подается в этом ключе, последовательно и даже убедительно, без навязчивости. Тем не менее хотя бы с основными идеями стоит познакомиться - даже противникам социализма. Маркетологам - возможно, хотя, предупреждаю, книга сугубо теоретическая.
Веблен - зануда и сноб, но его интеллектуализм невероятен и вызывает уважение даже у меня (а я много читала, и людей совершенно исключительного ума).
Название, возможно, слишком сложное для современного человека. Книга же про Мотивы поведения и особенно демонстративного потребления элиты и тех, кто хочет до нее дотянуться. Грубо говоря, почему сейчас все от школьника до рабочего на заводе хотят купить себе айфон, знают наизусть марки машин и сколько они стоят, а также разбираются в золотых часах.
Не даром Т. Веблен американский представитель экономической мысли, ведь не будь он таковым, то он не начал бы анализ верхнего слоя общества, в его интерпретации «праздный класс» с понятия, с помощью которого объяснялись многие вещи в истории общественной мысли, а именно - с «разделения труда». Начиная с эпохи варварства Веблен находит именно ту черту (характера, натуры, мышления и т.д.), которая позволяет одним заниматься привилегированной деятельностью и за счет этого возвышаться, а другим – предаваться презрительному повседневному рутинному труду. В мышлении людей того времени, труд – ассоциировался со слабостью и подчинением, это то, что принижает. Несмотря на абсурдность с экономической точки зрения, закрепленного в массовом сознании предрассудка о том, что есть почетные и не почетные виды деятельности, в современном обществе эти взгляды также имеют место быть. А уже с появления собственности, хотя бы в форме брака; богатства, которое стало общепринятой основой уважения, привилегированное положения начинает накладывать свои требования, выполнять которые представителям праздного класса следовало неукоснительно. «Праздный» – это не значит ленивый, неподвижный, это лишь указывает, по мнению Веблена, на непроизводственное потребление времени. Однако его нужно все-таки было как-то проводить, причем так, чтобы подтверждать свое доброе имя и всегда быть готовым дать убедительный доказательство своего «праздного» досуга, Веблен даже вводит понятие «демонстративная праздность». Вот откуда пошли увлечения музицированием, знание «мертвых языков», оккультные науки, умение одеваться, дизайнерские способности и многие другие творческие виды деятельности, связанные преимущественно с интеллектом человека и его образованностью. Все это требует больших расходов, образования и времени, которое бесценно. Сложно не согласиться с автором, когда он говорит о том, что: «Хорошие манеры портятся по мере того, как общество отходит от патриархальных стадий», или, что «владение хорошими манерами – своего рода расписка в праздном образе жизни». Другим важным показателем принадлежности к праздному классу является «демонстративное потребление», которое должно характеризоваться роскошью и способствовать комфорту и удовольствию, а любое неодобрение подобного потребление в общественном сознании свидетельствует лишь о том, что человек изначально воспринимает себя как «зависимое сословие» и мыслит исключительно патриархально. А как нефиминистически красиво звучит его фраза о том, что «роль женщины – демонстрировать платежеспособность ее семьи». Также, в своей гениальной работе автор рассуждает как необходимость «праздности» входит в противоречие с «инстинктом мастерства», описывает на какие ухищрения идут те, тех, кто утрачивает возможности вести свой праздный образ жизни; рассуждает немного иронично о связи эстетического вкуса этих людей с денежными затратами (красиво то, что дорого) и многое другое можно узнать самостоятельно, если внимательно обратиться к классику.
Оригинальная версия книги была написана в 1899 году и называлась “The Theory of the Leisure Class: An Economic Study of Institutions”. Перевод на русский язык выполнен Софьей Сорокиной и издан в 1984 году (368 страниц).
Книга состоит из небольшого предисловия и 14 глав, на протяжении которых американский учёный доказывает, что в основе экономических процессов, лежат психология, биология и антропология .
Главную роль в экономическом развитии, по мнению автора, должна играть технократия, поэтому он предлагает передать руководство хозяйством и государством производственно-технической интеллигенции. По его мнению, при правительстве должен существовать своеобразный «мозговой центр» из интеллектуалов, технических специалистов, способствующих более рациональной деятельности государства. Предмет экономической науки, по мнению Веблена, лежит в области исследования мотивов поведения потребителей.
Само понятие «праздного класса» впервые появляется именно в этой книге. Таким термином автор называет класс собственников, ведущих праздный образ жизни: они не занимаются тяжелым физическим трудом, покупают собственность и товары, недоступные для большинства других слоев, причем характер приобретения товаров и услуг носит демонстративный и показательный характер, а все их приобретения и символическая власть, связанная с владением данными богатствами, выставляется на обозрение всему остальному обществу. Термин «праздный» здесь употребляется в смысле непроизводительного потребления времени.
Демонстративный вид потребления проявляется в классах, где не сосредоточены на приобретении товаров по физической необходимости. Характер приобретения товаров превращается в борьбу за постоянное увеличение богатства и гонку за респектабельность. У среднего класса результатом этой борьбы становится повышенное усердие и бережливость, а для праздных классов усердие подавляется вторичными факторами соперничества.
По мере накопления богатств, в праздном классе появляется система рангов и ступеней. Выделяется праздный безденежный слой - обнищавшая аристократия, ведущая праздный образ жизни частично. Они вынуждено группируются вокруг высшей элиты, попадая в зависимость от них. Подставное потребление – это такой тип потребления благ, при котором слава и авторитет, связанный с потреблением тех или иных благ, передается лицу, которое инвестирует данное потребление третьими лицами. Это некоторое символическое капиталовложение вышестоящего праздного лица. Появилась целая система символов и знаков, которые идентифицируют подставное сообщество (форменная одежда). В настоящее время, женщина из среднего класса выступает подставным потребителем своего мужа, осуществляя функции подставной праздности и праздного потребления.
В стадиях развития культуры Веблен выделяет четыре периода, делая большой акцент на втором и третьем: дохищнеческий, хищнический, квазимиролюбивый и современный периоды. Главным основанием для разделения служат экономические условия существования. Дохищнический период - институт частной собственности еще не сформировался. Хищнический период - ведение войн, захват трофеев и благ. На квазимиролюбивой стадии социальный статус выстраивается на механизме материального накопления богатства. Современный этап характеризуется размытием черт квазимиролюбивого периода, вызванных действием множества экономических сил различной направленности.
Именно денежный капитал или покупательская способность является определяющим фактором для вступления в класс «праздных». Происходит непрерывное перераспределение людей внутри класса, исключая одних, и принимая в свои ряды новых членов сообщества. Большинство стандартов, которые декларируются высшими слоями, есть не что иное, как поменявшие форму, но не содержание, завуалированные идеалы и инстинкты хищнических обществ. Навязываемые высшим слоем, они распространяются на средние и низшие классы, формируя у них стиль жизни. В качестве таких хищнических свойств Веблен указывает склонность к сражению (чувство патриотизма, охота, рыбалка).
Сложно не согласиться с автором, когда он говорит о том, что: «Хорошие манеры портятся по мере того, как общество отходит от патриархальных стадий», или, что «владение хорошими манерами – своего рода расписка в праздном образе жизни». Автор на протяжении книги рассуждает немного иронично о связи эстетического вкуса людей с денежными затратами (красиво то, что дорого). Привычные вещи, окружающие нас каждый день, можно осознать совершенно по-другому, если внимательно обратиться к классику.
Автор: Иванова С. В.
Санкт-Петербургский Горный Университет
Где бы не обнаруживался институт частной собственности, пусть даже в слаборазвитой форме, там процесс экономического развития носил характер борьбы за обладание имуществом