Эта книга Алексея Исаева, видимо, является наиболее редким и малоизвестным его трудом, отчасти потому что была подана издательством как альтернативная история. На самом деле выделенный курсивом текст той самой альтернативки занимает не больше 5-10% объема, а весомую часть оставшегося пространства занимает как раз анти-альтернативная история с доказательствами того, что июнь 1941-го был не случаен. Иначе говоря, никакие "попаданцы", никакие спешные политические меры вроде роспуска колхозов, никакие "лишние" тракторные заводы. Упреждение Германии в мобилизации и развертывании принята как аксиома, достигнутое количественное преимущество помноженное на качество предопределили поражения лета-осени 1941-го. Соответственно, Алексей рассмотрел несколько вариантов, могущих пустить ход сражений РККА в не столь разгромную сторону, и, заодно построил вариант "игры" за Вермахт, позволявший ему взять Москву.
Первый из вариантов - мы "мобилизуемся, развертываемся и бьем первыми", причем лучшим временем приложения наших сил является зима 1940/41 годов, когда у немцев на польской границе был еще минимум частей. В таком случае, даже без новейшей техники, но зато с уставными плотностями наступления ситуация могла быть куда лучше реального лета 1941-го, хотя громких побед нашей армии ждать не приходится. Такой девальвированный в успехах День "М" , потому что перенесенных английским публицистом боевых качеств Красной Армии 1944-45 годов в реальном 41-м еще не было, и немцы смогли бы опереться на пехотные части и достаточно быстро перебросить танки и авиацию, чтобы даже не дать выйти на линию Вислы. Но, несомненно, такой вариант сохранил бы и людей и территорию, и отчасти, инициативу. Второй вариант прежде рассматривает построение обороны на линии старой границы и отклоняется автором как вредный. Ветвление с настоящей реальностью идет как раз в нажатии красной кнопки как минимум на полмесяца раньше известного дипломатического демарша ТАСС от 14 июня, и тогда армия встретила немцев в более развернутом виде, можно было успеть выдвинуть армии глубинных округов на западном направлении на рубеж Западной Двины и Днепра, может быть перекинуть часть сил с Украины на западное направление, и лучше подготовить войска (вроде вывода войск из Брестской ловушки) и базирование авиации в непосредственной близости от границы. У немцев в 1944-45 подсмотрена идея создания "фестунгов" в областных центрах Белоруссии, стоявших на узлах коммуникаций для обескровливания немецких подвижных частей и задержки их в наступлении. Еще одной такой своеобразной крепостью должна стать группировка в припятских лесах и болотах на левом фланге фронта.
Наиболее прост и эффектен план войны за Вермахт. Исаев предлагает некий аналог Висло-Одерской операции 1945-го года, когда немцы на западе для осуществления вымышленного Fall Grau стягивают в группы армий "Север" и "Центр" все подвижные соединения, оставляют для "Юга" только пехотные части, ставят цель захвата Москвы, как главной мишени операции. И даже не увлекаясь котлами предпринимают быстрый рывок для упреждения мобилизации и развертывания сил. Это им вполне удается, хотя война, конечно же, только начинается, но за немцев теперь будет играть транспортная разобщенность центра России.
И самая долгоиграющая по времени альтернативная глава основана на его любимом тезисе об ошибочности в расформировании самостоятельных подвижных соединений по опыту боев начала ВОВ. Он предлагает уже с 1935 года строить мехкорпуса по будущему военному опыту, с более подвижной механизацией арттяги, с большим количеством пехотинцев и так далее. Плюс организационные меры в подчинении подобных частей на уровне фронтов, а не армий, как в реальном 41-м, приводившего к перманентному раздергиванию отдельных слагаемых для закрытия прорех. Такие бы "стратегические корпуса" если бы не остановили немецкие подвижные соединения, то задержали бы их куда в большей степени, чем неуклюжие мехкорпуса реального 41-го, и дали бы опять выигрыш во времени, как в отходе приграничных армий, так и в развертывании тыловых эшелонов. Все это - с кучей реальных примеров из всей войны за обеих противников, и на альтернативную историю книга не очень-то тянет. Скорее - это компиляция всего от уровня ликбеза в базовых вещах военной истории и до уровня отдельных тонкостей в рассмотрении факторов, вроде скорости тягачей и значения ремфонда танков, которые повлияли на реальные события, и которые не были раскрыты в других, сугубо "историчных" книгах автора, что до, что после.