Когда я прочитал эту книгу, мой папаша, считавший, как господь бог, что все мальчики по его образу и подобию должны любить только научную фантастику, пришел в ужас и впервые задумался - кто вырос рядом с ним. Если кто-то читал "Джуру", то Джура, охотник из Мин-Архара, здесь тоже присутствует. Та же целостность натуры, принципиальность, вера в светлые идеалы. Только зовут его на этот раз Анатолий Русаков и то, к чему он пришел, - бригадминец, альтруист, общественник, молодой Макаренко - все получено методом от противного. С другой стороны, именно тот, кто был в прошлом сам трудным подростком, может до конца понять и найти правильные методы борьбы с тлетворным влиянием улицы на молодые неокрепшие организмы.
Анатолий попадает в приблатненную компанию, которая вешает на него разбой, в результате чего подросток оказывается в воспитательной колонии. До "Педагогической поэмы", конечно, эта часть произведения по своему содержанию не дотягивает, но, здесь заложен несколько иной смысл. Тем не менее, уже юноша Анатолий Русаков возвращается в родной город новым человеком и основная сюжетная линия связана именно с послевоенной Москвой.
Полная событиями новая жизнь молодого человека в советское время вываливается на него по полной в виде работы, учебы в вечерней школе, встречами с родственниками и старыми друзьями. Но оказывается, что не в этом главное предназначение человека. Взяв на себя общественную нагрузку в виде помощи трудным подросткам, Анатолий вновь погружается в полуворовскую среду. Любой человек рано или поздно пытается стать самим собой.
Ситуации абсолютно разные - здесь и Витяка, мать которого лишилась работы. И Леня, ведущий разгульный образ жизни, прогуливая школу. И, наконец, мальчик Боб, с сестрой которого Анатолий знакомится в поезде. Боб из хорошей семьи, отличник и юный астроном, но трусость и бесхарактерность не дают ему отвязаться от дворовой шпаны, которая заставляет его воровать, втягивает в распитие спиртных напитков и игру в карты. Многочисленны образы молодых тунеядцев - сын художника Милич, одноклассник Боба Пашка, мать которого буфетчица "кормится у пивной пены", а отец, по ее выражению, "неизвестно под каким забором валяется". Порадовала созданная бездельником Маратом "чертова читалка", где вслух переводят Спиллейна, Уоллеса, Леру. Правда слушателями являются в основном подростки. Наконец, на сцене действует реальная воровская шайка, наполненная ворами разного калибра - Хозяин, Огурец, Цыган, Чума.
Произведение, безусловно, больше для подростков, но простенькая любовная линия с сестрой Боба присутствует. Кроме всего прочего, может быть интересно педагогам.
Рецензия в рамках игры "Спаси книгу - напиши рецензию"
Прочла эту книгу давно, очень давно , но до сих пор помню сюжет, героев и свои переживание за главного героя Анатолия Русакова. Нелегкая у него оказалась судьба, но в то время как раз такое и встречалось, многие молодые люди которые попадали в компании, а потом как следствие была колония .Не все после нее находили в себе мужество встать на путь исправления, часто было наоборот- чем дальше , тем хуже. Но Анатолий отбыв наказание, нашел в себе силы и желание стать полезным человеком для общества, .Очень трудный был путь , что в колонии, что после- ведь не все верят таким подросткам, видя справку- штамп об отбывании наказания. И не зря книга названа друзья и враги Анатолия Русакова- долго ему пришлось разбираться кто же из друзей действительно ему друг, кто способен помочь ему, кого то и он вытащил из этого болота , а кто способен и предать. Произведение конечно больше для подростков немного наивное, как впрочем и многие книги того периода.
Удивительный и сильнейший художественный, и по-хорошему воспитательный роман ушедшей эпохи. Такое больше не пишут.
Послевоенная Москва. Дети, оставшиеся без отцов, дворовая шпана и воровская романтика. Главный герой растет в таком дворе, развесив уши верит старшим дружкам, умело манипулирующими поступками отчаянного и смелого подростка. Изрядно поумнев после ряда приключений, повзрослевший Анатолий начинает смотреть на мир другими глазами, решает начать новую жизнь, как бы банально это не звучало. Но даже если жизнь новая, сам герой - по прежнему такой же смелый и отчаянный, и жить по принципу моя хата с краю у него не выходит. Это не боевик, он не начинает мочить всех бандитов направо и налево, книга гораздо мудрее и достовернее. Герой находит самого себя, своих настоящих друзей и врагов. Отдельное спасибо автору за описания жизни людей того времени, их морали, быта и чаяний, все это сейчас выглядит самой настоящей экзотикой.