Та-та-та-тааа Та-ра-пам та-та
(далее на октаву выше)
Та-та-та-тааа Та-ра-пам та-та
Узнали? Правильно, это из "Лебединого озера".
А что это: "Холодный такой и шершавый?" Ну, молодцы! Конечно это - памятник А.С. Пушкину перед Русским музеем. Ну, тот, где голуби с удовольствием какают великому поэту в правую руку.
К чему я это всё? Узнаете в конце...
Господь дал мужчинам и женщинам 5 органов чувств, чтобы они познали друг друга, и Жванецкого, чтобы он рассказал им об этом.
Он и рассказывает, причем, очень давно. Устами Аркадия Райкина, Карцева и Ильченко, а с 1974 и своими. Материал в книге собран отменный: по сути, это - избранное из старых и новых вещей, но оценить всю их прелесть сможет только тот, кто побывал на концертах. Нужно видеть, как Михаил Жванецкий преображается на сцене, когда начинает читать очередную миниатюру о женщинах - смотри-ка, разглаживаются морщинки на старом портфеле!)))
(Тут, как любит говорить сам Жванецкий: "Я подержу паузу"...)
Или хотя бы слышать, как что-то едва уловимо меняется в голосе.
Чуть в сторону...
О вечерах юмора очень хорошо пишет Михаил Веллер в своей новой книге "Друзья и звезды" . Там, кстати, есть глава и о Михаиле Жванецком:
Позднее мне билетерши в больших залах рассказывали, что в их среде критерий успеха вечера юмора — это сколько кресел после концерта надо протереть сухой тряпкой. Аплодисменты и бис, говорят, это ерунда, а вот сколько кресел описали — вот тут без лицемерия, это искренне.
Как тут не вспомнить замечательную классификацию, предложенную Clickosoftsky . Хорошо бы подобрать "лайвлибовскую" пару не только к аплодисментам и крикам "бис", но и к "писать со смеху";)))
Однако, вернемся...
Ну а если не видеть и не слышать, а пытаться просто брать текст с бумажного листа или читать в электронке (она есть!), многое пропадает. Мне кажется, эта книга только бы выиграла, если бы изначально была выпущена в аудио формате, или хотя бы бумажная книга плюс DVD диск.
А пока получается "холодный и шершавый"...
Вот такое "та-та-та-тааа"... А могло быть на октаву выше!
Благодарности:
Clickosoftsky за замечательную классификацию (ссылка приведена сразу после цитаты из Веллера) :)))
Эта книга - не юмористическая, а очень и очень грустная. Хоть вышел сборник относительно недавно, но содержание, увы - устарело очень сильно, лет на сорок-пятьдесят. Наверное, когда-то это было влёт, по реплике, узнаваемо для каждого и потому смешно. А теперь - можно описать цитатой из одного рассказа : "Это Миша. Не помните? Вспоминаете? А, мама ваша вспоминает?" Это о женщинах, какими они были даже не в перестроечные, а в 70е-80е годы - кто теперь будет над этим смеяться? Печально. Уныло, тоскливо, жалко, местами совершенно непонятно. Опять же, цитатой из книги: "Встречи стали пустыми, ни интеллектуального начала, ни физического завершения – сплошное пьянство на основе сексуальной неопределённости". Кроме того, очень много неплохих очерков, которые и не пытаются быть смешными, а представляют собой одно сплошное сожаление - по ушедшей молодости, по внезапным романам, по морю, солнцу и обжигающему флирту - и по тому, что эти горячие романы даже тогда заканчивались тоскливыми браками, внебрачными детьми, служебными проблемами. Много тоже неплохих рассказов от первого лица из уст женщины - и женщина эта или весёлая и злая, замотанная работой немолодая стерва, или вовсе уж одинокая печальная кроткая неудачница. В целом читать чужие сожаления о прошедшем очень грустно и бессмысленно - поскольку у каждого своё прошлое и свои сожаления. Впрочем, один-единственный рассказ на всю книгу вдохновляет и трогает до слёз - "Наши мамы". Для нас это уже бабушки и прабабушки, которые по-прежнему готовы ехать через весь город, чтобы помочь нам, отвести-забрать-посидеть с правнуками. Да и в наших мамах что-то от тех самоотверженных женщин ещё оставалось. Повод вспомнить о них - и, может быть, сделать хоть что-то для тех, кто ещё жив.
Рецензия написана в рамках игры «Несказанные речи»
Видимо, я могу пополнить немногочисленный ряд людей, которые умеют читать (а не слушать) Жванецкого и умирать со смеху. И дело даже не всегда в том, что я легко представляю Михал Михалыча (с уважением и любя!) на сцене. Иногда меня восхищает оформление текста. Это же поэзия! Белый стих! И паузы я чувствую, и интонацию считываю, и намёки понимаю... И что бы я без него делала, не знаю. Все самые непростые моменты собственной биографии переживаю, держа под рукой эти чудесные сборники, с удовольствием отдавая каждый месяц час жизни регулярным выпускам "Дежурного по стране". Спасибо Вам, Михал Михалыч! Я Вас люблю!
Я давний поклонник творчества Михаила Михайловича Жвенецкого, но ранее воспринимал его только на слух. Поэтому к чтению его книги подходил с некоторой опаской, меня «терзали смутные сомнения», что при чтении не будет того эффекта, который достигается блестящим авторским исполнением. Ведь невозможно передать ни интонации, ни мимику, ни акценты которые и отличают выступления Жванецкого и делают их искрометно-смешными. К счастью, мои опасения не подтвердились и от книги я получил огромное глубокое удовольствие. Оказалось, что при чтении информация воспринимается несколько по иному. Ты реже хохочешь, но чаще улыбаясь, задумываешься над тонкостью и меткостью авторских наблюдений. Тем более, что тема Жванецкому знакома прекрасно. В результате сборник миниатюр всесторонне раскрывает женские образы - прекрасные, романтические, привлекательные, но и глупые, склочные, нелогичные. Готовые пожертвовать всем ради семьи, детей, любимого, терпеть все невзгоды довольствуясь малым, оставаясь при этом, ни смотря ни на что Женщиной. А иногда наоборот, превращать жизнь своего мужчины в ад, постоянными капризами, придирками и ссорами. «Потому что женщину скандал не портит, а освежает. Она скандалит и живёт. А вам скажешь: «Что б ты подох!» – вы тут же исполняете.»
Некоторые суждения Михаила Михайловича неоднозначны, некоторые весьма субъективны, но все они остро-ироничны и глубоко мудры.
«Женские характеры:
«Всегда!»
«Иногда!»
«Никогда!»
«Может быть!»
Они решают за троих: отца, себя и ребёнка.
Вначале притягивают.
Потом удерживают.
Вначале обжигают.
Потом согревают.»
В этом произведении прекрасно раскрываются психологические образы героев и «фирменный» язык Жванецкого делает их яркими и точными. Читая, ты словно окунаешься в череду житейских историй, ясно представляешь этих людей, сцены участниками которых они являются, потому что они не надуманы, наоборот житейски точны.. Все это вместе, вновь, помогает понять, что женщина неизмеримо проста в своей противоречивой сложности. Но главным смыслом книги является, все таки, искреннее признание автора в огромной любви и глубоком уважении к представительницам прекрасной половины человечества.
«Так и запомнится во весь рост: отец плачет в одно плечо, муж в другое, на груди ребёнок лет тридцати, за руку внук десяти лет держится. Так и стоит на той фотографии, что в мире по рукам ходит, – одна на всю землю!»
Советую прочитать всем мужчинам, женщинам и особенно семейным парам, чтобы лучше понимать друг друга.
Признаться, когда я впервые читал эту книгу, я был влюблён по самые сланцы. Места себе не находил, мучился в агонии раздумий, высаживал по полпачки сигарет в один присест, и, конечно же, искал ответ. Или ответы, если хотите. А? Что? Жванецкий? Женские характеры. Сладкая тема для разговора. Она на его колене пальцем чертила маршрут.
Короче: я тонул. Поскольку денег напиться у меня не было, то упивался рассказами о женщинах.
Всякий раз, читаю выборочно. Читать книгу целиком, почему/то, не получается. Это как, знаете, рюмка коньячку воскресным ужином. Если, для примера, Охлобыстина читаешь с мучением, с каторгой в душе, с большим трудом после рабочего дня. Постоянно поглядываешь на количество страниц. Думаешь, ну, давай уже, сколько можно гнать эту чепуху. То в данном случае, результат обратный.
Отчасти, я не люблю чтиво, выехавшее на волне критики. Вот, как здесь, вроде бы и не надо приплетать Ивана Охлобыстина с его великим творением, но, для сравнения, хочется. Для вас же. А вот, чтоб понятно было, где небо, а где земля. А где, вообще, полутораметровая пропасть.
Откровенно говоря, да, у Жванецкого, даже здесь имеются скучные рассказы. Нагромождение деталей, мгновенно отвлекающих внимание. Начинаешь думать о чём/то своём, но, вроде бы, читаешь книгу.
Понятно, что человек работает. Видно, что от него требуют. Что/то он может, а что/то – нет. Но результат всегда есть. Понятно, что «там» тоже свои взгляды. Их тоже приходится разделять.
Бывает, нестыковки.
Бывает, череда мыслей, как будто бы тебе просто лапшу на уши вешают.
Бывает, даже ошибки в тексте встречаются. Но – это уже в сторону корректоров. То ли им зарплату недодают. То ли задерживают на неопределённый срок. То ли слишком спешат выпустить в печать.
Редко встретишь, чтобы Жванецкий доходил до грубости – в прямом смысле этого слова. Во/всяком случае, он её маскирует. Хотя, без грубости весьма трудно, хоть и возможно, добиться глубины. Возможно поэтому, Жванецкого мало читают в современности. Зато, его отлично понимает каждый, кто читает. Если, конечно, он не дебил совершенный, и ясно видит, куда ему намекают.
Некоторые рассказы, иной раз, перечитываю по десять/двадцать раз. Это как, знаете, сесть и раздавить бутылку в компании лучшего друга.
А в целом… а в общих чертах… а в послесловии, я рекомендую прочесть эту книгу всем женщинам и девушкам, от мала до велика, ибо, на мой взгляд, её когда/нибудь признают лучшей книгой на данную тему.
Этот сборник сатирических рассказов я взяла в библиотеке практически случайно, меня почему-то привлек корешок обложки, д и короткие произведения удобнее всего читать в транспорте. Признаюсь, я об этом авторе не слышала, на его концерты по России-2 не натыкалась, так что обо всем это я узнала постфактум. Этот сборник очень неоднородный. Есть некоторые зарисовки - хлесткие, глубокие, а порой рассказы уж совсем проходные. Есть грешок, который нельзя не упомянуть, это стереотипы о роли женщины. Они, конечно, вызывают раздражение, но автору легко делается скидка за его почтенный возраст, да и транслирует он их не так уж резко в лоб, терпимо. Но Михаил Жванецкий действительно любит женщин, он рассказывает о них с такой теплотой, и не только о звонких красавицах, но и о простых в фартуке, с заколотой наспех челкой и дыркой на колготках в области икры, они, эти дамы сердца, тоже прекрасны. Автор умело обращается со словом, очень часто меняет стили, формы, это тоже играет роль в формировании общего представления о сборнике. Приятно удивлена компанией Михаила, он помог скоротать поездки на трамвае и заставить задуматься о том, как меняется представление о взаимоотношениях мужчин и женщин, женщин и женщин и жизни в целом.
Так и запомнится во весь рост: отец плачет в одно плечо, муж в другое, на груди ребенок лет тридцати, за руку внук десять лет держится. Так и стоит на той фотографии,что в мире по рукам ходит; - одну на всю землю!
Чего-то я уже не понимаю. В смысле культурного и социального контекста мне не хватает в силу возраста. Юнных див на шпильках, с тату на копчике и без бюсгалтера еще помню, а вот очереди уже нет. Мои детские воспоминания - это первые супермаркеты с огромным количеством видов туалетной бумаги. Сейчас ни одной торговой сети в голову не придет выставлять СТОЛЬКО цветов и рисунков. А тогда людям нужно было утолять постдефицитный голод. Ну это я к тому, что смешно только иногда, а в основном грустно или просто непонятно. Но иногда бывает и непонятно, но все-равно смешно. Наверное, в этом и заключается талант.