Черт меня дери, когда у меня будет сын, такой белобрысенький, без переднего молочного зуба, я посажу его на ковер и буду читать «Записки революционера». С выражением. Потому что ничего лучше для воспитания благородной души я не встречал. Вы спросите, почему? Отвечу.
Во-первых, отец Кропоткина был князем, генералом и богатым помещиком с тысячей с лишним душ. А еще он был мудаком, выражаясь откровенно. Детей воспитывал тогда, когда был «в настроении», был ужасно скуп, но проигрывал в карты десятки тысяч рублей. Его денщик, Флор, на турецкой войне 1828-го года спас ребенка из горящего дома. И отца наградили орденом св. Анны и золотой шпагой. «Но папочка, – восклицали дети, – ведь это Фрол спас ребенка!» – «Так что же такого, – отвечал отец, – разве он не мой крепостной?!»
Отец сек крестьян без причины. Однажды за незначительное нарушение наказали крепостного слугу Макара.
Петя, еле сдерживая слезы, нагнал Макара в коридоре и полный стыда и жалости хотел поцеловать ему руку. Макар вырвал руку и сказал.
– Оставь меня, небось, когда вырастешь, и ты такой будешь?
– Нет, нет, никогда, – воскликнул мальчик.
И Кропоткин сдержал свое слово.
Во-вторых, Кропоткин учился в Пажеском корпусе с отпрысками самых близких ко двору аристократов. Там воспитывалось 150 мальчиков. Лучшие 16 учеников выпускного класса назначались камер-пажами различных членов императорской фамилии. Лучший – камер-пажом императора. В 1861 году таким лучшим оказался Кропоткин. Год он сопровождал Александра II на балах, выходах и приемах. Он знал всех великих князей, болтал с наследником. Ему грозила блестящая карьера министра или генерала, но придворная жизнь показалась ему пустой и фальшивой, а богатство – пошлым. И он уехал на пять лет в Сибирь, в Амурский казачий отряд, где пропутешествовал тысячи километров в научных экспедициях, рисуя карты нехоженых мест.
В-третьих, Кропоткин мог бы стать преуспевающим ученым. Географическое общество предлагало ему занять место председателя отделения физической географии. У него был талант. Но он отказался. Потому что еще в Сибири понял, что любое, самое передовое и полезное для людей научное предприятие, не заработает при тотальном воровстве чиновников, отсутствии правового порядка, и самовластии царя. Что действующий политический строй не имеет потенциальных возможностей справиться с нищетой и темнотой народа, ведущего «мучительную борьбу за кусок хлеба». И Кропоткин вошел в кружок чайковцев и стал революционером, чтобы поменять строй на более справедливый. Он в атмосфере жестокой реакции конца 1860-х годов перевозил контрабандой революционную литературу, пропагандировал ткачам.
В-четвертых, Кропоткин сидел в Петропавловской крепости. В этой тюрьме отбывали срок заключения самые благородные и безбашенные люди России: декабристы, Достоевский, Чернышевский, Писарев, Бакунин, петрашевцы, чайковцы, народники.
Но только Кропоткину удалось бежать.
Удалось бежать!
И потом, в эмиграции, написать великую работу: «Взаимопомощь как фактор эволюции».
Кто знает, может быть, скоро Петропавловская крепость из музея снова станет политической тюрьмой. И снова откроет свои двери для нас с вами, а точнее для самых благородных и безбашенных из нас, которые потом станут великими литературными критиками или теоретиками анархизма, напишут новых «Братьев Карамазовых», «Что делать», и, конечно, новые «Записки революционера».
"Записки революционера" попали в мой список "хочу прочитать" благодаря подборке "27 книг, которые необходимо прочитать до 27 лет". До сих пор не понимаю по каким критериям выбирали произведения для этого списка, но мемуары Петра Кропоткина на мой взгляд лучше читать чем позже, тем лучше. Его записки это не просто история революции XIX века, тут скрыто намного больше, поэтому молодой человек до 27 лет, который в наше время редко интересуется чем-то глобальным, данную книгу обойдет стороной. Хотя возможно я оцениваю ситуацию, глядя со своей колокольни, и равняю всех под себя. Сама я взяв "Записки..." до 27 лет спала бы над ними непробудным сном, хотя Кропоткин пишет отнюдь не скучно, а наоборот, очень живо и, что самое приятное, просто.
Автор умудряется уместить в сравнительно небольшой работе так много. Сперва период детства. Здесь же мы встречаем описание быта во времена крепостного права, описания краткие, но ёмкие. Далее едет рассказ о жизни в Пажеском корпусе, о встречах с государем Александром II. Кропоткин характеризует его не самым лестным образом. А потом резко автор переходит от истории к географии и ведет читателя за собою в Сибирь, где работает над составлением новых карт. После этого мы знакомимся с историей Европы, куда вскоре попадает Кропоткин, пока что не как эмигрант, но как член Географического общества. Благодаря многочисленным путешествиям и думающему окружению Кропоткин становится тем, кто есть, революционером. Не желая пускать развитие родного государства на самотек, Петр многое делает для своей страны, хотя правительство его действий одобрить не может и заключает в конце концов Кропоткина в тюрьму, Петропавловскую крепость, где до него отбывали свой срок многие известные личности. Но и тут не покидает автора жажда деятельности, стремление к справедливости. В итоге Петр совершает побег и эмигрирует в Западную Европу, которую описывает очень подробно и увлекательно.
Таким образом, "Записки революционера" это прекрасный экскурс не только в историю России XIX века, но и Европы. Автор описывает все события изнутри, так как был непосредственным свидетелем или участником многих исторических событий. Его книга далека от сухого изложения фактов, что можно встретить в учебнике. И именно по таким книгам, как мемуары Кропоткина лучше всего изучать историю (а местами и географию). (сейчас будет крик души) Только вот какому человеку моложе 27 лет в наше время все это интересно? Когда есть интернет и Википедия, зачем читать мемуары давно забытых революционеров?
Книга прочитана в рамках игр
KillWish. Тур 3. Постапокалипсис: Программа Элис активирована!
Наперегонки со временем. Строительство пространственно-временной пирамиды
Флешмоб ''Нон-фикшн''. Тур 68
Собери их всех! Канто. Квест №59
Вот уж не думала, что мне понравится книжка под названием «Записки революционера». Но вот совершенно неожиданно, книга Кропоткина оказалось одной из лучших, прочитанных мной в этом году.
Кропоткин начинает с рассказа о своих детских годах в старой Москве, обстановке в доме и семейных отношениях, много времени уделяет крепостничеству и страданиям крестьян. Годы учебы в Пажеском корпусе любопытны с точки зрения описания той атмосферы, которая царила в стране во время Великих реформ Александра II, и разочарования от последующей за ними реакции. Кропоткин описывает также, как и он сам разочаровался в Александре, которым некогда восхищался. Мне особенно было интересно читать его едкие характеристики членов династии Романовых. Его взгляд на них так отличается от того, что можно прочитать в книгах о Романовых в наши дни, кто знает, может, Кропоткин отразил восприятие царской семьи, существующее в современном ему обществе. Хорошо он отозвался только об императрице Марии Александровне.
Рассказ о жизни и путешествиях Кропоткина по Сибири и Дальнему Востоку читались как приключенческий роман. А уж от описания заключения в Петропавловской крепости мурашки бежали по коже, так и чувствуешь эту тесноту и сырость. Побег Кропоткина из крепости достоен авантюрного романа или фильма. Так и хотелось крикнуть ему: «Давай, давай, беги».
Рассказ о годах иммиграции был для меня наименее интересен, потому что я совсем не разбираюсь во всех этих Интернационалах, Парижских коммунах, рабочих движениях и т.д. Жалко, что Кропоткин не написал, как он познакомился со своей женой. Она просто неожиданно возникла как данность в одной из глав книги. Кстати, он о ней очень тепло отзывается, поэтому хотелось бы узнать о ней побольше. Кроме того, меня очень тронули отношения Кропоткина с его братом Александром, который впоследствии застрелился в сибирской ссылке. Кропоткинские описания тюрьмы, ссылки, несправедливых приговоров, жестоких наказаний заставляют читателя по-настоящему сопереживать революционерам.
Книгу горячо рекомендую.
Прочитано в рамках мини-флэшмоба "Дайте две! Light version" Эта книга помогла мне лучше понять период царствования Александра II, жизнь простого народа и рабочих, жизнь помещиков, жизнь в эмиграции и ссылке. Много интересных деталей, но и немало скучных, лично для меня, географических описаний. Наибольшее впечатление произвели главы о детстве и заключении Кропоткина.
Прочитано в рамках мини-флэшмоба "Дайте две! Light version". Вишлист readinggirl . Спасибо)
Одна из лучших книг для молодых думающих людей. Читала и восхищалась этим человеком! Какое стремление к познанию, какая тяга к науке! Какое упорство и смелость! А главное, аналитический ум и юмор. Интересно, ум мужчины и женщины действительно отличается, как говорят об этом психологи? Может, потому что я девушка, мой мозг забит всякой ерундой...) А хочется, как Кропоткин, познавать, стремиться к чему-то... Вот и оправдание безделью нашлось. Книга хорошая. Заставляет задуматься о себе в частности, а не только о стране, в которой живешь. Сейчас принято обвинять кого-то, но не себя.
Сейчас мне очень жалко, что книга не попалась мне в одиннадцатом классе, когда я готовилась к ЕГЭ по истории и всеми силами пыталась полюбить эту науку. Полюбить получилось и так, но с мемуарами Петра Кропоткина это вышло бы гораздо быстрее.
Это произведение сложно назвать автобиографией, потому что события в нем идут хоть и в хронологическом порядке, но постоянно прерываются описаниями жизни России девятнадцатого века, рассказами о том или ином деятеле подпольных организаций. Личной жизни тоже уделено очень мало внимания, лишь в конце произведения мы узнаем, что у Кропоткина-то все это время была жена, можете представить, каким сильным человеком она была!
Петр Кропоткин рассказывает нам о всей своей жизни без прикрас. Детство, пажеский корпус, а также люди и книги, которые повлияли на него и на его взгляды. Потом уже идет рассказ о его просветительской деятельности, о жизни революционных кружков. Все события, о которых написано в учебниках истории, показаны нам глазами их очевидца, что делает рассказ увлекательным. Единственное, что часть о жизни в эмиграции меня привлекла меньше других, потому что революционное просвещение французских рабочих мне изначально менее интересно, чем такое же просвещение, но у нас в стране.
Я была прямо-таки поражена, что Кропоткин занимался наукой, увлекался географией и геологией. Он мог бы быть нам более известен в качестве ученого, но он пожертвовал научной деятельностью ради революционной. Не со всеми его политическими взглядами я согласна, все-таки я не сторонник революции и не верю в возможность существования анархического государства, но было интересно почитать мысли на этот счет действительно умного человека.
Отличная книга! Я не буду писать много, просто присоеденюсь к другим читалям, кто поставил хорошую оценку. Безусловно, рекомендую, в первую очередь для того, чтобы видеть настоящий пример как нужно прожить жизнь. Достойная книга достойного автора, который прожил достойную жизнь!
Я не верю в анархию
Вообще, книга не о революционере. потому, что назвать Кропоткина "революционером" очень сложно. По-моему революционер это тот, кто причастен к сделанной революции, в прямом отношении. Кропоткин же как и Герцен, орудовал в основном пером, да ходил в народ, переодевшись мужиком.. Трудно сказать, что заставило князя, блестящего ученого, любимца царской семьи, податься в подпольную деятельность. Наверное только идеализм, мысль, что народу возможно помочь внешним переустройством общества, политической системы.
Книга, кстати говоря, будет мало интересна тем, кто в первую очередь хочет больше узнать об анархизме. Само слово "анархия" в записках появляется на 218 странице. Кропоткин долго и скрупулезно описывает свою жизнь, детство, юность. Как он страдал от деспотизма отца, который, возможно и послужил желанию бунтовать против старого мира, который олицетворял в том числе и его батюшка. Сквозь страницы книги видно, что Петр Алексеевич был совершенно незлобивым человеком, очень добрым, порядочным, высокоморальным и воспитанным. И при этом стал анархистом! Вот что значит упертость, вера в высшие идеалы...
Он отказался от карьеры ученого,хотя его труды в области географии и смежных наук признаны и являются ценным вкладом в науку. Он пострадал за свои убеждения и оказался в Петропавловской крепости, где провел в одиночном заключении два года, после чего сумел бежать. Хотя есть мнение, что ему помогли это сделать...
Он истово, всей душой верил в анархия, что она возможна, что благодаря ей, человеческое общество станет свободным, сбросит ярмо раболепия и унижения жуткой государственной машины. Но на деле это оказалось трудноосуществимой, я бы даже сказал вовсе невозможной мечтой. На страницах этой книги Кропоткин - невероятнейший фантазер, идеалист, строитель воздушных замков. Он практически ничего не пишет о России, основываясь на зарубежном опыте, какой-то анархической артели швейцарских часовщиков, англичан и французов. Да и то, там, за рубежом он практически не находит поддержки, одолеваемый разного рода шпионами и авантюристами, страдает и от французского правосудия. С чего он взял, что анархия будет работать в России, рабской и угнетенной стране, холодной и мрачной, не понятно, хотя подозреваю, что об этом он писал в Хлебе и воля и прочих своих научных работах...
Не совсем та книга, которую ожидаешь от "одного из главных теоретиков анархизма в истории".
Думаешь, вот сейчас книга начнется с "нужно все отнять и поделить" и продолжится "сломом всего старого и строительством на его месте нового, лучшего из миров".
А книга-то оказывается интересным содержательным свидетельством жизни страны и общества (не только российских) во второй половине 19го века, немного инсайдерских историй про Императора и его семью, чуть-чуть шпионских историй про побеги и двойных агентов.
Автобиография не сколько про идеи, сколько про способы их распространения и про судьбы людей, конечно же, которые сделали для этого многое, если не все, что было в их силах.
Большинство революционеров не заморачиваются ответом на вопрос "когда мы победим, что дальше?". Ну, дык всем же хорошо будет, за то и боремся.
Идеи Кропоткина о будущем устройстве смехотворны: анархический (безгосударственный) коммунизм, в котором революционным путём (социальная революция) будет полностью ликвидирована частная собственность.
Моя бабушка жила на Дону, много рассказывала о дореволюционном времени (что слышала от своих бабушек), о сталинском, о войне и т.д.
Угадайте, какое из этих времён она называла самым жутким?
Ответ: в короткий период, когда немцы ушли, а советская армия ещё не пришла.
То есть власти не было вообще. НИКАКОЙ. Люди просто озверели. Тащили, грабили, убивали.
С анархизмом понятно. Теперь о книге.
С оппозиционными деятелями обращались мягко, очень мягко. Власть на местах часто сочувствовала революционерам. Плюс бюрократическое разгильдяйство.
Пример:
В 1861 г. поэта М.Л.Михайлова сослали в каторжные работы за распространение в Петербурге революционной прокламации "К молодому поколению". Напечатал её в Лондоне, откуда и привёз.
Осуждён, приговорён к каторжным работам на 12,5 лет. В 1862 году сослан на Нерчинскую каторгу. По приезду Михайлова тобольский губернатор дал в честь его обед, на коем присутствовали все местные власти. Никаких каторжных работ, конечно.
Кто-то стуканул и из Питера послали жандармского генерала для проверки. Михайлова быстренько перевели в посёлок, где его брат арендовал золотой прииск. Генерал загулял в Чите, да ещё в карты там много выиграл. Короче, вернулся в Питер довольный собою. Рапортовал, что до проверяемого не доехал - дороги плохие.
Михайлову срок скостили до 6 лет, он так и остался в этом посёлке, где и умер через 3 года от чахотки.
Правящий класс не понимал, что доиграется. Папаша у Кропоткина был тот ещё экземпляр:
- А ведь сознайтесь, - сказал я, - что вы часто жестоко наказывали слуг, иногда даже без всякого основания.
- С этим народом, - отвечал он, - иначе и нельзя было. Разве они люди? Но что я делал, были пустяки; и говорить не стоит. А вот хоть этот самый Саблев: уж на что кажется мягким и говорит таким сладким голоском, а с крепостными чего он не делал!
Я по крайней мере хоть никогда не трогал своих девок. А вот этот старый черт Толмачов такой был, что крепостные собирались жестоко изувечить его...
Молодые революционеры предполагали, что революционная схема как трафарет одинакова для всех стран мира. Вот, например, из разговора Кропоткина с классиком русской литературы:
Тургенев: Вот вы имели случай много наблюдать французов, немцев и других европейцев, вы, верно, заметили, что существует неизмеримая пропасть между многими воззрениями иностранцев и нас, русских: есть пункты, на которых мы никогда не сможем согласиться.
Кропоткин: Я ответил, что не заметил таких пунктов.
Кропоткин эмигрировал из России в 1876 г. Убежал из арестантского отделения госпиталя.
Его выводили гулять в сопровождении двух конвойных. Которые зевали и болтали друг с другом. В это время в ворота госпиталя завозили дрова и прочее. Ворота открыты.
Он и рванул как Хусейн Болт. Друзья уже ждали в экипаже. Возвратился в Россию в мае 17-го.
Неудивительно, что с большевиками был несогласен. Что свергли буржуазию и взяли власть - это, мол, хорошо, но опасаюсь, что они не отдадут её народу.
Наивняк...