Самое интересное в этой книге - предисловие автора, в котором он (или она) объясняет задумку книги и её структуру, остальное - литературная игра малой степени увлекательности для читателя. Но, может быть интересна фанатам писателя, или писательки. К ним я не принадлежу, так что совсем мимо.
Итак перед нами сборник анекдотов, состоящих из якобы названия литературного произведения разных жанров и якобы их последнего предложения.
Прочитав их, мы можем понять, какие жанры особенно ненавистны автору и хочется над ними посмеяться сильнее. Самые скучные получились концовки детективов: в каждой слово выстрел, увы это вообще не имеет отношения к детективам.
В общем - пустая трата бумаги, большая часть из которой оказалось белой и пустой.
Взялась за книгу после милой книги-игры Кальвино "Если однажды зимней ночью путник", где герою - читателю в книгах достаётся только начало романа. Я думала что здесь можно будет найти другой вариант игры, но увы, это оказались книги с разных литературных планет: гиганта и карлика.
То, что я - фанатка Фрая известно, пожалуй, всем фонарным столбам в моём районе. И я мечтаю собрать все его книги, даже сборники рассказов. Терпеть не могу рассказы, но ради Фрая могу потерпеть. «Идеальный роман» давно не переиздаётся, а значит, нет шансов купить его даже в интернет-магазинах. И я пошла искать обладателей бумажной версии, да таких, кому книга бы совсем не понравилась, иначе с ней не расстанутся. Спасибо, livelib всемогущий, за твои фильтры. Нахожу девочку Вику, поставившую книге уверенную единицу. Вика живет... в Вильнюсе. Фрай живёт в Вильнюсе. Пишу, подпрыгиваю от нетерпения - ещё бы! Книжка Фрая из города Фрая!
Примерно в это время подруга по имени Женя пьёт кофе где-то в кофейне Вильнюса и рассуждает с подругой о том, как было бы прикольного найти книгу Фрая в Вильнюсе.
Примерно за день до этого та самая Вика собралась выкинуть ненужные книги, но рука не поднялась и она зарегалась на Лайвлиб и занесла туда парочку книг с обещанием самой себе: «никто не спросит в течение недели - выкину». И тут я. А там они. И все сходится! Книга моя! А с ней марципан в шоколаде, леденцы и штуки-надувухи.
А книга мне, кстати, понравилась. Забавная. В ней собраны окончания книг разных жанров. Выдуманные, 1 страница - 1 окончание. А «Идеальный роман» она потому что сразу известна концовка, ты сразу заглядываешь на последнюю страницу. Читается минут за сорок и есть всего два варианта: разочарует или хохот до слез. Я хохотала, читая её вслух той самой подруге, спасибо, волшебница!
Никому не отдам, уж очень характерный томик.
p.s. кстати, закладка в книге из самого крутого книжного Вильнюса, владелец которой официально кот. А ещё у этого магазинчика есть самое настоящее разрешение представлять Землю на межгалактической книжной ярмарке.
Автор забирается на высокую ель, распевая об идее в прологе... а затем ловко подрубает ветку-опору и летит вниз, вероятно наслаждаясь полетом, придавая замыслу словесный вес.
Плюсы:
+ Задания, подобные задумке, можно давать в литуниверситетах (если этого еще не происходит).
+ Четыре концовки простроили в моей голове сюжеты
+ Хорошее упражнение не только для развития фантазии, но и для практики в стилизации под разные жанры, национальности литературы
+ Если представить, что все концовки могли вырасти в книги, то, конечно, лучше пусть так, как есть.
+ Фрай мог иметь в виду пародию (что из пролога не вытекает - вытекает из позиции адвоката этой книги), сарказм, ор, крик - во всех детективах последняя строка содержит в себе слово "выстрел", а все славянские фэнтези обязательно имеют в конце упоминание старорусского имени.
Но:
- если это не сарказм (скорее всего), я лично убеждена, что данная вещь должна была остаться в столе писателя. Это действительно хороший черновик.
- поверхностно. Это разве концовки? Некоторые да. Остальные - какие-то кульминационные куски из середины, откровенно говоря.
- штампованно. Сюжетов много, если представить, что их все серьезно продумывали (а это подразумевается, когда книгу подобного объема решено издавать и продавать), это очень прогрессивная работа: знакомство с жанрами в легкой форме, развитие желания "что-нибудь почитать", это активная работа воображения, растягивающая чтение на часы. Если представить... В некоторых главах не было никакого сюжета, кроме представленного предложения, ни перед ним, ни после, ни до, ни затем.
Считается ли победой - оставить читателя в дураках? Вне игры в дурака, понятно.
Я не являюсь поклонником Макса Фрая ни в какой ипостаси, давнее увлечение «хрониками Ехо» уже угасло, а новых привязанностей не возникло. Фрай шел (шла?) своей дорогой, а я своей и мы не пересекались. Но вот по совету друга на ЛЛ я открыла это т.н. «роман» … и подумала – а может это я зря?
Для тех, кто не в теме – это литературный стеб, нечто вроде «Парнас дыбом», только на этот раз пародируются самые наштампованные концы финалов самых разнообразных романов. Написано в 90-е годы, когда нас затопил бурный поток литературы самого разного пошиба.
От любовных романов
Грег был здесь, рядом. Он погладил ее по щеке, нежно, как ребенка:
- Спи, Крис. Спи, малыш. Скоро утро.
до крутого нуара
Наверное, это весьма впечатляющее зрелище: падение автомобиля в трехсотфутовую пропасть. Но любоваться на это ранним утром на пустынном пляже было некому.
От сказочного фэнтези
- Клянусь Эльвардийским мечом, здесь еще есть немного эля! - воскликнул его неутомимый спутник, встряхнув бочонок. - Вот уж воистину добрый конец пути!
до деловой эзотерики:
Если у вас есть желание получить больше информации о какой-нибудь грани моей работы, вы можете вступить со мной в контакт по указанному адресу и принять участие в групповых семинарах, или записаться на курсы. Занятия платные.
До отличной оценки не дотягивает некоторая слишком явная прямолинейность. Ну, скучно это пародировать слишком уж известные концовки, вроде "Аксентьев застрелился!"
Я не буду далее рассказывать, чем мне особенно пришелся по сердцу этот «Идеальный роман», просто предложу желающим определить, что из ниже приведенного является настоящим концом романа, а что – ехидной насмешкой Макса Фрая:
(Некоторые имена заменены)
1.
Брита стала женой Яна, и эти двое с таким отчаянием боролись за власть между собой, что не причиняли ни малейшего беспокойства Руану. После смерти Яна его земли унаследовали Дайри и Сайлин.
2.
Никита Андреевич вошел в дом легкий, помолодевший. - Пеки пироги, мать! - Крикнул он так зычно, что зазвенели рюмки и прочая стеклянно-хрустальная дребедень в буфете, - Лешка едет! С Аленкой и Костиком! Насовсем!
3.
— Подождите! — крикнул озадаченный Колесников. — Тогда почему Бог допускает подобную альтернативу?
Суслин повернул голову, подумал немного и сказал:
— Может, потому, что он оставляет людям право выбора?
И зашагал дальше.
4.
И от этого контраста Андрей вдруг невольно подумал: «Вот она какая, жизнь, — разная и трудная!» Он покосился на Алку. Взгляды их встретились, и оба улыбнулись. Отчего? Да мало ли!..
Завтра их ждал новый день
5.
Мы назовем сына Шуриком, и он будет жить долго и счастливо, потому что к тому времени, как он вырастет, всех этих гадов, крадущихся в темноте, шарящих липкими глазенками - буравчиками: как бы обмануть, отнять, убить, - так вот, всех этих гадов уже просто не будет. Мы позаботимся об этом, я, Валерка, Соня, капитан Вишняков, нас много, и мы позаботимся об этом все вместе.
6.
Во-вторых (уже в нашем мире), все признали, что Питер изменился к лучшему и его «совершенно нельзя узнать». Только тётя Дороти считала, что он стал заурядным и скучным, а виноваты, конечно, эти Артур и Кэти.
7.
Кошмарные сны все еще преследуют меня по ночам, особенно в те ночи, когда ущербная луна скрывается за облаками. Но ужас больше не имеет прежней неограниченной власти надо мной: я знаю имя твое, проклятый город, я знаю имя твое!
8.
Я не уверена, что это надолго. Но пока он рядом, мне все равно, что будет потом. Ну, почти все равно... И, потом, я надеюсь. Это самый ценный подарок из всех, оставленных мне Пьером: он научил меня надеяться.
9.
И они ушли в проем, за которым была темнота, вместе, не оставив ничего в этом мире.
Даже двери.
10.
Из-за окоема поднималось багряное, как праздничная рубаха, солнышко. Но Лихобору было не до того. Жестокая улыбка тронула его мужественное лицо. Он надел онучи и начал спускаться с бугра. Ему снова предстояло драться: с колдунами, лешими, басурманами - кто под руку подвернется.
А вот и ответы
Большое спасибо sq за совет, доставивший немалое удовольствие
Да, возможно это стёб. Возможно это смешно. Не сомневаюсь, что найдётся немало тех, кто как-то по-своему правильно поймёт эту книгу и кому она понравится. Но.
На мой индивидуальный взгляд, это не более чем профанация, притом довольно жалкая. Обрывочные "абзацы" вовсе и даже близко не тянут на последний абзац настоящей книги - скорее на неумелый пересказ последней главы. Эстетически ценные фразы можно пересчитать по пальцам, и хорошо ещё, если кому-то для этого понадобятся две руки.
Единственный соус, под которым я могу переварить сам факт существования этой книги, это суровая насмешка над тем, что читает основная масса современного читателя... Да и то, насмешка получилась не убедительная и не шибко обоснованная.
Такое ощущение, что иногда С. Мартынчик впадает в транс и пишет гениальные вещи, а иногда приходит в сознание и рожает какое-то непотребство. При всём уважении к результатам первого способа творчества, смысла существования способа второго я, увы, пока не понимаю.
Для краткой и ясной характеристики этой книги достаточно процитировать Льва Данилкина:
Проблема с такими гениальными идеями в том, что они кажутся невероятно яркими в теории, но моментально выцветают на практике.
Читать об "Идеальном романе" намного интереснее, чем читать сам "Роман".
Книжка составленная исключительно из названий и последних абзацев никогда не существовавших книг (тут читатель может проверить свою эрудицию, и в аллюзиях разгадать существующие на самом пародируемые первоисточники).
Фрай проходится по 23-м литературным жанрам — детективам, женским романам, мистике, фантастике, фэнтезе и, ммммм, эротике. Есть меткие попадания, если посмотреть отдельно некоторые такие "последние абзацы", можно даже слегка поаплодировать двумя пальчиками великолепной миссис Фрай.
Но в целом, боже, как же это все нудно и уныло читается!
Итого: знать о существовании этой книги с ее оригинальной идей желательно, но читать ее при этом совершенно не обязательно (даже стихами получилось сказать).
Если бы Фрай ограничился одной этой книгой, я любила бы его куда больше. Это смешная маленькая книжка выдуманных заголовков и последних фраз всевозможных книг - от сборника анекдотов про новых русских до постмодернистского романа. Легко угадываются многие прототипы, верится, что у автора и впрямь хорошее чувство юмора. Куда оно потом девалось, не понятно.
Из каждой книги хочется что-то почерпнуть: историю, знания, термины, сюжет...да просто эмоции! Прислушаться к себе и запомнить эмоции, которые родила эта книга, как она манипулировала ими сто, двести, триста страниц.
В этой книге такого нет. Она ничего не вызывает. Она даже не рождает любопытство «а что было до концовки». Это набор названий, жанра и нескольких строчек якобы окончаний якобы книг.
Идея - да. Хороша. Хотя сама я редко заглядывала в конец - я всегда могу конец перепридумать, забыть и вообще люблю книги с неопределенными концами и, господи убереги, без геппи ендов.
Но вот исполнение. Эти крохотульки-концовки абсолютно не рисуют картины. Нету времени - ты только начал воображать, а уже не из чего. Может, были б они на страницу-две, что б вдоволь смаковаться имена, ситуации...
Такое оно...никакое. Вроде и есть книга, а нет ее.
Фрай хитёр. Иногда ему, подозреваю, просто лень писать новые книжки, но идея — она ведь такая приставучая, просто так из головы не выбросишь. Вот он и собирает их, а потом складывает их в одну книжку и говорит: «Ребята, все же любят заглядывать в конец книги, правда? А вот вам сотня концовок без начала и продолжения, смотрите, я всё для вас приготовил». И получается у него книжица такая небольшая, лёгкая, без особого смысла, зато забавная и весёлая. Ведь штампы в литературе — наше всё, не так ли? :) Вот к примеру:
КЛАРА
(Женский роман)
"Ах, оставьте меня, — воскликнула Клара, — вы негодяй!". Альберт удержал ее. "Клара, — сказал он, — Клара, столько ошибок совершено, столько глупостей сделано! Будьте моей женой, Клара, чтобы никто никогда не мог больше разлучить нас! Вы согласны?". Она потупилась, на прелестном личике горел румянец, и тогда, еле слышно, Клара прошептала: "Да".ЛИПОВАЯ РОЩА
(Русская классика)
— Аксентьев застрелился!DELETE ALL
(Гипертекстовый роман)
Last-modified: Mon, 18-Jan-99 09:03:13 GMT
Оцените этот текст
Всего на час чтения, зато хорошо поднимает настроение и развивает воображение.
Задумка изначально была настолько претенциозна, что надеяться на успех не стоило. Тем не менее, учитывая громкое имя автора, можно было хотя бы немного постараться, а не выпускать в печать это. Далее - мысли вслух:
-Коммерция - наше все. Обидно, что чем дальше - тем больше она входит и в книжную индустрию. "Содрать бабки!" - скандируют авторы, вырывая последние деньги с читателей и удивляются, что последние дружным строем направляются доставать книги на сайтах, которые нельзя называть. "Идеальный роман" мог оказаться интересным экспериментом в рамках другого сборника. Но выпускать его отдельным романом... Как тут не вспомнить несчастный "Остаемся зимовать"? По сравнению с Фрай он тянет на "Войну и мир". 256 бумажных страниц равняются 70 страницам на экране телефона.
-Предположим, что "Идеальный роман" все-таки выпустили в рамках другого сборника. Стоило бы его доработать? Определенно. Тут два варианта. Либо сократить в несколько раз, либо более качественно подойти к процессу. Многие финалы написаны исключительно ради того, чтобы всеми неправдами выжать эти несчастные 256 страниц.
-Лучше всего у автора получилась мистика. Эти книги действительно хотелось бы прочитать. Раздел классики больше похож на стёб, а мифы и путевые зарисовки не несут никакого смысла. Не назовешь их ни юмором, ни сатирой (над чем тут издеваться?), а ничего нового автор в сознание читателя не принес. И воображение работать тоже не заставил.
-Забавными были детские книги и рассказы о животных. Сетература ни капли не смешна. Фантастика банальна, либо не интересна. Раздел фэнтези - просто позор, учитывая что автор изначально пишет в этом жанре. Ни фантазию работать не заставила, ни посмеяться поводов не нашла. А ведь учитывая количество жанровых клише - такой простор.
-Эротика и эзотерика просто что-то невменяемое.
Оценку ставить не стала. "Идеальный роман" нельзя назвать не полноценным изданием, ни произведением. Это хорошая идея, к воплощению которой приложить достаточно сил просто не пожелали.