Мой очередной визит в Анк-Морпорк прошел в торжественной обстановке. С неизменной улыбкой на устах и пачкой свеженьких газет, в которых правда и ничего кроме правды, в руках. Мой любимый фэнтезийный город изменчив, как весенняя погода и на этот раз в его чертах мне чудилась пародия на Нью-Йорк. Мало какие еще декорации подошли бы лучше для демонстрации зарождения печатного дела. Небоскребы, свалки радиоактивных отходов, из-за которых ушли некоторые деревья и гномы - духовные побратимы техасцев. На улицах Анк-Морпорка любой желающий может оформить необычайно выгодное вступительное ограбление, а практикуемое пользовательское соглашение, хочется распечатать отдельно, дабы сверяться с соответствующим пунктом при установке программ - наверняка некоторые абзацы будут один в один соответствовать тексту Пратчетта.
Кроме газетно-журнальной индустрии, сюжет двигает заговор против Витинари. И не будет спойлером заметить - вот зря они это. Патриция лучше не трогать - ничем хорошим для тронувших дело закончиться не сможет. И не то чтобы Витинари проявил в этот раз чудеса проницательности и интригоплетения, просто аура у него такая. Всегда с большим интересом слежу за данным персонажем. Тиран, конечно, но очень колоритный. На этот раз с ним несуразность случилась и те, кто его знал, включая меня, недоумевают - как это, патриций, заявивший, что он убил человека, добавил, что ему жаль? Витинари и жаль? Бред же. К тому же выяснилось, что не убил, а ранил. Это Витинари то, закончивший с отличием гильдию убийц? То, что жертва выжила - еще больший бред. То, что дело шито белыми нитками, видно сразу. Интрига в том, кто шил и зачем.
Из персонажного пополнения самым интересным для меня оказался вампир Отто. Местный фотограф и неутомимый экспериментатор. Преданный делу профессионал. От вспышки бедолагу сильно корежит, а в особо запущенных случаях превращает пепел. И, время от времени, кому то из коллег приходится буднично объявить
Ох, кто-нибудь, сметите Отто в кучку, пожалуйста.
Обязательная для данного отражения Анк-Морпорка мафия также блеснет своими лучшими представителями, один из которых так разбирается в искусстве, что хоть в ученики напрашивайся. Прилагаемая суета с собачками и развитием главного персонажа от робкого юноши до сына своего отца тоже обещает много приятных минут.
Очаровательно-ироничная получилась книга, с которой отлично отдыхается. В чем, собственно, и не сомневалась. Все таки Пратчетт - автор проверенный!
По содержательно-смысловым моментам вопросов нет вообще. Умно и толково, со знанием дела и с некоей даже философией, с историей вопроса и с диалектикой развития темы... Хотя почему темы — тут не одна тема.
Ну вот возьмём то, что обозначено в заголовке — правда. Что есть правда? И как её отличить от истины? И чем отличается газетно-новостная правда от истинной правды? И сколько она живёт?
Или вот уже речь пойдёт о газетах и новостной журналистике — история и суть вопроса проработана достаточно чётко. С обозначениями рисков, с закономерностями и механизмами, способствующими и препятствующими развитию газетного дела.
Собственно говоря, можно было бы накопать и озвучить и другие смысловые моменты, но для меня главными и достаточными для размышленчества оказались именно эти две стороны пратчеттовской медали — правда и газетные новости.
Можно было бы, конечно, пуститься во все тяжкие и начать здесь рассуждать о постоянно кипящем информационном шуме и о журналисте, вся роль которого суть фильтрация этого шума — это мы берём, обрабатываем и пускаем дальше уже в виде газетной новости (или утки), а это мы игнорируем и пропускаем сквозь себя, но не включаем в газетно-новостную строку; о том, что суть новостной журналистики — организация потока информации (своеобразная информационная труба — и хорошо живёт тот, кто сидит на трубе и крутит вентиль туда-сюда...), ну и прочее и прочее и прочее... Только эти все мысли никакого отношения к книге не имеют, ибо спровоцированы не ею.
В общем, вот какая штука. Есть суть и содержание книги, и есть форма подачи этих сутей и содержаний. И в случае с Пратчеттом у меня как раз и есть главный конфликт в соотношении между формой и содержанием. Т.е. суть и содержание меня устраивают и даже порой интересны. А вот форма подачи скорее отталкивает. Хотя вот этот роман я слушал в аудиоварианте с великолепной озвучкой — талантливый чтец, удачное музыкально-звуко-шумовое сопровождение, практически моноспектакль получился. Тем не менее довольно часто ловил себя на том, что отключаюсь от слушания и уплываю в какие-то свои мысли и думы. Что совсем не способствовало восприятию именно аудиокниги. Эх! Видимо всё-таки Пратчетт совсем не мой...
Совет от Оксаны moonmouse — Оксана, спасибо за наводку, всё-таки это был любопытный опыт :-)
Правда столь драгоценна, что ее должны охранять стены лжи.
Пратчетт хорош! "Правда" - это первая газета Анк-Монпорка, а Вильям Словье - её первый редактор. У меня от Пратчетта давно уже случился передоз, но я всё равно время от времени не могу отказать себе в удовольствии приобщиться к юмору и афоризмам автора. Тут Пратчетт оседлал своего любимого конька и абсолютно полностью в своём амплуа, посмеяться будет над чем. Хотя местами утомляло стремление Вильяма и компании быть самым-самым правдивым репортёром Анк-Монпорка. Вампир Отто прекрасен, кажется таким душкой со своими песнями для сопротивления зову жидкости, начинающейся на букву "кэ".
Книга вне подциклов. Можно читать вне историй о Плоском мире, это тоже большой плюс. Витинари и Вайс присутствуют, но они всегда такие колоритные персонажи, что хотелось бы видеть их чаще, хотя здесь они шикарно преподнесены и в обычных сценах и в сценах интервьюирования.
Быть хронически честным – все равно что участвовать в велосипедной гонке в кальсонах из наждачной бумаги.
Тут на днях в ЖЖ, в сообществе "Что читать" ставился вопрос: мол, что читать, чтобы научиться остроумию?.. Могу точно сказать одно: не знаю, можно ли проибрести остроумие, читая книги, но уже существующее можно отполировать до блеска с помощью книг сэра Пратчетта. Вот, к примеру:
- Свет не видывал такого тупоголового, упрямого, эгоистичного, наглого…
– О, ты имейт много-много времени исправляться, – успокоил Отто.
– Я говорил об отце.
– А.
– Всегда так уверен в своей правоте…
– Извиняйт меня, мы по-прежнему разговаривайт про твой отец?
– Ты хочешь сказать, я очень на него похож?
– О, найн. Совсем другой. Абсолютно другой. Никакого сходчества.
Этот тупоголовый, упрямый эгоист, уверенный в своей правоте жег на протяжении книги так, что затмил всех. Его, кстати, зовут Вильям - первый редактор первой анк-морпоркской газеты. А я по-прежнему чувствую себя безденежным продюссером и кусаю локти в отчаянии, что я не могу проплатить съемки очередного экшн-шедевра. Ох, как было бы интересно!
Ваймз на втором плане выглядит даже колоритнее Ваймза на переднем плане. Описания допросов просто сверхъестественно ироничные. Да что там! Перед Вильямом де Словвом пару раз спасовал даже патриций! Зато у них обоих определенно очень выразительные глаза :)
Хотелось бы еще встретить команду журналистов в следующих историях о плоском мире.
Вообще журналистика у Пратчетта оказалась настолько искрометно-заманчивой, что я уже успела пожалеть, что не выбрала эту профессию себе :)
Осторожно, возможны спойлеры!
Сколько ж удовольствия может быть в одной небольшой книге! Я бесконечно люблю Пратчетта, хотя прочитано у меня еще не так много, но я не перестаю удивляться этой фантазии, этой игре слов (которая видна даже в переводном варианте), этим заложенным смыслам, этому придуманному миру! Я серьезно влюблена в Анк-Морпорк и офигеть как счастлива, что у меня впереди еще очень много черненьких томиков.
Значит, книга у нас о правде. Нет, даже о Правде! Или может быть о "Правде". Или обо всем и сразу. Так уж складывается, что в городе появляется отпечатная машина с компанией гномов. И так уж получается, что начинает руководить процессом отпечати некто Вильям де Словв, начинавший со статуса сына состоятельного отца, продолживший в статусе скромного писаки, выпускающего информационный листок для узкого круга лиц, закончивший в роли настоящего борца за правду, но это уже немножко другая история. Действительно, все складывается само собой, и вот уже Вильям не один, появляется Сахарисса, не смотря на имя та еще штучка, когда надо, приходит и надолго задерживается Отто, вампир-фотограф с одним совершенно несочетаемым с профессией свойством (ааааааа, он крутейший, самый-самый крутой герой!), дело идет на лад, правда разносится по городу со скоростью ветра, но... Как у другого любого дела тут же появляются конкуренты. Которые готовы скармливать людям все, что угодно, под видом правды, и что самое удивительное, людям это нравится гораздо больше! А еще случается страшное почти-убийство, в котором замешаны двое странных личностей с некоторыми приметами, ять, собачка, ставшая на время центром Вселенной, круг смыкается, обстановка накаляется, "Правда" пытается кричать правду, но удается не всегда. Хорошо, что есть гномы, способные дать кому-нибудь по голове в нужный момент.
В общем, это та книга, которую даже не цитировать хочется, а просто брать людей за шкирку и сажать их ее читать, ибо это очень со смыслом, очень смешно, очень на злобу дня.
Интересно. Захватывающе. Остроумно. Порой поучительно, порой навязчиво. В книге есть много хорошего, а именно язык автора и его чувство юмора. Но немного напрягала некая "идеализация" профессии журналиста. Они все за "Правду" и за "Правду". А вот что такое правда, так и непонятно. Да, она должна быть окружена стеной лжи, да, пока она обувает башмаки, ложь успевает обежать вокруг света, но вот кто же она, так и не определено. Но читать стоит. Постоянное тихое хи-хиканье кого-то в углу в вашей семье обеспечено)).
Гномы умеют превращать свинец в золото…
А нет, показалось! Это гномы создали первую отпечатную машину в Анк-Морпорке, которая определенно принесет кому-то золото. И это значит, что жителям теперь предстоит узнать, что такое новостной листок. "Анк-Морпоркской Правдой" ("Истина Сделает Вас Свободными. И Всё Такое!") занимаются предприимчивый редактор (он же журналист, он же один за всех) Вильям де Словв, степенная (но лишь на первый взгляд) журналистка Сахарисса Резник и прекраснейший во всех отношениях вампир-иконографист Отто Шрик. Мама, у меня появился новый любимый персонаж! Прости меня, Смерть, прости меня, Смерть Крыс, но Отто - просто моя любовь номер один! Каждый раз, когда он страдал, я мысленно визжала вместе с ним. Только он от боли, я от смеха, прости, чувак... Понравились и антагонисты - Господин Кноп и Господин Тюльпан. Почти уверена, что это пародия на Мистера Крупа и мистера Вандермара из "Никогде". Но ведь это и не секрет, что Гейман и Пратчетт были близкими, ять, друзьями! Конечно, ять, когда-нибудь это должно было произойти!
Пратчетт отлично показал, как развивается первая газетка и как вообще находятся новости. Но все было бы не так интересно, если бы не появились конкуренты в виде желтой прессы. И вот же дела - людям почему-то дожди из собак сплетни интересней реальных новостей! Однако книга не скатывается в противостояние двух новостных листков. На передний план выходит увлекательное расследование почти убийства секретаря патриция и поиски собачки.
Не могу не отметить, что "Правда" показалась мне более серьезной, продуманной и эээ взрослой, чем все, что я читала раньше о Плоском Мире. Например, одни герои тут вдыхают порошок, а другие тащат овощи в форме гм... сами знаете чего. Даже подача шуток здесь не совсем типичная. То есть ржу вроде все так же, но если раньше выписывала отдельные смешные фразы в одно-два предложения, то теперь такого нет - смеешься именно над целой ситуацией.
Прослушано в рамках игр:
- [Собери их всех], Легенда, Ход №5;
- Спасение Тардис из Провинции Апатия;
- Пятилетку в три тома, 7 тур.
За компанию благодарю Eli-Nochka !
Очередная прекрасная история об Анк-Морпорке из серии о Плоском Мире - о том, как в городе появился печатный станок и вместе с ним первое периодическое новостное издание. Из всей серии книга особо не выделяется, твердый середнячок, но вот только уровень серии изначально очень высокий, так что слово "середнячок" в данном случае похвала, для многих недостижимая. Встретится много персонажей, переходящих из книги в книгу, появятся интересные новые, по-своему замечательные и выразительные (постоянно испепеляющийся вампир Отто - это нечто). Меткие и точные выражения, иногда назидательно и чтобы задуматься, но при этом все равно смешно и забавно. Хорошая книга, хороший автор, в котором можно быть уверенным - книга не подкачает и будет как минимум не хуже того, что ожидается прочитать.
Книга прочитана в рамках игры "Новая рулетка".
Плоский Мир 25
Вселенная требует наблюдения буквально за всем, иначе она тут же перестает существовать.
Я боялась снова браться за Пратчетта. После "К оружию! К оружию!" я уже больше 6 лет на заглядывала в ту дверь, за которой Плоский мир уютно умостился на спине черепахи. Вкусы у меня за это время существенно изменились и большинство книг, которые я тогда яростно хотела прочитать, сегодня редко удосаживаются чего-то более существенного, чем трояк. Ну а Пратчетт - это святое. И мне чертовски не хотелось разрушать те теплые и светлые воспоминания, которые остались после первого знакомства с обитателями Анк-Морпорка. Но все оказалось не так страшно, как казалось, хотя и не так радужно, как хотелось.
Жизнь в Анк-Морпорке по прежнему бьет ключом. Лорд Ветинари все также вершит судьбы города, Ночная Стража - ловит преступников, а Достабль продает свои восхитительные сосиски из не-пойми-кого. Но кое-что определенно изменилось. Вместе с умельцами-гномами в городе появился печатный станок, а это значит, что Анк-Морпорк в одном шаге от появления первого независимого СМИ! Сынок непутевого лорда Словье Вильям несмотря на воспитание умудрился остаться довольно неплохим человеком - не пошел по стопам отцам и зарабатывает себе на жизнь тем, что пишет письма с новостями всяким забугорным лордам и леди. Печатный станок позволяет ему поставить дело на широкую ногу, и вскоре на каждом перекрестке можно купить "Анк-Морпорк Таймс" с самыми свежими и самыми горячими новостями. Но куда же без настоящей журналистики - Вильям ввязывается в расследование дела о том, как Лорд Ветинари почти убил (ну вы поняли, это же Плоский мир) своего секретаря. И тут-то начинается самое интересное...
Признаться честно, первая четверть книги шла со скрипом - я долго вспоминала кто есть кто (лучше всех из предыдущих 15 книг запомнились очаровашка СМЕРТЬ и Сундук), потом вчитывалась в своеобразный фирменный пратчеттовский стиль, потом начала потихоньку хихикать, узнавая реалии нашей действительности в антураже Плоского мира... Но такой бури эмоций и гомерического хохота, которые мне запомнились по первым полутора десяткам книг цикла не было. Афоризмы Пратчетта как всегда великолепны и искрометны, книгу хочется раздерибанить на смешные цитаты, выучить их напамять и применять по поводу и без, но очарование Пратчетта и его героев куда-то пропало, хотя особой разницы между началом цикла и этой книгой я не заметила. Как итог - заслуженная четверка и смутные подозрения, что лучше мне больше за Пратчетта не браться, чтобы не испортить наше с ним статус кво.
#Книжное путешествие. Тур №11. Прокатись на наших аттракционах! Оранжевый маршрут. Поле №5. Комната смеха
#Русское лото. Тур №4. Одиночная версия. "Писатели, признанные “Королями” и “Королевами” в своем жанре" - 1-й уровень
– Улыпочку, пошалуйста… – попросил Отто.
– Я улыбаюсь.
– Прекратите улыбаться, пошалуйста.
Это моя первая книга из цикла Плоский мир, так что я пока не шарю, понимаете? Все так хорошо о ней отзываются, как и вообще о книгах Пратчетта, что я предвкушала великолепное путешествие в этот огромный волшебный мир. А путешествие оказалось так себе.
Сама история о журналистике в этом безумном магическом мире на самом деле хороша. За Вильямом и его потугами донести правду до жителей Анк-Морпорка (которым интересны истории про похищенных летающими тарелками гражданах, или о странной формы овощах, выращенных местным фермером, или о женщине, которая родила змею) было вполне интересно наблюдать. Но вот рассказано это всё как-то муторно и не особо увлекательно. Я всё ждала, когда же эти скрипящие качели перестанут раскачиваться, и кааак унесут меня вдаль, но так и не дождалась. Под конец, конечно, стало чуть более увлекательно, чем в самом начале, но не намного.
Юмор можно было местами назвать забавным, но действительно смешными были всего несколько моментов. Определённо меньше, чем было рассчитано. Персонажи были действительно занятными и интересными, мне даже все понравились (особенно вампир Отто - мой личный фаворит). Злодеи тоже очень колоритные, хоть мы и мало о них узнали. Я очень довольна, что персонажи Плоского мира кочуют из книги в книгу (как я слышала), а то я бы многих не отказалась встретить ещё раз.
Если подвести итог, то эта книга о интересных вещах, с интересными персонажами, замечательной идеей и хорошим посылом, которая просто скучно написана. Хорошо, что есть истории, где журналисты не просто стервятники, готовые пойти на что угодно ради смачной статейки (хотя...), а люди, которым действительно не плевать на правду. Но на одном годном замысле далеко не уедешь. И я не думаю, что проблема в переводчике, перевод мне как раз таки понравился, хотя определённо было нелегко передать всю ту игру слов, которой напичкана история.
Вы хотите сказать, что общество, это не те люди, которые просто ходят по улицам? Общество лелеет важные, разумные, взвешенные мысли, в то время как люди просто суетятся вокруг и делают всякие глупости?
Я бы не отнесла книгу к тем, которые мне очень понравились, но с автором не прощаюсь. Уверенна, у него найдутся более увлекательные для меня работы.
Три с половиной говорящие собаки из пяти.
Всем спасибо, Frieden und Liebe!
День без раздвоенного пастернака, – слащаво сказала Сахарисса, – для нас словно день без восхода солнца.
Прочитано в рамках клуба "Белая сова" (игра - закрома Белой совы)