Коротенький рассказ, который заставил прочувствовать на себе, что такое клаустрофобия. Узник приговорен к казни, когда он приходит в себя то понимает, что смерть легкой не будет. И правду говорят, что страшнее смерти может быть только ее ожидание. Эта история о борьбе за жизнь и надежде на спасение. История мрачная, гнетущая. Темный колодец, который кишит крысами, и нет ни единого луча света, а так же надежды на спасение. Но герой не перестает удивлять своей находчивостью и выживаемостью. Мне рассказ понравился.
Прочитано в рамках игры Книжное путешествие
Атмосферная новелла. А у По по-другому и быть не может!
Мучения узника, приговорённого к смертной казни, передались мне во время чтения. А когда появились крысы, то стало противно донельзя. Хотя в данном случае грызуны проявили себя в качестве спасателей, но всё равно считаю их мерзкими созданиями!
Концовка скомканная, неопределённая.
Дочитав рассказ, я осознала, что муки героя сложно выполняются технически. Больше похоже на видения, галлюцинации, но никак не на реальность. Не удивлюсь, если По употреблял запрещённые вещества. Я слышала, что писатель страдал алкоголизмом, но про наркотики не припоминаю. Хотя белая горячка тоже может вызывать визуальные спецэффекты.
Об Эдгаре По у меня было искаженное представление, построенное исключительно на детективных рассказах советского периода, которые так жестко раскритиковал Шерлок Холмс, что у меня надолго отпало желание продолжать знакомство с этим автором. Впоследствии оказалось, что Эдгар По совершенно иной человек и этого нельзя было понять в детстве.
Аудиорассказ "Колодец и маятник" звучит всего каких-то минут сорок, именно аудиорассказ является лучшим способом получить представление об этом авторе. Текст читает Кирилл Гребенщиков в невероятно раздражающей меня манере, но это именно то, что и нужно. Только так Эдгар По становится понятен и только подобное истерическое стучание лбом о подмостки (их нет воочию, но они слышны) здесь уместно.
Свое творчество писатель построил на двух основах - вере в правильные поступки и страхе за собственное тело. То есть, на том, что чаще всего беспокоит каждого читателя. О сюжете, к сожалению, я говорить не могу, но он ужасающий, верх надуманных извращений, это сумасшествие вносит свою лепту в копилку страхов, хотя их там и так избыток. По сути, автор предлагает читателям решить логическую задачу, разбивая при этом некоторые стереотипы. Например, боязнь крыс. Крысы могут спасти, когда только начинают грызть вас, особенно не углубляясь в плоть.
А венцом всего даже не спасение от смерти, а спасение от ужасной медленной смерти. Подобную конструкцию мог придумать только Эдгар По, но, прочитанный Кириллом Гребенщиковым, он встает во весь рост, его громадная тень закрывает собою все, не оставляя никаких просветов в сознании. Если слишком уж близко к сердцу принять "Колодец и маятник", то, пожалуй, можно и с катушек съехать.
Ужас, мерзость и раздражение. Это красиво.
Депрессивный, темный рассказ Аллана По. Он будто самого меня унёс, и сбросил в бездонный колодец. Эта мрачная темнота По, просто завораживает. Теперь я понимаю, чем именно притягивает к себе этот замечательный автор.
С приговором - нельзя смириться. С болью и муками - нельзя смириться. С неминуемой смертью - нельзя смириться. Человек устроен так, что до последнего вздоха будет надеяться на лучшее. Даже если сдалось тело, разум будет искать выход из, казалось бы, безвыходного положения.
Страшнее смерти может быть только ожидание смерти. Когда видишь ее неспешное, величественное приближение и знаешь, что тебе не сбежать. Поэтому книга такая мрачная и тяжелая. Читаешь ее и содрогаешься. У главное героя есть выбор, но как выбрать лучшую из зол, когда дело касается смерти?
Концовка стала для меня неожиданностью. Хотелось чего-то другого, более мрачного, наверное.
Рассказ не произвел особого впечатления, чтож, буду искать что-то еще, знакомство Эдгаром По считаю открытым, хоть и не совсем удачным. А возможно, дело тут во мне, ярой почитательнице Стивена Кинга и не менее ярой ненавистнице рассказов.))
5 из 10
С воодушевлением взялась за рассказ – как же, такая интрига! – и сходу получила два удара. Первый – от прискорбно малого размера произведения (для такой интриги можно было бы и побольше!). Второй – от скорого сознания того, что даже при таком размере повествование чуть не сразу становится затянутым.
Итак, узник, осужденный инквизицией на мучительную, но неведомую смерть. Темница. Полное непонимание того, что и как происходит. То есть, что приговор смертный – ясно, а вот когда и как он будет приведен в исполнение… Узник в смятении обшаривает камеру и натыкается на колодец. Прыгать или не прыгать? Об этом стоит серьезно подумать, потому как инквизиция богата на выдумки, и ужасная смерть в колодце может оказаться далеко не самой мучительной.
Рассказ показался мне затянутым безмерно. По так старался неспешно подвести читателя к главной интриге, что порядком увяз в бестолковых тыканьях в стену. Кроме того, сама главная интрига умудрилась разложиться на, так сказать, несколько уровней, из-за чего добавился плюсик к затянутости, а вот интерес упал на пару-другую градусов. Уменьшало его, кстати, и то, что рассказ ведется от первого лица, то есть мы заранее знаем, что вероятность смерти узника крайне мала. В свете этого его праведный ужас перед затейливостью инквизиторов практически ничего не стоит. Да и затейливость получилась пресной и глуповатой.
В общем, идея, изложенная в аннотации, весьма хороша, а вот воплощение как-то подгуляло. Рассказ вышел безвкусным и не произвел на меня практически никакого впечатления.
Кошмарный своей реалистичностью рассказ о предсмертных минутах человека, обреченного на чудовищную казнь. Человек начинает ценить свою жизнь когда находится в смертельной опасности, и во что бы то ни стало пытается спастись.
Ужас приходит не извне – ужас живет в душе и когда наступает время, выбирается наружу, пожирая разум. Ужас, испытываемый героем, не отпускает читателя ни на секунду, безысходностью окутывает в свои липкие сети тьма. Ужас - самая страшная пытка.
И все же надежда есть – надежда не сорваться в колодец, надежда что спасут ненавистные крысы, надежда... Как есть и выбор – перестать бороться за жизнь, прыгнуть и прекратить все самому, закрыть глаза и смириться с падающим маятником, или продолжать бороться и страдать от новых, более ужасных пыток.
И совершенно неожиданная для читателя счастливая развязка сбивает с толку, ведь вот она последняя секунда жизни, вот-вот покажется свет или адский огонь... В одну секунду многодневный кошмар прекратился.
Возникает вопрос, а не бредил ли воспаленный предчувствием жуткой смерти мозг заключенного? Ведь пыткам предшествовал обморок, так может все это время герой находился в «обморочных» далях?
Вот такой он, истинный, сладко щемящий сердце психологический хоррор, оставляющий больше вопросов, чем было их задано изначально.
Источник
В издании 2012 года от Chelushkin handcraft books с иллюстрациями Кирилла Челушкина, представлено два рассказа Эдгара Аллана По: "Колодец и маятник", вынесенный в заглавие, и "Бочонок амонтильядо" - бонусом. Сразу скажу, я не поклонница творчества данного писателя. До "Колодца и маятника" я познакомилась только с рассказом "Падение дома Ашеров", который оставил после прочтения чувство глубокого недоумения. Потому что вообще не моя тема. Все эти заламывания рук, тоскливые подвывания на ровном месте, чёрные-чёрные дома в паутине и запустении, лихорадочная фатальность, как главных, так и второстепенных героев, приводят меня к тоске и скуке буквально с первых страниц. Не представляю, как можно проникнуться этой безнадёгой, оторванной от реальности, да и как во всём этом персонажи живут, тоже непонятно.
Так что от "Колодца и маятника" я, в принципе, ничего особого не ждала. Книгу взяла из-за иллюстраций, которые действительно оказались потрясными. Но, к моему великому удивлению, они стали не единственным, что мне понравилось.
В "Падение дома Ашеров" я абсолютно не поняла фишку автора, а тут оказалось, что По тот ещё душнила (в хорошем смысле). Оба рассказа отлично передают атмосферу замкнутого пространства, клаустрофобии; тусклый желтый свет, который заставляет глаза болеть, а голову медленно сходить с ума, наполняет каждую сцену, заставляя читателя буквально проваливаться в тягучее безвременье. Брр, в общем. Ко всему вышеперечисленному до кучи добавляется темнота, изолированность, депривация сна, крысы, медленное приближение неминуемой смерти. В большей степени это, конечно, относится к "Колодцу и маятнику", но общая атмосфера сжатости, нехватки воздуха распространяется и на "Бочонок амонтильядо".
Несмотря на схожесть воздействия, по настроению рассказы разнятся.
"Бочонок амонтильядо" - зарисовка о мести, которая оставляет после себя чувство мрачной удовлетворенности и вины за радость от совершенного героем злодеяния. Двойственность этих ощущений раздирает.
"Колодец и маятник" - история узника, приговоренного к смертной казни, наоборот, несмотря на гнетущую атмосферу, наполнен надеждой на освобождение, герой не смиряется со своим безвыходным положением и изо всех сил ищет способы спастись. И как читатель я не могу понять: концовка это последняя попытка измученного сознания вырваться из плена пыток или реально очень странный хэппи-энд от автора?
В общем, несмотря на предубеждение, с которым я подходила к чтению этих рассказов, автору удалось воздействовать на моё воображение и заставить почувствовать себя максимально не комфортно. Респект ему за это. Однако, По всё ещё не мой автор. Его манера подачи текста, которой он добивается поставленной цели передать читателю чувство активного дискомфорта, не нашла отклика в моем сердечке. Но в мастерстве ему, конечно, не откажешь.
Так что, если вы из тех, кому нравится время от времени погружаться в вязкое болото чужих страхов, милости прошу.
P.S. Немного картинок для визуализации:
тык
"Я видел шевелящиеся губы судей над черными мантиями. Они казались мне мертвенно-белыми, и неестественно тонкими. Так сжали их неумолимая жестокость, непреклонная решимость и презрение к человеческому горю."
В этом рассказе По переносит читателя в Толедо в судебный зал инквизиторского дворца. Главный герой, обвиненный в ереси, осужден не на милосердное аутодафе (публичное сожжение на костре), а на мучительные нравственные пытки. А уж в пытках-то отцы-инквизиторы всегда были изощренными! Что они придумали для обвиненного рассказывать не буду, читайте лучше сами. А кто смотрел фильм "Ворон", тот сразу поймет почему рассказ называется "Колодец и маятник". Слава Богу, что конец героя истории не такой кровавый, как в фильме. Мне уже хватило это увидеть один раз, до сих пор не могу забыть:(
Вновь и вновь, с великим удовольствием прочитываю я рассказы По. Как прекрасно он преподносит читателю свою гнетущую атмосферу, напряжение, страх, отчаянье, тоска, грусть. Невообразимо, хоть и написано все в старом слоге, в устаревшей манере, но что-то такое манящее для меня в ней все же есть, это высокая степень культуры, математически точное повествование. Как же интересно читать его труды, не перестану им восхищаться. Колодец и маятник очень понравился, честно скажу рассчитывал на безысходный конец, но он оказался очень даже добрым, и главное неожиданным, ведь все шло к смерти.
Рассказ отнесу к рассказам, про то, что никогда нельзя терять веру и надежду, даже в самых безвыходных ситуациях, можно найти спасение, благодаря счастливому случаю, конечно не всегда, но все же не теряя веры необходимо бороться.
Великолепный рассказ. Спасибо вам По, низкий вам поклон.
Всё, что можно сказать по поводу этого рассказа, можно сказать практически про любое произведение Эдгара По - и это по-своему неплохо, если любишь подобные вещи, конечно.
Перво-наперво, логика тут совершенно не применима - попытки понять, зачем столько усилий для рядового узника, зачем мучительная и медленная казнь, которую никто не увидит, а так же как и за что был приговорён главный герой, заранее обречены на провал. Никакой предыстории нет, повествование целиком сконцентрировано на внутренних переживаниях героя, ждущего смерти, и моментально обрывается, стоит ему этой смерти избежать.
В общем, это Эдгар По. Интрига ему не слишком удаётся, но в небольших атмосферных зарисовках он в действительности хорош.
Прочитано в рамках игры "Трижды Три Темы".