Опасные террористы, входящие в боевую группу большевиков и направляемые В. И. Лениным, в канун мировой войны задумывают серию страшных преступлений. Одной из жертв должен стать гений сыска граф Аполлинарий Соколов. Граф бесстрашно принимает этот вызов. События приобретают удивительный поворот. Неотразимость графа помогает ему завоевывать женские сердца.
В основе книге — подлинные исторические события. Среди персонажей — Николай II, Ульянов-Ленин, Инесса Арманд, Крупская, Вера фон Лауниц, начальник корпуса жандармов В. Джунковский и другие. Великолепен и сочен язык. Привлекает точность в описании бытовых деталей эпохи. Читается на едином дыхании.
Соколов поднял голову и вдруг, как никогда остро, до душевной боли почувствовал бездонность звёздного неба, словно сказочным шатром накрывшего землю. Он с наслаждением втягивал в себя морозный, бодрящий воздух. И взор его пытался проникнуть в эту снежную даль, где жили не виданные им люди, любили, рожали, надеялись и умирали, чаще всего всего не успев понять ни жизни, ни того, зачем они явились на свет...
Соколов испытывал физическое отвращение к этой особе. И дело было вовсе не в том, что ей перевалило за сорок лет и что она была некрасива. Женщины в этом возрасте очень часто приобретают особую прелесть, полную чарующей женственности...
Странное дело, но на свете существует две правды. Одна - это та, которой живут и которую правильно понимают миллионы обыкновенных людей. Собственно, это и есть во всем своём многообразии и противоречиях жизнь государства. Состоит это понимание правды из всех жизненных обстоятельств, со всеми их передрягами, опасностями, нехваткой денег, удовольствиями, успехами и свершениями надежд.
Но у начальства, у тех, кто на разных ступенях управляет государством, есть свое понятие о жизни этих миллионов людей. И это понятие совершенно искажает реальную действительность, от правды изначальной не остаётся и следа. И чем выше находится чиновник, тем менее истина ему доступна.
Причина этого проста. На каждой ступени, ведущей вверх, истина неизбежно преломляется. И делается это ради желания угодить, потрафить своему начальнику, дать те сведения, какие ему удобны для доклада выше по инстанции. Начальник, находящийся выше, будет искажать правду в угоду другому, стоящему ещё выше.
Постепенно разум высокого начальства так болезненно изменяется, что делается просто не в состоянии воспринимать реальную жизнь народа, как не в состоянии рыба, выброшенная на берег, дышать воздухом.
Когда происходят какие-то исторические катаклизмы - социальные, военные, - те, кто обличен громадной властью над миллионами людей, начинают недоумевать : "Как это могло произойти? Ведь для такой беды не было и малейшей предпосылки!"
И вот только тогда начинается прозрение. Но это Постижением истины чаще всего бывает запоздалым и никакой практической пользы не несёт, хотя тысячи обычных, простых людей со здравым разумом давно и несомненно предвидели и предсказывали такой ход событий. Но то, что открыто людям обычным, непризванным, то закрыто от высоко стоящих начальников.