Не знаю, на что я надеялся, предполагая, что все шесть книг будут о Пауле. Это же не так. И чего греха таить, хорошо, что появляются другие герои и уходят старые. Нет, не поймите превратно, Пауль шикарен, но не шесть же частей. Поэтому встречайте: Лето второй и Ганима – дети Пауля и Чани. Им по десять лет, и поэтому книга периодически вызывает неадекватность. Им по десять лет, ок, они ведут себя, как профессиональные убийцы, обманщики и заговорщики. Честно, это трудно воспринимать. Нет, пряность, мерзость, все дела – это понятно, но все равно сложно.
Тем книга и хороша, что выталкивает читателя из зоны комфорта, заставляя барахтаться в своих ощущениях и по несколько раз за книгу менять отношение, как к произведению, так и к героям. Постоянно приходилось напоминать себе, что ты не за взрослыми наблюдаешь. Хотя взрослые тоже достойны наблюдения. Алия, конечно, меня потрясла. Все метаморфозы, которые происходят с ней в ходе повествования, удивляют. Ведь ты же Атрейдес, так почему ты ведешь себя так? А потому что не только кровь Атрейдесов течет в её жилах. Другая ветвь потомков, всем нам хорошо известная, сыграет заметную роль в сюжете книги, приведя героев к фатальному финалу. Интересно подумать, отчего произошло так? Предначертано ли было Алии такая судьба или она могла уйти от нее? И насколько важной для ее развития стала мерзость? Память поколений - штука ужасная. Как такое возможно, чтобы в твоей голове жили сотни поколений твоей семьи и некоторые бы еще боролись за власть над твоим разумом. Но тем страшнее исход противостояния.
Про Пауля-то я и забыл. Вот, что значит, автор думает о других героях. Муад’диб остается в стороне. Не будем особо распространяться о его роли в книге, и, вообще, не ясно есть ли он в ней.
Финал не то чтобы трагичен, сколько предсказуем. Герберта нельзя обвинять, что он любит своих героев, как Мартин, нет, он просто понимает, когда можно их отпускать в свободное плавание по реке Стикс. И тем Герберт хорош, он не будет обставлять такие моменты фанфарами, салютами и слонами на велосипедах. Просто гом джаббар, крис-нож или ментальная атака. Не надо лирики.
Третья книга из серии прочитана, и кубики лего моего восприятия начинают выстраиваться в эпичную картину Арракиса, где герои живут и умирают, а, и еще убивают друг друга. Последнее и самое важное – воображение Герберта работает на полную мощность. Развязка истории Лето тому подтверждение. Загляните и узрите талант автора, и подумайте, под чем такое возможно придумать как такое возможно придумать?
Хроники Дюны-3
Чтение становится все насыщеннее и насыщеннее. Тут уж точно невозможно удержаться от заметок и записей хронологии, так как количество событий, интриг, заговоров, наблюдений зашкаливает.
Так как мы можем только предполагать, что происходило в голове гения Герберта во время написания книг, мне кажется, что третья книга-это уже такая писательская эйфория. Автор сам придумал, понял и в этом бреду прихода гениальной Музы пишет-строчит не останавливаясь и не объясняя немного прибалдевшему читателю огромное количество сюжетных моментов, философских "далекопланетных" категорий. Например, более-менее ясное обозначение того же Золотого Пути я нашла буквально в последних главах. Описание песчаной форели вообще прошло мимо, и ассоциируется вообще с какой-то личной ассоциативной выдумкой. Выглядит так, что к концу книги, автор таки очнулся и решил немного объяснить происходящее.
В этой книге я не выделила для себя кого-то из героев. Подверженная эмоциям, внутренним переживаниям и одержимостью Алия логично заканчивает свою жизнь. Пол Атрейдес как начал разачаровывать во второй книге, так в этой и продолжил. Лето ІІ раскрывается как жесткий, безпринципный горе-философ с замашками Великого Императора. В нем нет ни капли нежности, любви, человечности его отца и деда. Вероятно поэтому он и выбирает такой свой Путь, гордо утверждая его в конце книги.
Беда с Дюной у меня - третья книга третий переводчик. Но это пожалуй единственный ее недостаток. Потому что Арракис завораживает прежнему порой даже сильнее чем можно ожидать. Так бывает когда уже довольно хорошо знакомый мир возвращается новой стороной, или пропускает в глубину ближе к сердцу. Если есть возможность не читайте всю серию подряд, растяните удовольствие дайте себе время подумать, почувствовать и пережить историю. Дайте зернышку прорасти и изменить климат вашего мировосприятия.
Біда із Дюною у мене - третя книга третій перекладач. Але це мабуть єдиний її недолік. Бо Аракіс заворожую як і раніше, часом навіть сильніше ніж можна сподіватись. Так буває коли вже доволі добре знайомий світ повертається новою стороною, або пропускає в глибину ближче до свого серця. Якщо маєте можливість не читайте всю серію підряд, розтягніть задоволення дайте собі час подумати, відчути та пережити історію. Дайте зернятку прорости та змінити клімат вашого світосприйняття.
Прочитано в игре "Школьная вселенная"
Однажды, увидя сорняк, пытающийся прорасти между двух камней, он убрал один из них. Позже, когда растение расцвело, он придавил его остававшимся камнем. «Такова была его судьба», – объяснил он.
"Дюна" Фрэнка Герберта в корень изменила мое отношение к классической не совсем научной фантастике прошлого столетия. Прочитав ее не так давно, я осознал, как же сильно писали в те времена. Сегодня уже такого не напишут. Никогда.
Продолжение "Мессия Дюны" оказалось заметно слабее первой книги в плане повествования, но куда более мощной с точки зрения философии и сложности языка.
И вот, наконец, я добрался до третьей части этой эпохальной саги - "Дети Дюны".
Когда я только собрался ее читать, меня одолевали смутные сомнения, что размышлений, понятных только автору, станет еще больше, а повествования меньше. И первые страниц 50 мне показалось, что так оно и есть: бесконечные разговоры, из которых понятно чуть меньше половины смысла (тут, я думаю, еще сыграл свою роль не очень хороший перевод) и практически никакого действия. Однако постепенно смысл речей героев стал доходить до меня все больше, а в сюжете появились очень даже интересные повороты.
К середине этой немаленькой книги я уже полностью окунулся в ее жестокий захватывающий мир пустынной планеты (которая, не спойлером будет сказано, уже частично озеленилась). Ощущения при чтении возникали такие же, как и при чтении "Дюны": сильнейшее поражение талантом Фрэнка Герберта. Поверьте мне, таким сложным и в то же время гармоничным слогом обладает далеко не каждый писатель, даже из классиков. Я буквально недоумевал, как можно складывать столь прекрасные своим строением и наполненные безграничным смыслом предложения?
Абсолютно синхронно, как бы улавливая движения друг друга, обе повернулись, глаза их встретились, и они уставились друг на друга, проникая глубоко друг в друга. Они обменялись между собой мыслями, не произнося слов. Джессика: «Я хочу, чтобы ты видела мой страх».
Ганима: «Теперь я знаю, что ты любишь меня».
Это был быстро проходящий момент их внутреннего доверия.
Ну да ладно, хватит об авторском языке.
Если говорить о самой истории, то и тут фанатам первой части есть чему порадоваться. Вновь знакомые герои, судьбы которых тесно переплетаются, и к концовке они исполняют свои важнейшие предназначения. Финал стоит отдельных похвал: ничего неожиданного, но как это все обыграно - нет слов!
В общем, превратил я свою рецензию в похвальные дифирамбы, но ничуть об этом не жалею. "Дети Дюны" заслуживают даже большего.
Третью часть можно назвать своего рода перезапуском. В центре повествования новые герои. По-новому представлена борьба – главный враг теперь находится внутри хорошо знакомого семейства, жаль только, что автор раскрывает все карты сразу и читатель понимает, кто и какую игру ведет, а ведь могла бы быть интрига и неожиданное раскрытие тайны в финале. Впрочем, автор вообще не любит скрывать от читателя что-либо. Событий много, развития персонажей и самого мира, но динамики, как таковой не чувствуется. Книга читается спокойно, без полного погружения, останавливаешься легко в любом месте и также легко продолжаешь, по-своему это и плюс и минус.
Вот и я дочитала я 2ю и 3ю часть Дюны, скажу сразу - книга далась с большим трудом. Ещё труднее чем первая часть.
Здесь нет главного, что завораживает в "Дюне" - мира. Действие на 95% происходит в Арракине и в уме героев. Только самые последние главы напоминают о пустыне и традициях фрименов.
Действия как такового тоже нет. Зато очень много воды, состоящий из страданий Пауля на тему того, как избежать будущего, страданий Алии о том, что она не видит, и всякой псевдофилософской лабуды. А, ещё есть заговор против Муад'Диба. Что именно с ним хотят сделать, так и не понятно: не то убить, не то подчинить, не то размножить.
А ещё Френк Херберт убил самых интересных героев в первой книге. Зато появились новые герои и… они разочаровывают ещё больше. По крайней мере меня.
Лето II и Ганима – дети Пауля и Чани. Им по десять лет, и поэтому книга периодически вызывает неадекватность. Ведут они себя, как профессиональные убийцы, обманщики и заговорщики. Честно, это трудно воспринимать. Нет, пряность, мерзость, все дела – это понятно, но все равно сложно. В их сознании живут все поколения их рода. И они типа такие умный, что трындец. Но как же они меня бесят такие.
Алия, конечно, меня потрясла. Память поколений - штука ужасная. Как такое возможно, чтобы в твоей голове жили сотни поколений твоей семьи и некоторые бы еще боролись за власть над твоим разумом. Но тем страшнее исход противостояния. В итоге она из вполне живописной девочки-всезнайки превратилась в какую-то развалюху-наркоманку, погрязшую в своих видениях.
Мамаша их (леди Джессика) тоже хороша. В первой книге она мне так нравилась. Такая она была... ааа. Сочетание вышколенности и бунтарства. И она всё ставила на карту ради любви к своему герцогу, а стала такой су... Она же прекрасно знала, что в трагедии дочери она сама виновата была. Не фиг было пить отраву беременной. И в первой книге она её любила. А в этой книге? Они же убить друг друга хотели. И когда Алия погибла, то она даже и не вздрогнула. Отвернулась и пошла дальше. Вот как после этого смотреть на неё как на живого человека?
А Ирулан? Раньше нам рассказывали, что она до безумия любила Пауля, прямо вот очень, и трагедией всей её жизни было то, что он отказывался разделить с ней ложе. Окей, это очень грустно, этому можно посочувствовать, можно было даже озадачиться, почему Пауль предпочитает свою фрименку, а не красавицу-принцессу, ну ладно, сердцу не прикажешь. Но после "смерти" Паула, когда появляются слухи про то, что он жив, Ирулэн даже не предпринимает попыток его разыскать. Эй, автор, а как же та часть, где она любила его до безумия?
Главный герой тоже как начал во 2-ой части стонать, так до смерти и не остановился. Ну, окей он знал своё будущее и что? Да ничего. Он вообще ничего не сделал, чтобы его изменить. Только погубил женщину, что любила его без памяти. Он же знал, что Чани умрёт. Знал. И ни фига не сделал, чтобы даже попытаться это изменить. Даже не пришел к ней.
И вот как прикажете читать книгу, когда почти все герои - эмоционально, а то и физически мертвы?
Да и сама планета во 2 и 3 книге изменилась. По сути, это же резиденция нового Императора, это же вроде как центр всей обитаемой Вселенной, но почему то она выглядит так задрыпанно как задворки мира? Как последний заштатный занюханный город.
Тут вообще развивается какая-то наука? Какое-нибудь искусство? Что-нибудь вообще происходит, кроме религиозных диспутов и причитаний о том, как мрачно будущее?
И вообще я не понимаю зачем надо было все эти продолжения писать. Чтобы такой бред дальше был? Не лучше ли было остановиться на первой книге?
Короче мне не понравилось. И я рада, что я наконец-то отвязалась от этой книги
Третья книга из серии историй о Дюне и второе мое размышление, что не так с книгами в серии о Дюне, так как с ними, кроме первой книги, действительно многое не так.
Казалось бы, можно было бы вообще бросить читать серию - но нет, у неё есть своё очарование пустынной планеты, на которой суровые мужики с голубыми от края до края глазами пьют кофе с Пряностью и беседуют за дзен-суннизм. В похожую ловушку я в своё время попала с Джорджем Мартином, решив, что ого, вот дела, кто-то написал фентези не про эльфов с драконами, и не про куртуазные разборки напыщенных дворян, а про монголообразных кочевников в бескрайних полях травы. Ну и где теперь те кочевники, ага.
В общем, даже если у автора есть одна классная идея, скорее всего, он не сможет реализовать её полный потенциал и уедет на какие-нибудь типовые рельсы и всё-таки начнет писать про разборки напыщенных дворян. Именно это и происходит с "Детьми Дюны". Сочувствовать этим разборкам не получится никак - персонажи слишком уж окартонились.
Мне нравилась леди Джессика в первой книге - очень противоречивое сочетание вышколенности и бунтарства, Атрейдис по духу, Харконен по крови и гессеритка по воспитанию, она предпочла поставить на карту судьбу всей обитаемой галактики ради любви к своему герцогу. В общем-то она была классной, живой такой тёткой, преданной мужу и детям, что стало с ней в третьей книге? Ужас, что с ней стало. У неё за несколько минут на глазах умирают оба её ребенка от её любимого герцога и ей нормально. Она отворачивается в другую сторону и продолжает свой проект по обучению Фаррадина Коррино. Вот как после этого смотреть на неё как на живого человека?
А Ирулэн? Раньше нам рассказывали, что она до безумия любила Пола, прямо вот очень, и трагедией всей её жизни было то, что он отказывался разделить с ней ложе. Окей, это очень грустно, этому можно посочувствовать, можно было даже озадачиться, почему Пол предпочитает свою малообразованную немытую фрименку, а не красавицу-принцессу, ну ладно, сердцу не прикажешь. Но после "смерти" Пола, когда появляются слухи про то, что он жив, Ирулэн даже не предпринимает попыток его разыскать. Эй, автор, а как же та часть, где она любила его до безумия?
Или вот мы узнаем, что теперь Алия одержима бароном Харконеном. Это же отлично, и ты как бы ждёшь, что теперь-то в Арракине начнется треш, угар и содомия (извините, из песни слова не выкинешь), но... нет? Не происходит ровным счетом ни-че-го.
И так со всеми героями, увы. Они не просто не похожи на каких-то классных очень интересных людей, они вообще не очень похожи на людей. Очень обидно - Херберт вот придумал ментатов, это мыслящие машины в оболочке человека, казалось бы, сколько интересного можно написать про разницу между ними и людьми, но нет, по факту - нет никакой разницы, все одинаковы бесчувственны, бесчеловечны и плоски.
Дети главных героев... это точно не может быть хорошо, решила я когда-то и отложила чтение дальнейших книг про дюну на потом. Потом я случайно прочла мессию дюны и взялась за детей... И знаете, это оказалась очень хорошая книга. Наверное, лучшее из того что я прочла.
Автор создал целый мир, работающий по своим законом, он даже сумел создать и показать целую культуру. Фримены из первой Дюны меня не очень то впечатлили, но в следующих книгах этот мир реально зацепил.
Я опасалась, что история про детей не будет интересной, но все оказалось наоборот, автор создал ярких и живых персонажей, за которыми следить не менее интересно, чем за приключениями Пола в прошлых книгах.
Мир детально проработан, проработан со всех сторон, здесь есть своя история, своя религия, кучу философских рассуждений, но больше всего завораживает масштаб событий. И судьбы героев получились реалистичными.
Эпик вин, как говорят на одном ресурсе.
ЗЫ. Попади мне книга в руки на пару лет раньше - возможно бы я ее не поняла бы многое и меня бы точно расстроила судьба некоторых героев.
Мне кажется, изначально «Дюна» не предполагала продолжения и именно поэтому каждый последующий роман выглядит иначе и слабее предыдущего. Между выходом первого и третьего томов – 11 лет реального времени. Срок немалый, неудивительно, что читателя ожидала совсем другая история.
После финала «Мессии Дюны» по сюжету проходит 9 лет, и мы наблюдаем за детьми Пауля: близняшками Лето II и Ганимой, которые, несмотря на очень юный возраст, демонстрируют мудрость и мышление, свойственные далеко не каждому взрослому. И это нормально, учитывая, кто их родитель и как они появились на свет. Тем временем сестра Пауля Элия стоит во главе империи, испытывая при этом все более усиливающееся влияние на свой рассудок со стороны сознания своего деда Владимира Харконнена. Для осложнения и обострения ситуации в сюжет приезжает мама Пауля и бабушка близнецов леди Джессика и привозит с собой в багаже ворох интриг и подозрений. Ну а где-то рядом бродит таинственный Проповедник, в котором некоторые люди подозревают пропавшего 9 лет назад Муад’Диба.
Серия сразу встречает чужеродностью. Несмотря на знакомые имена и понятия, мы видим абсолютно другую историю и абсолютно других людей. Я поначалу даже не мог понять, что такое «мерзость», вокруг которой весь сыр-бор, потому что до этого о ней никто не говорил ни слова. В итоге «мерзость» оказывается чем-то вроде овладевания духом предка сознания персонажа. Именно это нам предложено взамен конфликта с судьбой и предвиденьем будущего. Хотя про выбор пути тут тоже много чего есть, к примеру, пресловутый «Золотой путь», по которому решил вести человечество его Бог-император и идея которого теперь частенько эксплуатируется в фантастике (вспомнить хотя бы “Warhammer 40.000”). Но это все как-то не то.
Персонажи, как я уже упоминал, все чужие: Пауль превратился в черте что, и было неприятно наблюдать такой излом отличного персонажа; Элия и леди Джессика будто с ума посходили (ну, первая-то почти сошла в прямом смысле, но видеть их такими было неприятно); дети-вундеркинды, сама идея которых мне не очень импонирует; Дункан Айдахо, который сам по себе интересный персонаж, но судьба у него больно трагичная…
В целом книга мне не понравилась, и в этот раз я останавливаюсь на ней. Все-таки вовремя сказать «нет» – полезное умение.
P.S. Чтобы поставить точку в этом знакомстве, посмотрел минисериал 2000-х годов по первым трем книгам цикла. Он мне понравился, несмотря на явную дешевизну спецэффектов. Актеры подобраны очень неплохо, да и следование канону довольно точное. Известных лиц там нет, кроме молодого Джеймса Макэвоя, играющего Лето II. В общем, сериал я рекомендую.
Роман «Дети Дюны» это третий роман Фрэнка Герберта о планете Дюна. В нем происходит смена главных героев, старые герои немного уходят в тень, а на арену выходят дети Пауля и Чани. Книга больше понравилась, чем роман «Мессия Дюны». Сюжет развивается бодро и за ним интересно следить, немного не понятно, зачем только воскрешать погибших героев в предыдущих романах, хотя возможно Фрэнк Герберт понял, что поторопился с их смертью.