- Меж нами бездна, тьма без края,
Три тысячи туманных лет!
Что в эти годы было - знаю,
А то, что будет завтра - нет.
Но я клянусь твоим богам:
Тебе погибнуть я не дам!
- Идёт война, ей суждено
В веках оставить след...
- Но оправданья всё равно
Смертям безумным нет!
- Забавы ради, время ставит
Невыполнимые задачи.
Оно ошибок не исправит,
Оно и не в ладу с удачей...
В руках у мойры жизни нить,
Мир невозможно изменить!
Нет-нет-нет! Ни в коем случае, увольте, пожалуйста!
Требовать от меня объективности, когда речь идёт о поэме Гомера "Илиада" и англичанине по имени Уилл, который родом из Стратфорд-на-Эйвоне, бесполезно и бессмысленно. А если прибавить сюда картинку из любимого фильма моей далёкой юности "Троя", да сделать героями книги интеллектуальных "краба" Орфу и "машинку" Манмута с далёких планет.... Ну что тут задумываться об оценке такого произведения, конечно же, только в любимом! И пусть я прекрасно вижу недостатки романа ( ну что поделать), мне на эти т.н. минусы очень смачно чихать)
Сама задумка шикарная и дерзкая, размах сюжета ого-го какой, а тонкий юмор Симмонса, с которым он преподносит текст, бодрит и добавляет удовольствия.
Надеюсь, Гомер не обиделся на инсинуации с его троянскими воинами и самой историей. Потому что сделано это если не бережно (хотя я поспорю), то точно с любовью. Представляю как потрудился автор, перебирая поэму песнь за песней, он "список кораблей" уж точно прочитал весь. Ведь его герой, профессор из двадцатого века Хоккенбери, знает Илиаду на зубок, следя по велению псевдо-богов Олимпа за происходящей бойней под стенами древней Трои. И пусть сноски переводчика упрямо твердят, что автор иногда исторически неверен, нууу... Посчитаем это причиной обратить читателей к первоисточнику. Чем не хорошее дело?)
Итак, что ждёт нас в истории Илиона? Для меня в первую очередь, жаркая встреча ( жаркая, от слова "палит солнце") с клевыми парнями Ахиллесом, Гектором, Одиссеем и прочие агамемнонами, поначалу девять лет честно бьющимися за честь чужой жены, а потом (не без помощи ещё одного клёвого парня) поднявшими восстание против богов Олимпа. Нет, вот так: БОГОВ ОЛИМПА.
Чувствуете мощь затеи? И поддержка у них тоже соответствующая: марсианская командос с летающими "шершнями" над головой.
Ещё будут беседы и не только беседы с Еленой Троянской. И присутствие на совете женщин, среди которых высший свет осаждённого города: Гекуба, Кассандра, Андромаха... Последняя, к слову, совершила немыслимое... До сих пор не верю в её поступок. Неужели правда или то был обман?
Добавьте в роман землян из глубокого будущего, деградирующих настолько, что читать для них занятие неимоверной сложности. Люди ...надцатого тысячелетия заигрались в телепортацию и любят посматривать по спецповязке на глазах забавную передачу об античной бойне. Там ещё бегают и бьются эти древние чудаки с мечами и щитами наперевес. А верховные Боги направляют их удары, корректируя гнев.
Надо сказать, приключения изнеженных сибаритов очень интересны, фон выписан добротно и (сюрприз-сюрприз) нас ждёт встреча с Калибаном и Просперо - куда же без дани уважения героям Великого Барда.
Третья линия повествования преподнесла ещё один подарок: двух милейших друзей роботов, общающихся на предмет творчества Шекспира и Пруста - писателей из далёкой Потерянной Эпохи. Да, иногда возникало ощущение перегруженности техническими деталями, когда Симмонс пускался в описание космического полёта, но в остальном я следила за друзьями-роботами внимательно и переживательно)
Зевс, Афина, Ахилесс, профессор Томас, Орфу, Манмут, Даэман, Калибан...
Все эти персонажи из трёх линий расходятся и сходятся вместе для великого действа. И знаете, я допускаю, что сюжет иногда мог бы выглядеть курьёзно, если бы не те глубокие мысли, которые в нём заложены. А это, несомненно, имеет значение. Ведь речь идёт о войнах и людях, считающих себя вправе решать чужие судьбы, вершить жизнь и смерть, этаких "богов" на ровном месте. О дружбе, целях в жизни и высоких технологиях, доведенных до абсурда. О пути глобального развития цивилизации и личном саморазвитии, не требующем великих затрат, но очень нужном каждому человеку.
Нет-нет-нет! Не ждите от меня объективности, помните? Но всё же, не проходите мимо моего восторга. А вдруг вам тоже понравится?)
(Вместо пролога: есть у Симмонса нехорошая черта - придумав какую-либо хоть сколько-нибудь хорошую идею, он, не жалея фантазии, выжимает из неё все соки. Не на одну книгу, так на две, три, четыре - сколько влезет. Главная - но отнюдь не единственная - проблема "Илиона" в том, что подавляющее большинство его концепций уже не раз и не два встречались в предыдущих вещах автора, где их воплощение было куда остроумнее и изящнее. Таким образом, новый роман оказался собранным из бывших в употреблении и донельзя изношенных интеллектуальных деталей - очередная литературная игра, очередные мотивы еврейства, очередные гротескные увечья, очередные подростковые постельные сцены, очередные брачные танцы вокруг очередных писателей... Продолжать можно долго.)
Гнев.
Пой, о Муза, про гнев читателя "Илиона" Дэна Симмонса.
Будучи горячим любителем гомеровского канона и ознакомившись с лучшими образцами творчества знаменитого американца, уже зачисленного - во всяком случае, аннотациями к его книгам - в современные классики, я с великим предвкушением взялся за "Илион".
Осилить этот роман (и заодно последующий "Олимп") удалось только с третьего захода. Едва ли можно вспомнить книгу, которая обманывала бы до такой же степени.
Троянская война, схолиасты, моравеки, деградировавшие до полной беззаботности люди, все сотни персонажей и мест действия в "Илионе" - лишь декорации, построенные Симмонсом для упражнений в достаточно немудрящей философии и хвастовства своей, без сомнения, богатой эрудицией. Декорации эти детализированы ровно до той степени, чтобы создать иллюзию проработанности. Это снова не просто роман, а очередная постмодернистская игра с претензией на интеллектуальность.
Беда в том, что правила игры, предложенной автором, сложны настолько, что он сам же нарушает их - путается в греческой мифологии школьного уровня и даже в деталях своего собственного сюжета, что рушит и без того дистрофичную атмосферу романа. Текст очень небрежен и пестрит ляпами, что в сносках подмечает даже переводчик - который, впрочем, подкидывает в и без того не идеальный материал ошибок от себя, именуя, например, Агамемнона Приамидом.
Количество плоских без исключения персонажей, в большинстве своём совершенно необязательных, не несущих сюжетной роли и введённых только ради пресловутого постмодерна, превышает все разумные пределы. Отдельно хочется выделить Даэмана - менее реалистичное развитие героя можно найти разве что в девичьих фанфиках (и то ли ещё будет с этим парнем в "Олимпе" - я, к сожалению, дочитал дилогию).
Безусловно, Симмонс не был бы собой, если бы не заставил читающего задаться тысячей и одним вопросом по поводу происходящего в романе - и вопросы эти действительно увлекают до самого конца "Илиона" и протягивают утомлённого читателя за уши до последних строк "Олимпа". Потом, правда, выясняется, что на большинство этих вопросов Дэн ответа не придумал и попросту их опустил, а те ответы, которые он удосужился дать, были сочинены, по всей видимости, за десять минут до сдачи текста редактору.
В итоге книга оказалась неизобретательным и скучным словоблудием толщиной с хороший кирпич. Интеллектуалов, на которых она вроде как ориентирована, материал отпугнёт пубертатными расчленёнками и сексами, личностей пубертатного возраста - бесконечными гомерами, шекспирами, прустами, набоковыми и Бог знает кем ещё.
Странно было читать это поделие от автора великого "Гипериона".
По названию становится ясно, что без поэмы Гомера не обойдется. Зато, к счастью, события в книге -имеют масштабность, где достаточно отведено места "Илиаде", Шекспиру, Прусту, Набокову и другим.
В книге имеются три сюжетных линии, которые поначалу никак между собой не связаны. “Троянская” рассказывает о докторе филологии Томасе Хокенберри, который возрожден греческими богами, чтобы, подобно другим таким же специалистам, наблюдать за событиями знаменитой Троянской войны.
Вторая линия посвящена двум роботам-моравекам с Юпитера, которых отправляют с миссией на Марс: там замечена слишком высокая квант-телепортационная активность.
И третья сюжетная линия выстроена так, о что очень далекое будущее, малочисленные люди живут беззаботно и комфортно, но давно стали бездумными потребителями.
Общая картина книги нейтральная, Особого запала я не почувствовала, хотя большой любитель мифов, фантастики, Фентези и прочего.
Думаю это мог быть хороший образец фантастической литературы, однако по моему мнению Симмонс не до конца довел то, что принято называть шедевром.
Дайте две №9
По мере прочтения мой мозг несколько раз разнесло на кванты и собрало воедино. Но, как-то не так, судя по всему. Потрясающая книга. Читается тяжело из-за скурпулезного присутствия неисчислимого количества элементов пантеона греческих богов, древнегреческих и троянских войнов-героев, нескольких веток повествования и их переплетения.
Роман представляет из себя какой-то совершенно потрясающий бестиарий огромного числа сущностей с измененными внутренними характеристиками. Многочисленные вплетения Гомера, Шекспира, Пруста и других литературных классиков разбросаны по всему произведению, обмотанными раскрашенными простынями мастерства Симмонса.
Люди в роли корма для мифического существа, человечные душевные роботы-юпитерианцы, зажравшиеся научными изысканиями Боги, сумасшедший стихоговорящий Калибан, запертый на космической станции вместе с Просперо, высокие технологии и человеческая глупость, бескультурные варвары в виде древних героев, Одиссей в качестве мессии для увядающей цивилизации людей.
Я в шоке до сих пор.
Не случайно, Дэн Симмонс занимает достойное место среди моих немногочисленных любимых писателей.
Вечно у меня все никак у людей) Все начинают читать Симмонса с "Гипериона", я же его для себя открыла именно с этой книги. Открыла - влюбилась по уши (в литературном плане, конечно)))
Прекрасный сплав космических опер, шекспировских трагедий, греческих мифов и марсианского направления в фантастике. Плюс в тот же коктейль антиутопия, нанотехнологии и вообще, все-все-все. Продолжения ждала, как не знаю кто)
Дэн Симмонс из той категории авторов-трудяг, которые любят сначала досконально изучить интересующую их тему, после чего написать настолько проработанный роман, что даже подготовленный читатель удивится. Помните «Террор»? У меня до сих при мысли о нем холодеют руки, а в голове звучат непонятные слова, вроде «паковые льды», «рангоут» и «фальшборт», значения которых я уже забыл. А «Песнь Кали»? После этой книги желание съездить в Индию, если таковое имеется, пропадает напрочь. Про «Гиперион» я вообще молчу, то паломничество уже более шести лет занимает особое место в моем сердце. Впрочем, я отвлекся.
Прочесть «Илион» я хотел давно, но все не было возможности. Очень повезло с его переизданием в серии «Легендарные фантастические сериалы», если бы не оно, наверное, так и не прочитал бы эту книгу.
В романе три сюжетные линии, очень разные, но со своими приятными моментами. Первая линия – собственно Троянская война, точнее ее реконструкция силами человечества далекого будущего, так называемых постлюдей. Дело происходит на Марсе, где группа постлюдей с очень развитыми технологиями играет в древнегреческих богов. Воспроизводится «Илиада» весьма досконально, вплоть до того, что даже по срокам соответствует оригиналу, и на момент начала книги действие длится уже около девяти лет. Главный герой – ученый-схоластик XXI века, восстановленный в новом теле ради наблюдений за ходом событий, чтобы все было по канону. И читать его главы – все равно что проходить с другом компьютерную игру под его шутливые комментарии и подробные пояснения к происходящему, то есть весело и познавательно. Вторая линия разворачивается на Земле, где осталось несколько сотен тысяч человек, живущих в тепличных условиях. Все за людей делают роботы, от опасностей их охраняют загадочные войниксы, болезней нет, труда нет, конфликтов нет, войн нет, искусства нет, в общем, ничего толком нет. Люди живут по сто лет и особо не стареют. И вот среди этих людей появляется девяностодевятилетний человек, который учится читать и стремится узнать, что же находится за пределами их «теплицы»… Ну а третья линия стартует возле Юпитера, где странноватые биороботы катаются на подлодках, увлекаются Шекспиром и интересуются квантовыми волнениями на Марсе.
«Илион» — не «Гиперион». В нем нет той монументальности и серьезности, эти книги не стоит даже сравнивать. «Илион» скорее попытка писателя развлечься, спустить свою фантазию с поводка и посмотреть, что получится. Попытка, на мой взгляд, удачная, читать книгу интересно, и все знакомые с «Илиадой» получат много позитивных эмоций от взгляда Симмонса на известные эпизоды. Единственное, что можно поставить автору в вину, – это излишняя многословность. Она обусловлена и авторским стилем (вспомните те же «Гиперион» с «Террором»), и стилизацией под эпос, в результате чего персонажи обрастают эпитетами, а действия тонут в толще описаний всего и вся.
Рекомендую книгу всем поклонникам древнегреческих мифов и незамедлительно берусь за продолжение.
Сногсшибательная книга. Никогда не думал, что под одной обложкой можно обьединить, переплести, собрать и подать читателю под изысканным соусом три столь непохожих тематики.
В основе лежит гомеровская Илиада. Знатоки насладятся разбором творчества Шекспира, Пруста и других авторов. Роман состоит из трёх сюжетных линий: история опустившихся до уровня сабаритствующих эженю остатков человечества, история бойни у стен Трои организованной псевдобогами, и история экспедиции моравеков (автономных разумных существ созданных когда-то людьми) на Марс, к этим самым "богам".
Книга очень очаровывает, затягивает. Симмомс явно намерено разбросал по сюжету неточности и противоречия, кототорые не отталкивают а наооброт привлекают внимание (хотя я склонен считать, что это очередная авторская игра ибо моравек Манмут однажды заявил, что обожает неточности и противоречия в изучаемом им Шекспире.
Вот за что уважаю Симмонса - за разноплановость и совершенно удивительное воображение. Я не так уж много книг у него прочитала, но все они настолько разные, что кажется, их писали совершенно разные люди. Более того, сюжеты в них абсолютно разные.
"Илион" - попытка реанимировать богов Древней Греции в новом формате. Но кроме этого, в романе огромное количество других персонажей и других сюжетных линий. Радуют постоянные отсылки к Гомеру, Шекспиру, Прусту. Единственное, чего мне не хватило в книге - это моего собственного эмоционального вовлечения. Читая, я восхищалась закрученностью, навороченностью, фантазией, но вот сопереживать героям не получалось. Поэтому, на мой взгляд, пока лучшей работой Симмонса все так же остается "Гиперион", а вот "Террор" "Илиону" явно уступает.
Прочитано в рамках игры "Кот в мешке"
Забавная смесь из греческой мифологии, Гомера, нанотехнологий, одушевленных роботов, путешествий между планетами и во времени, постлюдей и новых людей, генной инженерии, приправленная Прустом и Шекспиром. Надеюсь. я ничего не забыла? И, как и в предыдущей книге Симмонса которую я читала, интересно становится только после первой половины. Зато как интересно!
На мой личный взгляд, это было издевательство… (Но тут больше моя вина. Ожидала фантастический рассказ, на основе Иллиады….а тут...)
Не дочитала по некоторым причинам…
Первая - Это было не то, что ждала от этого произведения.
Вторая - я знаю, что произведения этого автора отличаются "долгой завязкой", а если это цикл, то "зацепить" первая книга может, вообще только в самом конце, когда ты "выстроил все фигурки на поле", но тут...
Было ощущение, что я читаю другую версию "Облачного атласа", при том, что это даже будет не вся история, а только часть...
И тут же уже следующая причина -
Как только я поняла, что я хоть самую малость начала разбираться в сюжете и локациях произведения, осталось разобраться со временем и временными рамками (и от, ЭТО удалось с третьей или четвёртой попытки, перечитки),
Вот тут уж моя нервная система дала "сбой" и я поняла, что "не сейчас", не в столь чудестное время года, "убивать время на хитросплетения" этого произведения.
Итого: Любителям, усидчивого, вдумчивого, долгого чтения (с перечитыванием, чтобы понять и вникнуть) книга пойдёт на "Ура!".
И я, впринципе, хотела бы выкроить пару месяцев на на изучения этого произведения, и возможно цикла полностью.