С первых страниц накатило в некотором роде веселье... непроизвольное... )) Ну, потому что сюжет, тема, конфликты - это все уже в громыкинском фандоме неоднократно обговорено - касательно киборгов-космоолухов, да. ))) То есть, киборги и люди, киборги против людей, люди против киборгов, кто есть киборги, (тварь я дрожжащая или право имею), в общем, все такое. Хотя, конечно, эта эпопея была раньше. Сравнивать не имеет смысла, у Громыко - приключенческая комедия, здесь - жесткая социальная драма, они не пересекаются. Хорошая книжка, очень понравилось. ))
Сюжет: далекое будущее, человечество покоряет просторы космоса, расцвет технологий, ну, стандартно. Действие происходит на одной планете (пока?), но понятно, что планет множество, образовались уже разные цивилизации и даже разные расы. Вот на этой планете природные условия не слишком благоприятные, все живут скученно - город Сэнтрал-Сити на сто миллионов жителей, неплохо. )) Ужасающие социальные условия, закрытое кастовое общество, малочисленная элита живет в своем мире и бесится с жиру процветает, тоже не очень большая часть населения занята в сферах обслуживания или в силовых структурах, вся прочая масса прозябает в городских джунглях. Дополнительный фактор, повышающий напряжение - киборги. Человекообразные разумные машины, в какой-то момент властям показалось, что это идеальное решение социальных проблем - использовать киборгов в самых различных областях, поскольку они же обладают сверхкачествами по сравнению с обычными людьми, к тому же в них прописана программа абсолютного подчинения (тут авторы, не став изобретать велосипед, использовали законы Азимова для роботов), и вообще все запрограммировано под нужды хозяина. Потом подключилась элита, где многие захотели иметь такие дорогие игрушки в качестве слуг, охранников, секс-кукол, у кого на что фантазии хватит. Но затем началась встречная волна - группа хакеров, которых здесь называют Банш (не очень пока уловила, что это значит, и вообще, что это за группа, пока мало данных) начала создавать вирусные программы и закидывать их киборгам, обслуживающим элиту (до военных и прочих серьезных структур добраться гораздо труднее). Эти программы обозначаются ЦФ (целевая функция), и производят перепрограммирование киборга, которому дается установка, что он не просто вещь для хозяина, но обладает своей личностью, индивидуальностью, следовательно, и своей волей - и ему дается высокая цель, которой нужно следовать... Зараженные киборги покидают хозяев, система отлажена, их подхватывают баншеры, соединяют в группы (семьи), находят укрытие и легенду и т.д. Соответственно, правительство, военные и прочие силовые структуры не собираются смотреть на такую деятельность, подрывающую устои общества, сквозь пальцы, созданы специальные подразделения по борьбе с угоном киборгов, розыску баншеров, найденных киборгов перепрограммируют и возвращают хозяевам, баншеры, естественно, сопротивляются... Противостояние набирает обороты.
История начинается с того момента, когда одна такая семья киборгов - мама Чара и ее несколько дочерей (по возрастным характеристикам, ну и по опыту свободной жизни что ли) получили от координатора указание подхватить только что загарпуненного киборга Лилик, в то же время одна из дочерей, Дымка, абсолютно случайно сталкивается с Хилари Хармоном - широко известным среди баншеров жутким существом, главой подразделения "Антикибер" и решает его как-то на время нейтрализовать, но Хилари слишком быстро соображает и отличается мгновенной реакцией, так что события поворачиваются трагически... И дальше все понеслось, набирая обороты - семья Чары, которая вынуждена спасаться бегством, Хилари со своими киборгами, выделенными из военных сил, которые радуются, что взяли свежий след и не намерены его упускать, беспринципные СМИ, которые усмотрели возможность раскрутки своего рейтинга, подспудные течения в верхах, тайная борьба за власть и сферы влияния, посторонние, которых затягивает расширяющийся катастрофический смерч...
Авторы как-то умудряются держать в напряжении, несмотря на полифонию (которую я вообще-то не люблю ))) , но здесь вышло очень хорошо), интересный мир, богатый возможностями - в плане построения всяких сюжетных линий и конфликтов. Множество персонажей, которые совсем не сливаются в одну массу, авторы их прописывают со своими особенностями, со своей индивидуальностью... Понравилось, что авторы не расставляют каких-то моральных оценок, приоритетов (пока?), то есть показываются и та, и другая сторона, и везде выходят не монстры и злодеи, а обычные люди (можно поди сюда относить и киборгов? )) ), со своими взглядами и представлениями, со своими мотивами - и даже трудно однозначно решить, кто прав, кто ошибается - или все они и то, и другое. Потому что - и это тоже здорово - авторы касаются очень больной и остро актуальной темы - социальное неравенство, социальная справедливость, не нужно быть гением, чтобы уловить параллели с текущим состоянием общества (хотя когда писалась книга, все было еще гораздо мягче (( ). Вопрос революции, да. Так называемая серьезная литература не решается вообще за это браться, а фантастика рассматривает! )) Тут как раз вспоминается Макки с его разъяснениями по бестселлерам, он там в числе прочего упоминал, что некоторые вопросы настолько болезненные, что их лучше не касаться напрямую, а относить, например, подальше во времени или как-то маскировать. Вот тут и идет перенос в фантастические декорации, я так понимаю! А вопросы-то тяжелые... ((
"Не дожидаясь, пока полуавтоматы начнут разваливаться на ходу, "Экспа Пионер" продала их по дешевке частникам и отчиталась в этом по графе "Поощрение и развитие малого бизнеса".
***
"... На куртке, где сердце, белела нашивка "Священник". Изредка это смущает грабителей."
***
"Успокойся!" - велела себе Лилик и снова испугалась - откуда взялось это слово в перечне команд?!"
***
"Повторение новых правил работы несколько утешило Рекорда, да еще, к счастью, Стандарт по дороге попался - похоже, он не получил на эту ночь задания и шлялся по секретным баканарским коридорам просто так, но с донельзя деловым видом, чтоб не сказали: "А вот у нас редчайший экземпляр - киборг-бездельник". А может, он запоминал трехмерную пространственную схему коридоров на случай чрезвычайных обстоятельств. Вдруг, скажем, теракт, землетрясение и пожар?"
***
"- Хил, ты, консультант в ранге главнокомандующего, - скажи навскидку: зачем куклам такие базовые термины, как "Бог", "Семья", "Отец" и "Мать"?
***
"- Предположим, что люди - семейные животные, и если темп жизни не дает ужиться с себе подобными, игрушечную семью создают из подручных материалов - из тех же кукол. То есть, это - инстинкт, так? Это должно быть отыграно, иначе - сбой, ломка мозга. А может, и бог - это инстинкт, и он тоже должен быть отыгран? Или он - обязательная функция непредсказуемого в мозге?"
***
"Война, война... Что такое война? Просто - крайняя форма заботы о близких."
***
"Вот оно что, Минфин. Бухгалтерские книги, принятые под расписку едва ли ли час назад, показались Хацу черными шкатулками, где зловеще шуршат ядовитые змеи и многоножки."
***
"Душа - это особый орган. Типа радара. Он улавливает излучение и информацию от бога и передает ответ. Коннект происходит во время молитвы... Если кто-нибудь не слышит - значит, просто не умеет."
***
"Около четырех утра в non-stop театр Фанк Амара на Синем Севере явились трое, назвавшиеся агентами финансовой полиции - вроде бы для проверки отчетности по налогам; такая рань выбрана не иначе как потому, что милая Минфину наличность, как женщина, к девяти ноль-ноль так прихорашивается и гримируется, что ее и не узнать."
***
"- Ты посуди сама, могли ли киборгов придумать случайно? Люди случайно лишь роняют и теряют. Значит, мы обязательно были нужны, мы не могли не появиться. Это все предназначено."
***
"Если строишь объемистый мозг, это как большой дом, он даже без людей пустым не будет. Его заселят насекомые и плесень."
***
"Мужчины не плачут - слезы у них текут внутри и выжигают в душе язвы."
***
"- Я бы не хотел уходить. На новом месте потребуется переучиваться, приспосабливаться к другим условиям, людям. Это трудно; вполне может быть, что новые хозяева потребуют сменить структуру приоритетов, глубоко, на подавление, заархивировать или стереть что-то из памяти - а расставаться с информацией очень досадно. Достоверная информация- как редкий минерал, который добывают по крупинкам."
Огромный стомиллионный Сэнтрал-сити от горизонта до горизонта распростерся по поверхности планеты гигантским каменным спрутом, ячеистым пятном, многоликим и бездонным лабиринтом. Горы небоскребов и шпили башен тонут в сизом тумане и удушливом смоге, в небе струятся потоки флаеров, улицы пестрят яркими огнями и рекламой. Покупай, владей, отдыхай, веселись! Каждый сектор, зона, район — как отдельная страна со своими нравами и населением. Развалины Пепелища и Руин плотно контролируются с воздуха полицией, кипуче и беззаконно бурлят трущобы Манхлэнда и Гриннина, крутится в рабочей круговерти Синий Город и недосягаемо сияет великолепный Элитэ. Город жаждет зрелищ и сказок, чтобы отвлечься от серой обыденности. И однажды беглые киберы, бездушные куклы по мнению большинства, внезапно отказываются безропотно скрываться и скитаться, бросая вызов равнодушной системе в лице проекта "Антикибер", которым заведует талантливый системщик Хиллари Хармон.
Ключевой составляющей романа "Война кукол" Александра и Людмилы Белаш, открывающего одноименную трилогию, являются кибертехнологии, а точнее нео-Азимовская роботехника. Знаменитые Три Закона в базисе — ствол мозга, затем сектора и оперативка, жестко откалиброванный словарь — чтобы исключить разночтения или ошибки. Казалось бы, для киборгов — шедевра научно-технической мысли — найдена потребительская ниша. Чувственные секс-партнерши, исполнительные секретари, заботливые гувернеры, ловкие гладиаторы, надежные телохранители, покорная прислуга — порой сразу несколько ролей в одном лице, и по вполне доступной цене, если ты медиа-звезда или конгрессмен. Но находятся смельчаки — баншеры, программисты-хакеры — которые "гарпунят" таких кукол и перепрошивают вирусной ЦФ, дающей киборгу новую целевую функцию — свободу выбора, развития, самоосознания. Теперь киборгам есть что ценить и терять, однако большинство предпочитает бегство и прятки. Лишь "семья" Чары с ЦФ-6 внезапно решает объявить войну охотникам.
Другой не менее важный смысловой слой — это социальная проблематика, которая вплетена повсеместно, от ироничных диалогов до развернутых описаний. Сэнтрал-сити огромен, в нем создаются и теряются миллиарды, а потому и разрыв между богатыми и нищими тоже огромный. Кто-то живет в коттеджах, питается натуральными продуктами и регулярно отдыхает на курортах. Кто-то всю недолгую жизнь прозябает в бигхаусах, давится синтетическими суррогатами и промышляет по развалинам. Так свежезагарпуненный киборг с удивлением обнаруживает, что вокруг полно людей, которым требуется медицинская помощь, которые страдают от недоедания, которые живут рядом с грудами токсичных отходов. И бывшая кукла поп-звезды искренне не понимает — почему люди не заботятся друг о друге и допускают такую нищету. "У них нет Первого Закона, вот и звереют" — объяснит ей недавно обретенная "сестра". Неудивительно, что Сэнтрал-Сити периодически сотрясают массовые беспорядки, что общество чудовищно разобщено — и по районам, и по доходам, что люди жаждут сказок, чтобы отрешиться от серости и унылости будней.
Киберпанк в романе представлен классическим бунтом, неисправимо подростковым — чего еще ждать от киборгов, которые лишь несколько лет, как свободно мыслят? Многое в антураже успело за прошедшие двадцать лет приобрести благородный оттенок ретро. Умилительно смотрятся дискеты, ностальгически — сетевые регионы. Треки — мобильники — уже давно стали неотъемлемой частью современной жизни. Но вряд ли авторы ставили цель сделать идеально точный футурологический прогноз на века вперед. Зато ретро-оттенки придают истории урбанистическую сказочность и ощущение близкого чуда, которое поддерживают атмосферные вставки из местного фантсериала, стилизованного под анимэ. Ксенологическая линия описывает расовое многообразие Сэнтрала — одиннадцать, включая человечество. И двенадцать, если считать киборгов. Тем не менее, значимую роль играют помимо людей только три — волосатые яунджи, изысканные бесполые туанцы и ящероподобные ихэны. Остальные расы выступают в роли декораций, которые подошли бы даже масштабной космоопере.
Но любая история бессмысленна без ярких и убедительных героев. Персонажей "Войны кукол" крайне трудно разделить на главных и второстепенных, к ним быстро привыкаешь и вскоре сопереживаешь всем, даже условным или реальным антагонистам. Кибер-семья Чары с боевыми "дочками" — Маской, Косичкой, Дымкой, Гильзой и Лилик. Киборг Фанк, старый бедный клоун — почти по Шекспиру, до поры успешно играющий роль директора театра, справляющийся лучше многих людей и нелюдей. Хиллари Хармон, системщик и психолог, лидер проекта "Антикибер", трудоголик и профи. Габар, молодой яунджи, нечаянно связавшийся с баншерами. Киберы из группы усиления проекта — изощренный интриган Этикет, служака Ветеран, изысканный Кавалер и упрямый Рекорд. А еще беспринципный ведущий телешоу Доран, истеричная поп-звезда Эмбер и многие другие лица, мелькающие в паре эпизодов, но успевающие запомниться, несмотря на обилие актеров этого кибер-театра. "Кибер", поскольку идеальный человек, если обобщить требования, должен быть подобен киборгу-кукле... или наоборот?
Итог: нестандартная кибер-социальная история в урбанистических декорациях.
Рецензия в Берлоге...
Честно признаться, кибер-панк я не очень люблю, мне больше импонирует научная фантастика.. но эта книга зацепила и заставила хорошенько задуматься насколько человечество имеет право становиться богами. В ней рассказывается о нелегкой жизни киборгов - они еще не имеют никаких прав, однако их развитие уже достигло человеческого уровня (и даже выше). А сама "война" развязалась как раз из-за их стремления быть понятыми и услышанными. Они доказывают, что способны на многое, но каждые своими методами - кто насилием, а кто и совершаемыми поступками. Само повествование идет как бы рывками - то сидишь и засыпаешь, а то оторваться не можешь.
Всю серию ("Война кукол", "Роботы-мстители" и "Кибер-вождь") можно читать по кругу - каждый раз найдешь в ней что-то новое, на что сначала не обратил внимания.
Человек сделал робота, и тот является просто машиной, которая подчиняется командам, не испытывает эмоций, боли, не испытывает привязанности к кому-либо, судит обо всем строго в рамках заданно программы. Но киборг – это тоже искусственное создание человека, в котором искусственного больше, чем человеческого – в то же время киборг учиться мыслить, развивает свой интеллект, окружает себя связями, вполне напоминающими человеческие социальные связи, учится ХИТРИТЬ, продумывать действия наперед для СВОЕЙ (тогда ЛИЧНОЙ?) выгоды, а не только на благо хозяина, который в данный момент является владельцем киборга и управляет им. Киборг, в зависимости от своего прошлого (опыта? знания? условий эксплуатирования? ЖИЗНИ?) выбирает определенную линию поведения (а прошлое формировал человек). Киборг, наконец, задумывается о Боге… Это уже потребность души? Но люди не готовы принять киборгов как новую, ими же созданную, но во всем превосходящую их расу. Киборгам отводиться та же роль, что и кухонному комбайну, телевизору, флайеру – это всего лишь имущество, дорогая техника… Или все-таки это новые существа?
Киборги объявляют войну. Только вот Первый – самый главный закон робототехники, - гласит, что ни один киборг не причинит вред человеку. Убивать своих врагов они не могут…
Книгу дочитала, но осталось определенное ощущение незавершенности истории, поэтому буду, видимо, читать трилогию дальше. Все-таки хочется узнать, кто может победить в этой странной и страшной войне и кто окажется больше человеком…
Наперегонки со временем
Школьная Вселенная
Социальный киберпанк. Далекое будущее, человечество живет среди инопланетных цивилизаций отнюдь не как передовая из них, но и не захудалая, действие почти всё проходит в огромном Городе на далекой планете. Первая книга откровенно нудная, до тех пор, пока точка зрения как бы на стороне беглых киберов; пока я ее одолевала, в промежутках успела прочесть парочку историй поувлекательнее. Не бросила потому, что оказался интересен образ Хиллари Хармона, вокруг которого как раз в первой книге нагнетается как вокруг Принца Мрака на серьезных щщах.