Рецензии на книгу «Сашка Жегулёв» Леонид Андреев

Леонид Андреев (1871–1919) — писатель удивительно тонкой и острой интуиции, оставивший неповторимый след в русской литературе. Изображение конкретных картин реально-бытовой жизни он смело совмещает с символическим звучанием; экспрессивно, порой через фантастические образы, но удивительно точно и глубоко Андреев проникает в тайное тайных человеческой психики. «Неомифологический» роман «Сашка Жегулев», особым образом сочетавший в себе традиционный иноваторский стиль и отражающий дух революционной...
misszazazu написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Печальный и нежный, любимый всеми за красоту лица и строгость помыслов, был испит он до дна души своей устами жаждущими и умер рано, одинокой и страшной смертью умер он. И был он похоронен вместе со злодеями и убийцами, участь которых добровольно разделил; и нет ему имени доброго, и нет креста на его безвестной могиле.


Эх, Сашка, Сашенька, Сашечка, не пожалел ты матушку свою, да ступила твоя ноженька на тропу разбойничью. Не уберегла тебя любовь материнская. Приглянулось тебе дело Робин Гуда - грабь богатых, отдавай бедным, да только стал ты простым разбойником, грабителем и поджигателем. Эх, Сашка, Сашка... Ненавидел ты интеллигенцию, а ведь сам из нее вышел: генеральский сынок, дом полная чаша, гимназия. Кто так сильно повлиял на тебя, Сашенька? Что заставило тебя все бросить и уйти в леса на разбойничий промысел? Сашка, Сашка... гибель ты свою нашел, Сашка.
Леонид Андреев написал историю, которая стара, как мир. И видно, что он любит своего героя, какие бы поступки он не совершал. И хотя эта история о жизни Сашки Жегулева, для меня она стала историей о его матери. Матери, которая всегда любит, верит и ждет своего сына. Она никогда не откажется от него, кем бы он ни был.

- Он не сын, а... преступник, злодей! Убийца!
- Вы думаете? Но, когда он идет к матери, он только сын. Сын не может быть убийцей!



Прочитано в рамках игры "Спаси книгу-напиши рецензию!"

licwin написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Сашка, Сашка.. Дурак ты Сашка. Не знал ты и не ведал, что благими пожеланиями вымощена дорога в ад...Много их было на Руси, которые через насилие хотели привести народ к счастью.. Да и не в них суть.. Случилось то , что должно было случиться. Они лишь открыли этот ящик Пандоры. Страшно другое. Страшна философия Колесникова:
"- Мальчик ты мой! - шептал Колесников, почти плача. - Как ты вчера радовался... Я понимаю тебя, Саша, но ведь должны же страдать и невинные. Я сам убил человека, и, ей-Богу, он не был виноватее твоего телеграфиста. И именно невинные-то и должны страдать, помни это, Саша. Когда грешный наказывается, то молчит земля, а гибнет невинный, то не только земля, а и небо, брат, содрогается, солнце меркнет. Скажу тебе нечто, от чего ты, пожалуй, содрогнешься: люди кричат, а я радуюсь, когда вешают невинного, именно невинного, а не подлеца какого-нибудь, которому веревка, как мать родная!"
Вот где проступает звериный лик князя тьмы. И ведь эта звериная философия очень скоро нашла применение. Буквально неделю назад прочитал статью о децимации , проведенной Троцким в одном из подразделений РККА.. И это было лишь начало..Эх, Сашка, Сашка((

migalka написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Так же, как Елена Петровна, Линочка и Женя не смогли поверить в смерть Сашки, я не могу поверить в его превращение из Погодина в Жегулева.
И два вопроса остались для меня без ответа: Почему это произошло? и Кто виноват?

То ли автор намеренно оставил читателю эту неопределённость, то ли сам не смог ответить. И в этом, пожалуй, слабость романа.


Погодин растет в благополучной семье: любящая мать, которая видит в детях смысл жизни, сестра, с которой у Сашки самые доверительные и тёплые отношения.
Сложные были отношения у родителей Сашки - но он узнал об этом спустя годы после смерти отца. И это вряд ли послужило причиной его ухода. Напротив, кажется, что Сашка заставил себя возненавидеть отца, чтобы оправдать себя в душе, когда уже принято было решение.

Да, были в первой части намёки на прошлое, которое могло стать будущим:
кот, которого он едва не замучил насмерть, но потом всё же, приласкав полюбил.
Любимый Байрон возможно и сделал из Сашки романтика, но вряд ли убийцу.
Самоубийство товарища, который жить дальше отказался, когда понял, что не сможет стать мессией.
И вот этот странный Колесников.
А ещё за стеной шумел старый сад:
Без сада, пожалуй,

"не узнал бы Саша так хорошо, ни что такое Россия, ни что такое дорога с ее чудесным очарованием и манящей далью. И если Россию он почувствовал в ночном гуле мощных дерев, то и к откровению дороги привел все тот же сад, привел неумышленно, играя, как делают мудрые: просто взлез однажды Саша на забор в дальнем углу, куда никогда еще не ходил, и вдруг увидел дорогу"

Может быть, в дороге снова увидел Сашка романтику бездомного бродяги?

Но романтик-бродяга - это не бандит и убийца.
Когда и почему пришло окончательное решение?

Андреев чётко делит роман на две части. В первой - Сашка Погодин. Во второй - Сашка Жегулев.

На самом деле эта граница между Погодиным и Жегулевым условна.


Нет у Сашки в прошлом мотивов и права на ту жизнь, которую он выбрал.

"Лесные братья" - звучит, конечно, романтично. Но разбойники остаются разбойниками, как бы романтично они себя не называли.

"И если раньше что-то разбиралось, одного жгли, а другого нет, держали какой-то свой порядок, намекающий на справедливость, то теперь в ярости обманутых надежд палили все без разбора, без вины и невинности; подняться к небу и взглянуть - словно сотни и тысячи костров огромных раскинулись по темному лону русской земли. И если раньше казалось Жегулеву, что он чем-то управляет, то теперь, подхваченный волной, он стремительно и слепо несся в огненную темноту - то ли на берег, то ли в пучину."



Но со временем

"в себе самой истощалась явно народная ярость, лишенная надежд и смысла, дотла, вместе с пожарами, выгорала душа, и мертвый пепел, серый и холодный, мертво глядел из глаз, над которыми еще круглились яростные брови."



И снова вспоминая Сашку Погодина из первой части встаёт вопрос: как и где заразился он этой "народной яростью"?

В конце романа автор ставит вопрос:

была ли добровольной жертва или, как агнец обреченный, чужой волею приведен он на заклание?

И не случайно встаёт этот вопрос после смерти Колесникова.
И можно ли Колесникова считать причиной всех бед и началом конца Погодина?

Да, он был той пусковой пружиной, без которой бы не сработала механизм, превративший Погодина в Жегулева.
И настоящим организатором банды был он - Колесников. Очень умело втянул он в дело и Сашку, и матросика Андрея. И всегда он был рядом. Хотя по всей губернии в ужас приводило имя Сашки Жегулева, а не Василия.
Колесников сильно повлиял на судьбу Сашки, это безусловно.
Есть вина и семьи: Елена Петровна боготворит чистоту и красоту внешнюю. Главное - помыть руки, обставить дом красивыми вещами - и тогда сердце, ум и душа тоже останутся чистыми сами собой. Но что-то с внутренней чистотой пошло не так.
Сашка никого не винит в своём выборе, О своей вине он тоже не думает, хотя и считает себя за что-то наказанным.
И отказывается разум понимать Сашку, у которого не дрожит рука, когда он стреляет в упор в человека, но дрожат и подгибаются колени, когда он на несколько минут возвращается к родным, чтобы взглянуть и проститься. А неожиданный переезд семьи - едва ли не самое страшное наказание для него -"

Помутился ум, унизился я и попросил милостыни, а мне и не дали милостыни: иди, Жегулев, откуда пришел."



И естественной кажется смерть Сашки и то что

" Был он похоронен вместе со злодеями и убийцами, участь которых добровольно разделил; и нет ему имени доброго, и нет креста на его безвестной могиле."

Egor_Herzog написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Неудачная книга у Андреева. Хотя, на мой взгляд, у него вообще мало удачного. Но этот его роман идет очень тяжело. Тяжело из-за своей искусственности, неуклюжести. В нем нет чувства правды, ему не веришь. Так не говорят мужики, в простанародье не так делается. Напоминает книга Разгром Фадеева перемешанный с Серебряным голубем Белого. Очень скучная вещь. Честно говоря, я его пролистывал и даже раздумывал и вовсе бросить. Но так и быть - дочитаю.