Рецензии на книгу «Алтарь победы» Валерий Брюсов

Один из основателей русского модернизма, Валерий Яковлевич Брюсов был не только изысканным поэтом, но и незаурядным беллетристом. Среди его прозаических произведений особый интерес представляет роман «Алтарь победы», отображающий всю палитру жизни умирающей Римской империи IV века н.э. Молодой римлянин Юний, путешествуя по различным провинциям величайшего государства Древнего мира, переживает множество как забавных, так и опасных приключений.
shulaev написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Совершенно изумительная книга именно с точки зрения построения повествования. Речь повествователя стройно стилизуется под манеру римлян заката эпохи языческих богов, всё действие то стремительно летит, то плавно продвигается перед читателем именно посредством того, что видит, слышит и ощущает, а затем письменно передаёт главный герой Децим Юний Норбан. Сюжет направляется целиком и полностью психологическими особенностями этого героя, а информативная составляющая... - за неё нужно благодарить энциклопедическую образованность В. Я. Брюсова. Как ''Евгений Онегин'' является энциклопедией русской жизни начала 19 века, так Алтарь Победы смело можно считать энциклопедией римской жизни 4 века нашей эры. Тут есть всё - политические интриги при дворе императоров и узурпаторов, ярчайшая римская бытовая повседневность, тончайшее знание подвидов многочисленных раннехристианских сект. Тут есть непередаваемое комментированием психологически глубокое описание страсти- наваждения язычника Юния к прекрасной язычнице Гесперии, его метания между христианской сектанткой Реей и госпожой сердца Гесперией. Тут есть даже, как ни странно, даже намёк на соперничество мастера- монологиста Брюсова с мастером- полифонистом Достоевским. Достоевский ведь, как известно, в случае, если надо было бы избрать между Христом и истиной, избрал бы Христа, а брюсовский Юний между Христом и истиной своего времени выбирает истину. И жестоко страдает от отчаяния... (Внезапно пришёл в голову вопрос - а были ли у Брюсова моменты когда- либо в жизни, когда он страдал от того, что после Октября он принял большевиков? Это так, к слову, известно же ещё, что ''Алтарь Победы'' - это ещё и роман- соревнование со ''Смертью богов. Юлианом Отступником'' Д. С. Мережковского, а того Ф. М. Достоевский в своё время учил, что настоящим писателем станет лишь тот, кто много страдает.)
И между строк - как всегда у гениального писателя, пишущего на историческую тему (точно по рецепту прославившегося попозже, чем В. Я. Брюсов, Л. Фейхтвангера) - горчайшая отсылка к современности, окружающей писателя. Книга написана в 1912 - 1913 годах, а подспудно возникающие мысли (ни в коем случае не высказываемые, а именно возникающие, вызываемые) о помпезном гниении великой империи Рима точно применимы к романовскому гниению... Как показал Октябрь, христианство было изгоняемо идеологией мирового пролетариата столь же эффектно и с той же железной поступью, как само христианство изгоняло в Риме веру в старых римских богов.
И есть интереснейший персонаж в романе - убеждённый христианин, отец Николай, сказавший язычнику Юнию о том, что его истина не поражает сразу, но жалит постепенно (сейчас не цитирую дословно, но близко передаю образ). Интересна и его мысль, высказанная поражённому язычнику, что да, и его, христианина Николая, истина, пришла в мир не навечно, и она, с течением времени, когда мир изменится, уйдёт, придёт новая, ещё более совершенная истина. И читателю советской поры наверняка казалось, что Брюсов подразумевает истину новой, Красной Эпохи.
А теперь хочется сделать риторический вопрос, уважаемый читатель, а есть ли в нашей эпохе некая новая сверкающая истина, когда Красная эпоха сама превратилась в многочисленные руины различной степени загрязнённости? Или опять гниение, только уже без римских и романовских, и советских помпезности и величия?

true_face написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Все дороги ведут в...

Маршрут №1: Лактора - Рим
Маршрут №2: Рим - Медиолан
Маршрут №3: Медиолан - Рим
Маршрут №4: Рим - Лактора
Колесо Фортуны завершено.

Вино, женщины, политика - вот три слова, которыми вкратце можно охарактеризовать роман "Алтарь победы".

Повествование ведётся от имени молодого провинциального юноши, которого родители отправили в Рим учиться, а он вместо того полез в самое пекло политических интриг между сторонниками Старой и Новой Веры. Да ещё (дурак этакий) по приказу любимой решил убить императора. Правда, ему хватило ума в исполнители взять влюбленную в него полоумную девушку-христианку с явными признаками раздвоения личности. Клубок закрутился еще тот. Однако это то, что лежит на поверхности.

На самом деле записки о путешествии молодого Юния показывают нам Римскую Империю на закате её величия. Город уже перестал быть столицей Августов, но ещё не стал столицей Пап. Жизнь Юния протекает в переломную эпоху: идолов и богов Олимпа сметает со своего пути молодая религия Христа. Лёгкий ветерок подувший с холма Голгофы превратился в настоящий ураган, поглощавший города, страны... и жизни мирных людей. Валерий Яковлевич Брюсов старается раскрыть через жизнь юного римлянина метания всего народа: когда половина человечества цеплялась за прошлое, пытаясь его воскресить, а половина открывала для себя возможности будущего, полностью порывая связь с днями минувшими. Да и сам Юний признаёт, что как бы он ни старался быть Римлянином, чувствует он уже как христианин.

Очень может быть, что Валерий Яковлевич Брюсов таким образом пытался изобразить современную ему действительность: падение империи, метания русского народа, а также противостояние Православия и зарождавшегося Атеизма. Возможно он пытался найти своё место в стремительно менявшемся мире, но как и главный герой его романа мог лишь наблюдать и примечать.

Игра в классики - тур№2

оригинал здесь

rim_x написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

По-моему, очень недооцененный прозаик. Не единожды доводилось слышать, что проза Брюсова уступает его поэзии. По-моему, наоборот. Этот роман прочел где-то в 90-м еще в школе. Манящее повествование, сплетенное, как сеть, которая опутывает. Линия влюбленности мальчика в Гесперию тогда показалась мне очень интересной и волнующей. Сейчас надо освежить впечатления, ручаться не могу, что подпишусь, но кажется они, впечатления, будут такими же. По-моему, аналогов немного. Ну и как исторический роман тоже вполне атомосферно, все эти улочки, форумы. Вот только трудно ручаться за достоверность атмосферы, но она интересная и приятная на вкус. Впрочем, надо как-нибудь перечесть. Тогда возможно смогу обновить рецензию.
Может это была атмосфера богемного Петербурга серебряного века, или брюсовской прозы, вовсе не Рима времени упадка, не могу сказать, хотя античность меня всегда очень интересовала, а у Брюсова еще раньше были прочитаны рассказы и сразу после «Алтаря» «Рея Сильвия». Так или иначе, оценка книге "Алтарь победы" 10, но надо, объективности ради, попробовать еще раз и вернуться к оценке, тем более есть желание снова открыть эту книгу.

Ладно, скажу правду, больше всего меня тогда привлекли взаимоотношения Юния и Гесперии, что уж там. Влюбленный мальчик и великолепная надменная дама его сердца. Самая для меня очаровательная - влюбленность совсем юного мальчика взирающего на своего кумира снизу вверх. С соответствующей спецификой эротических образов.
Нечто подобное есть и в некоторых рассказах Брюсова, или, например, в «Темных аллеях» Бунина.
В книге Гесперии было, наверное, лет двадцать пять, а Юнию, кажется четырнадцать, но я старался считать что ему лет двенадцать или даже одиннадцать, Сцены где он бросался целовать сандалии Гесперии было очень волнующими. И я вместе с героем влюблялся в эту даму. Потом тишина покоев дома Гесперии, сады, атмосфера поглощала полностью, и тогда когда сменялась шумными римскими улицами и с самого начала на корабле, начав читать сразу проникаешь в эту реальность.
Впрочем и весь антураж в романе хорошо выписан, как на гравюре и все осязаемое и чувственное. Автор хорошо создает интриги и тайны, в которые можно поверить. По-моему этого автора все-таки недооценивают и мало знают, хотя по «Огненному Ангелу», которого я не читал, по разным причинам, так вот по нему был известный балет или опера, что-то в этом роде, еще тогда. Возможно тоже неплохой роман, но там совсем другие линии и мне не захотелось его прочесть.