Рецензии на книгу «Зеркало Иблиса» Виктор Бурцев

Интерес гитлеровской Германии к мистике общеизвестен. Не надеясь на вермахт, не получая ощутимых результатов от работ с атомом, гитлеровское руководство мечтало о чудо-оружии. Вместе с рукописью некоего профессора Замке, который описал свое путешествие и, главное, свою находку - древний исламский артефакт — Зеркало Иблиса, у Германии появляется шанс. Экспедиция СС брошена на поиски артефакта и ожесточенно утюжит жаркий африканский песок. И вот уже гудит разбуженная пустыня…
DmitrijManasypov написал(а) рецензию на книгу

Виктор Бурцев, «Зеркало иблиса»:

«Они маршировали по миру, как по плацу - «Левой, левой!»
Они вскидывали правую руку вперёд и вверх, приветствуя солнце - «Хайль!»
Они несли на себе светлые, солнечные руны - «Зигель!»
Они утопили противников в их же собственной крови…»
(с) В.Бурцев «Зеркало иблиса».

Книги о Второй Мировой войне на постсоветском пространстве, по понятным причинам, писать довольно сложно. Равно как и издавать, ладно хоть, что демократия даёт свободу слова, хотя это иногда оборачивается и против неё же. Но речь, по сути не о достоинствах того, или иного политического устройства, речь про книги об Второй Мировой войне. Причём рассматривать на данный момент я планирую ни что иное, как фантастику, связанную с этим страшным, очень интересным и так и не прояснённым по многим позициям периоде истории. Тем более, что вокруг всех государств, участвовавших в ней, и в особенности стран Оси, наплетено небылиц столько, что оторопь берёт.
А рассмотреть попытаюсь неплохую книгу авторского коллектива, писавшего под псевдонимом Виктор Бурцев, а именно – их «Зеркало иблиса». Оговорюсь сразу, что данную книгу прочёл в своё время после негодующего предисловия к книге о борьбе советских разведчиков и каких-то там вундерзольдаттен в Германии периода капитуляции. Не помню, как назывался опус, помню, что привлекло меня изображение арийской фрёйляйн в полевой форме Ваффен-СС на обороте, причём из-за того, что указанная фрёйляйн была изображена красиво и с пулемётом МГ-42 наперевес, в компании, естественно, набитых лент к нему, красочно свисающих гирляндами вниз. Очень ждал тогда чего-то, подобного «Возвращению в замок Вольфенштайн», в который тогда с удовольствием «мочился». Не дождался, книга оказалась написана языком скучным, подобным милицейскому протоколу, и не содержала в себе чего-то, заставившего бы меня зацепиться. Кроме гневной филиппики в адрес Бурцева, который де превозносит солдат Вермахта, забывая про то, что они творили на территории нашего государства. После подобной рекомендации – нашёл и приобрёл, и ни разу с того самого времени не пожалел, а наоборот, продолжаю приобретать новые книги этого автора постоянно.
Что же оказалось «такого» в «Зеркале», сейчас попробую объяснить. Следует оговориться о том, что в серии «Школа Ефремова», выпускаемой ещё в СССР в конце 80-х – начале 90-х, одной из любимых вещей тогдашних её сборников была «Сага Воды и Огня», посвящённая гипотетической попытке высшего командования Германии скрыться в пучине времён у тех, кого они так превозносили – у викингов. Это сейчас я понимаю, что тот жанр можно было назвать альтернативной историей, но тогда меня поразила эта повесть, так же получилось с «Зеркалом иблиса». Казалось бы с чего?!! Ведь основная линия книги проста до невероятности: общество «Аненербе», всеми путями старающееся оправдать вливания со стороны руководства страны – организует экспедицию в Северную Африку за таинственным артефактом. Оригинальная концепция? Да куда там, в памяти сразу всплывают приключения незабвенного Харрисона-Индианы Джонса и прочее. И я именно так и подумал, когда быстро пролистывал книгу на лит-развале, но вспомнил «Пленных не брать» прочно обосновавшуюся на полке и купил. После чего на несколько часов выпал из окружающей действительности, забыв даже про только что приобретённую «Колл оф дьюти» (сейчас уже и не помню какую по счёту). Потому что троица авторов, печатающихся как Бурцев, дело своё знают хорошо, производя на свет если и не гениальные произведения, то, как минимум работы мастеров, а не подмастерьев.
Да, это книга про экспедицию в Северной Африке, проходящую под эгидой «Аненербе» и разыскивающей артефакт «Зеркало иблиса», с помощью которого, якобы, можно изменить ход истории, этакое очередное вундерваффе. Но написано всё это настолько вкусным и аутентичным языком, что в какой-то момент запросто можно почувствовать скрип песка на зубах, ощутить ночной холод и задуматься о том, что всё это могло быть на самом деле, ведь чем чёрт не шутит. В данном произведении нет лишних и ненужных абзацев, в некоторых местах слог вообще очень лаконичен и экономичен, что, впрочем, никак не отражается на качестве материала. Очень важен момент раскрытия характеров всех действующих персонажей, от главных до второстепенных, которых в «Зеркале» хватает, от Гиммлера до проводника Муамара. Причём Муамар, в отличие от Гиммлера, для книги куда как более важен. Не говоря про основную пятёрку действующих лиц: профессора Замке, эсесовца Ягера и «бранденбуржцев» Фрисснера, Каунитца и Богера, которые делают книгу живой. В данном месте очень важно остановиться на противостоянии Ягера и Фрисснера, двух людей, одинаково свято верующих в правильность того, что делают, искренне относящихся к понятиям «фатерланд», «фюрер» и «райх», но являющихся полной противоположностью друг другу. Первый из них, носящий на петлицах те самые руны, безумен, продажен в глубине душе и пронизан мистицизмом. Второй, бывший в недалёком прошлом офицером незабвенного «Бранденбурга-800», спокоен, прагматичен и профессионален во всём, что касается вверенной задачи. А учитывая то, что ведёт экспедицию недавний зек Замке, который люто ненавидит и боится Ягера, то первый конфликт книги вырисовывается сразу же, придавая ей пикантности.
В «Зеркале» очень силён момент погружения в атмосферу эпохи, что, в общем-то, характерно для всех книг Бурцева, связанных с серединой двадцатого века. Каким-то волшебным образом данному автору очень здорово удаётся создать тот самый колорит, который помогает полностью ощутить то, что автор хочет сказать. Это ведь очень важно для любого произведения, в литературном ли, либо ещё в каком-то другом жанре. А дать читателю момент, когда он поверит, что сейчас находится где-то в Дахау, к примеру, сейчас намного сложнее, чем погрузить читателя в очередное Внеземелье с ельфами-цвёльфами. Бурцеву момент удаётся, причём ощущаются как моменты связанные, к примеру, с нахождением в Рейхсканцелярии, так и те, когда главные герои идут по направлению к очередному оазису в пустыне.
Силён мистический элемент и вносимая им загадочная составляющая. И если основной идеей-фикс автора и в «Пленных не брать», и в «Вечном пламени» являются таинственные руны северных народов, то в «Зеркале иблиса» основным фантастическим моментом является даже не сам артефакт, ради которого и начат сам квест, вовсе нет. Основным моментом являются фигуры четырёх Хранителей, из века в век умирающих и возрождающихся снова и снова. Именно они создают основные опасности на пути двигающихся вглубь пустыни немецких военных и делают всё для того, чтобы они не смогли дойти до своей конечной цели. Удастся ли им это? Кто знает, для этого стоит прочесть книгу.
А теперь момент с тем самым патриотизмом и его отсутствием у Бурцева: ложь это, уважаемые читатели. И провокация. Данный авторский коллектив не ставит своей задачей написание квасного «борща» в стиле «наши всех победили», не издеваются на историей в ключе попаданцев из нашего времени в то, и не скатываются до момента, что де немцы шли воевать с коммунистами. Книги Бурцева патриотичны полностью, от первой и до последней буквы. В том же «Зеркале» все моменты, связанные с Восточным фронтом отдают неизбывными грустью и печалью рядовых немцев, осознающих то, что сколько веревочке не виться, а конец придёт. Причём придёт именно из страны, где замёрзшую водку греют в самоварах в течении того времени, пока медведь в буденовке не отыграет на балалайке «Камаринскую». И этот самый момент проходит через все книги коллектива, что в наше время, когда многое стараются перевернуть с ног на голову, очень важно. А то, что солдаты из знаменитого диверсионного полка «Бранденбург» могут быть обычны и человечны – не удивительно. Ведь человек всегда должен оставаться человеком. Ну, а если кто-то про это забудет, так стоит вспомнить, что именно наше, Красное знамя, реяло над Рейхстагом.