В отрочестве любила фантазировать на тему того, что происходит с героями после того, как книга заканчивается или о том, что происходит с второстепенными героями, в то время, как автор занят главными. Сейчас это называется фанфиками, из-за возможности распространить эти свои фантазии)
Когда появляется яркая личность, герой, он на всё что его окружает он будто бросает отблеск своей славы, и люди смотрят на них, уже через образ героя.
Так простой крестьянин, уже не может просто пахать свой надел, ибо он был оруженосцем самого Дона Кихота, и на него пала часть его славы, к которой он не был готов.
Так простая крестьянская девушка Альдонса не может жить своей жизнью, ибо мечта героя превратила её в Дульсинею, и все на неё смотрят, как на прекрасную даму, не задумываясь о том, кто она и чего она хочет.
А когда появляется человек похожий на дона Кихота в этот же обман попадает и сама Альдонса.
И от этого раздвоения не спрятаться ни в пустыне, ни на горе, куда придут влекомые отблеском мечты великого человека.
Хорошая пьеса, наверное, не поняла её, зачем она.
Очень трогательная и атмосферная пьеса) Странствующие рыцари (Луис, очень похожий внешне на Дон Кихота), прекрасная дама сердца (Дульсинея в земном обличьи - Альдонса), море поклонников и серенады под окном (правда, не совсем серенады и не совсем под окном, а ночью в поле, но сути дела не меняет)
Погибает самотверженный и благородный Дон Кихот, а его верный оруженосец решает отыскать-таки ту, которой его господин когда-то посвятил свои подвиги. И - удивительное дело - находит. Зовут ее Альдонса, она крестьянка, а вовсе не дама знатного происхождения и с момента их нежданной встречи начинают происходить в ее жизни странные события и испытания (и не всегда приятные).
Одним из испытаний в ее жизни станет встреча с умным, образованным, интеллигентным Луисом, которого она успевает полюбить, а потом выясняется, что он не может ответить ей взаимностью, потому что готовится посвятить свою жизнь Богу...
Луис. Но вы обо мне вообще никакого представления не имеете! В ваших глазах я ничтожный семинарист, с которым вы можете делать все, что вам заблагорассудится! Так нет же, о прелестная! Тут ты здорово ошиблась! Может быть, вот здесь (он указал на свою грудь) — я свободнее и мудрее вас всех! Вы жалеете меня, я несчастный человек? Что же! Я, как тайный дар, храню свое право быть несчастным! И это мое дело. И это никого не касается.
Замечательный юмор, прекрасный язык и интересные персонажи, только обрывается как-то резко, на самом интересном месте) Много размышлений о смысле жизни и настоящей любви, призвании, вере, чести.
Альдонса. Кто как умеет... тот так и верует. Я верующая в любовь и ласку. А кто никого не любит — тот грешник.
Луис. Да, я мог бы полюбить вас так, как едва ли смог бы кто-либо другой! Никогда, ни в чем не обидел бы вас, как сейчас я молюсь небу!.. Но вот это как раз мне и страшно.
Альдонса. Я не понимаю...
Луис. Это трудно объяснить, но... я попытаюсь. Люди любят по-разному. Одни ищут наслаждения и счастья для себя или прежде всего для себя. А другие, и я такой, жаждут радости только для любимого человека. Если он счастлив моей любовью — то и я счастлив. Если ему плохо — то мне хуже стократ.
5 баллов из пяти (единственное замечание: перед прочтением пьесы неплохо бы ознакомиться с первоисточником, потому что в пьесе много существенных отсылок к произведению Сервантеса)
Иногда хочется поговорить с умным человеком. Иногда хочется поговорить с умным, тонким, взрослым мужчиной о важном и мелочах. Только где ж взять такого? То умных нет поблизости, то желания говорить у них не наблюдается. Спасибо боженьке за то, что придумал книги (то есть, изобрёл книгопечатание Гуттенберг, но мы-то знаем, кто за этим стоял).
Вообще, это, конечно, удивительно. Володин явно писал для себя, это даже не дневник и не записные книжки, так, почеркушки, а ощущение диалога - полное. Хотя много здесь о временах, которые я знаю только понаслышке - войне, оттепели. Много о людях, которых я знаю только по книгам и кино - Шпаликове, Окуджаве, Ефремове, Евстигнееве. Хотя, соглашусь с автором
О тех, кого мы любим, мы можем рассказать меньше всего.
Володин удивительно доброжелателен по отношению к людям и временам, в которые довелось жить. И абсолютно безжалостен к себе. Какая-то обострённая совесть. Может, это и есть свойство настоящего интеллигента? Что-то похожее говорили о Чехове: терпимость к другим, попытка всех понять (это не прекраснодушие и не отрицает иронии), но с себя спрашивать полной мерой, по гамбургскому счёту. И та же скромность, почти застенчивость.
Володин пишет о простых вещах: быте, семье. Но какие меткие детали, какой мягкий юмор.
Хорошо ли за два года Алеша овладел английским языком - не знаю. Кажется, хорошо, потому что говорит очень быстро. Правда, я тоже говорю быстро, но лишь одну фразу: "Ай донт спик инглиш" ("Я не говорю по-английски").
Оранжевой краской, крупно, на стене дома:
Я не люблю деньги.
Наверное, какой-нибудь мальчишка вывел кистью. Придет время - поймет, что был неправ. Но - какой хороший мальчишка!
В общем, в последнее время я люблю короткие книги. Но лучше бы эта книга была потолще.
Что происходит с героями книги, когда она закончилась? Когда главный герой уже умер, а они-то живут? Вернулись назад в свои деревни и вот перед нами уже не оруженосец странного рыцаря, а обычный крестьянин Санчо, и не прекрасная Дульсинея, а крестьянская дочь Альдонса.
И жизнь продолжается. Остался только ореол былой славы. «Это та самая Дульсинея» - шепчут селяне. «А было ли у тебя что-то с этих Дон Кихотом?» - вопрошает жених. А она-то об этом ни сном ни духом не представляла. И жизнь становится невозможной. Хочешь или не хочешь, но надо соответствовать. Ты интересна всем только как «та самая Дульсинея». Это возмущает ее, но… В деревню приходит незнакомец, точь-в-точь напоминающий Дон Кихота. И вот уже сама Альдонса прежде всего видит в нем того самого идеального рыцаря. А ведь он тоже хочет представлять интерес как индивидуальность, как личность, а вовсе не как «человек, похожий на Дон Кихота»
Как же сильно влияет на нас та роль, которую навязывает нам окружение – «Ты будешь благородная дама, воодушевившая самого Дон Кихота», « А ты будешь благородный Дон Кихот» А если я не хочу кого-то воодушевлять и вдохновлять? Если я хочу прожить свою собственную жизнь? Полюбить того, кого сама захочу? Или посвятить свою жизнь богу, а вовсе не вам, Прекрасная дама?
… Нашим героям не удалось. Да и мало кому удается.
Такой человек, Санчо Панса — и не зазнался, пригласили — пришёл. Теперь-то вас, наверное, все зовут. То никому не были нужны, а то всем понадобились!
«Дульсинея Тобосская» так же относится к Дону Кихоту Сервантеса, как и Розенкранц и Гильденстерн мертвы Тома Стоппарда к Гамлету Шекспира. Кстати, у Тургенева есть работа по анализу характеров главных героев — Гамлет и Дон Кихот .
Мы смотрим на знаменитую историю через призму второстепенных персонажей — Дульсинеи и Санчо Пансы. Однако в отличие от пьесы Стоппарда, время действия разворачивается не параллельно действию исходной книги. Пьеса Володина — словно продолжение романа, более того, события разгораются после смерти Алонсо Кихано и после публикации романа Сервантеса.
Интересный ход: в книге второстепенные герои нужны, чтобы подчеркнуть и оттенить главного героя. Здесь же история жизни Рыцаря печального образа проливает свет на личность той самой прекрасной Дульсинеи. И не Дульсинеи на самом деле, а Альдонсы. И не прекрасной, а так себе, на любителя.
Вспоминаем роман: далёкая прекрасная дама, в чью честь дон Кихот совершает подвиги, чьё имя заставляет славить тут и там, это такой размытый образ, помимо прочего подёрнутый туманной дымкой. Ради чего этот «крестовый поход»? Ради идеи, и пусть она размыта и туманна, но она существует.
Не может быть странствующего рыцаря без дамы! Если бы даже существовал такой рыцарь, он был бы незаконный!
Интересно, что Дульсинея на протяжении пьесы приобретает ненавязчивые христотипические черты. Вот, например:
Вместо нашей принцессы, которая вот только что восседала передо мною на иноходце, к нам приближается поселянка на ослице!
Намёк на въезд Христа в Иерусалим?
Чтобы угодить Дульсинее, он забирался в горы, как дикарь, и, голый до пояса, каялся. Спал на земле, во время трапезы обходился без скатерти, не чесал бороды, плакал и благославлял судьбу!
Зачем даме так угождать? Я понимаю, если бы цветы, серенады, стихи... Но покаяние! Немало было рассуждений о том, что Дон Кихот – это олицетворение Иисуса Христа. Здесь иная точка зрения: Дульсинея — это своего рода божество, хранимое в сердце, не до конца понимаемое (да и нет в этом нужды). Девушка из плоти и крови — это всего лишь, как ни грустно, земное воплощение образа, символа непорочной и чистой любви. Но не всегда этот образ соответствует действительности. Вспоминаем юношей во второй части пьесы, которые толпами совершают паломничество к той самой Дульсинее, воспетой Алонсо Кихано, увековеченной на страницах Сервантеса. И как только весть о её грехопадении достигает их ушей, они тотчас же проклинают её. На что Санчика замечает:
Да ведь он не ее любил, а свою мечту!
Наверное, хорошо быть чьей-то мечтой. Ведь там, в мечтах, и трава зеленее, и девки краше, и нет проблем. Рай?
P.S. Не могу ничего с собой поделать, некоторые реплики Санчо Пансы и его дочки Санчики напоминали почему-то старые анекдоты про Штирлица:
- Вы хотите сказать, что вы тот самый оруженосец Санчо Панса? Трудно поверить.
- Почему же трудно, сеньор?
- А почему вы не толстый?
- Я похудел.
- Здесь Санчика.
- Она не видит.
- Вижу, – возразила Санчика.
Что любви настоящей на свете ценнее?
И, хоть рыцари нынче в Тобосо не те -
Каждой женщине хочется быть Дульсинеей,
Хоть на час, хоть на миг, хоть во сне, хоть в мечте!
В городах и в далеких провинциях,
Во дворцах и на скотном дворе,
Снятся женщинам верные рыцари -
Те, что их увезут на заре,
Увезут их от слез одиночества,
От постылых наскучивших благ -
Ах, как хочется, хочется, хочется,
Чтобы все было именно так!
Баллада о Дульсинее
Лирическая баллада о Дульсинее из одноименного фильма утверждает, что каждая мечтает быть Дульсинеей. Но так ли это на самом деле? Очень ярко вспоминается ироничный мультик о возвышенном влюбленном, который патетически воздевая руки к небу восклицает "Любимая, я подарю тебе звезду!". А любимая в это время оттирая пот со лба драит грязные кастрюли.... А нужна ли ей сейчас та звезда?
Автор этой пьесы задумался как раз над этим вопросом. Что нужно той женщине,которая собственно совершенно не просила ее платонически превозносить и делать из нее "модный бренд"поклонения чистоте и невинности. Как ей быть, и что же свершат окружающие? В целом вопрос раскрыт достаточно подробно. На мой личный вкус - даже чрезмерно подробно, не хватило определенной тонкости в последней сцене, все прямолинейно и дословно,каждый вывод сопровождается репликами героев. В целом - интересное знакомство с новым драматургом, которое пообещаю себе обязательно продолжить.
Самой непонятно - пьеса оставила равнодушной, никаких эмоций и впечатлений. Недоумевающий вопрос: зачем и для чего автор продолжил тему Дон-Кихота в своём драматургическом произведении, не могу понять. Сюжет и герои не заинтересовали, а толика юмора присутствует, этого не отнять. После чтения пьесы даже не захотелось смотреть постановку в кинематографе. А то, что пришло время перечитать Сервантеса, это безусловно. Возможно, восстановив все в памяти, придёт понимание того, что хотел Володин донести через странную для меня пьесу.
Группа "Драматургия"
«Мне хотелось изучать Достоевского, а мне давали Лебедева-Кумача»
Из интервью А. Володина
Прежде всего, мне вспоминаются два фильма, поставленные по володинским произведениям – «Старшая сестра» и «Осенний марафон». Проникновенная игра Михаила Жарова, Татьяны Дорониной, Натальи Теняковой, Олега Басилашвили, Евгения Леонова…
Таких людей больше нет… Он и был один такой, Александр Моисеевич Володин: эмоциональный честный совестливый человек.
Сборник «С любимыми не расставайтесь!» демонстрирует практически весь спектр творчества автора за исключением лирики. Особый интерес, конечно, представляют пьесы Володина (правда, нет текста «Старшей сестры»), и «Пять вечеров», занимают здесь ведущую позицию. Действительно, правы исследователи, что этот текст надо прежде всего читать, а уж потом смотреть постановку. Кстати, подобное относится отнюдь не ко всем драматургам, и не всегда это является достоинством.
Особый интерес вызывают авторские ремарки, которые вряд ли можно вставить в спектакль.
Например:
« Включила рефлектор, села на скамеечку, и, не сняв пальто, принялась накручивать волосы на бигуди.
Свет гаснет. Занавес.Женщина.
Преклонение и жалость…»
(С. 80)
Здесь и откровенное сочувствие Володина к героине и одновременно продолжение традиции чеховского подтекста, когда Тамара настолько погружена в свои чувства, что забывает снять пальто и совершенно автоматически начинает завивку волос. И, конечно, видно тяготения драматурга к прозе.
«Но вот пришло время и прощаться с театром двадцатого века. Кажется, ещё вчера прокатывались эти взрывы духовной жизни. Театр Товстоногова. «Современник». Эфрос. «Таганка» Любимова»
(С. 664).
Сейчас в прямом смысле от драматургии Володина, точнее от постановок по его пьесам в те далёкие оттепельные годы, до нас доходят лишь отзвуки. Есть радиозапись того культового спектакля «Пять вечеров» Георгия Товстоногова 1959 года, где главные роли играли покойные Зинаида Шарко и Ефим Копелян, но нет телеверсии (как нет, насколько я знаю, полных телеверсий самых значимых товстоноговских спектаклей – «Идиот», «Варвары»).
«Красота спасет мир!» Но ‒ потом, потом, нескоро, нескоро… Может быть, никогда»
(С. 660).
А все бегут бегут бегут бегут...
известная песня
Единственный способ куда-нибудь приехать — это сперва разобраться, куда едешь.
Апдайк "Кролик, беги"
Когда спортсмены бегут марафон, они видят цель в конце пути и знают ради чего бегут. Андрей Бузыкин же бежит по жизни как раз потому, что не понимает, ради чего он живет, что он ценит и что для него является важным, а что второстепенным. Он мчится по жизни, потому что не находит времени остановиться и немного задуматься. Его дни заполнены суетой, среди которой он не в состоянии расставить приоритеты, отделить зерна от плевел. В итоге он просто теряет свое время, ничего не успевает и явно несчастлив. И делает несчастными своих близких.
Мне было жалко Бузыкина, и одновременно он мне омерзителен в своей слабохарактерности, желании поймать двух зайцев и суетливой пустоте.
Так и преследует меня Дон Кихот)). Видимо, однажды Володин задумался : " А что же стало с Дульсинеей, прекрасной дамой, созданной воображением Дон Кихота, после смерти героя романа Сервантеса". В крестьянке Альдонсе видят только прекрасную и возвышенную Дульсинею, что не может не влиять на ее жизнь. Все в нее влюбляются, и ждут от "Дульсинеи" определенных поступков. Если бы дело происходило в наши дни, то можно было бы смело говорить о рекламном бренде)). Этому образу прощают все - прекрасную даму даже занесло в бордель. Единственное, чего ей не могут простить - права на свою любовь. Когда Альдонса-Дульсинея проводит ночь с человеком, напоминающим Дон Кихота, поклонники осуждают ее падение. Их возмущает не сам факт "падения", а то, что она выбрала не одного из них.
Пьеса-притча о самоопределении, о том, что такое быть личностью. Чем-то напомнило "Ритуал" Дяченко. Также произведение о том, что чужое мнение о нас влияет на наши поступки, что все мы зависим от определенных стереотипов. Нужна большая смелость, чтобы пойти против большинства и сказать "Нет, вы ошибаетесь, я вот такой вот. Я не буду идти против себя и совершать определенные поступки лишь потому, что это соответствует вашим представлениям обо мне".
Единственное,что не понравилось - общее ощущение недоделанности. То ли мне такое электронное издание попалось, то ли это изначально должен был быть сценарий к короткометражке.