…Кто перед ратью будет, пылая,
Ездить на кляче, есть сухари;
В стуже и в зное меч закаляя,
Спать на соломе, бдеть до зари;
Тысячи воинств, стен и затворов
С горстью россиян все побеждать?Быть везде первым в мужестве строгом;
Шутками зависть, злобу штыком,
Рок низлагать молитвой и богом,
Скиптры давая, зваться рабом;
Доблестей быв страдалец единых,
Жить для царей, себя изнурять?..(Г.Р. Державин «Снегирь», ода на смерть Суворова)
От этой книги было невозможно оторваться. Небольшой сборник посвящен личности великого русского полководца Александра Васильевича Суворова-Рымникского, князя Италийского. Перед читателем предстает неординарный человек, отдавший 54 из 69 прожитых им лет на служение Отечеству, всей душой преданный русскому народу, переживший множество войн и опалу на закате жизни. Он - личность, чье счастье составила воинская служба; ратный муж, отличавшийся благородством, непритязательностью, умевший любить и заслуживший право быть обожаемым лидером. Александр Васильевич Суворов всегда действовал согласно своему жизненному принципу – «торопиться делать добро!».
Кроме принадлежащих перу полководца произведений («Автобиография», «Наука побеждать» и писем к дочери), в сборнике представлены воспоминания современников о встречах с Суворовым, описания его жизни и даже стихотворения, посвященные ему Гавриилом Романовичем Державиным.
Часть I. Александр Васильевич Суворов
«Наука побеждать» - это стратегия и тактика, изложенные легким, четким просторечным языком, доступным любому русскому человеку, ведь трактат адресован не только офицерам, но и солдатам. Это не просто памятник военной мысли, это искреннее произведение, дающее силу и веру в победу тем, кого сердечно любил автор, - простым солдатам, пожертвовавшим свои кровь и жизнь России. И пусть иногда советы Суворова, предложенные в данных военно-стратегических заметках, кажутся эксцентричными, но именно с ними в сердцах и умах ковался мир. За прошедшие с момента написания 220 лет, трактат не утратил актуальности и поныне является образцом основополагающих принципов искусства войны для армии Победы, и еще не одно поколение будет зачитываться этим произведением. Мне кажется, что лучше всего охарактеризует автора этого трактата пословица «дело мастера боится».
«Автобиография». Это прошение о внесении в родословную книгу дворян Московской Губернии при пожаловании А.В. Суворову графского достоинства. Автобиография написана совершенно иным языком, нежели «Наука побеждать». Это смешение «высокого штиля» изложения, канцеляризмов, сухой военной лексики, используемой в описаниях сражений.
Полководец рассказывает о своих корнях, делает акцент на том, что все его предки верой и правдой служили России, повествует о начале своей службы в 15-летнем возрасте и подробно останавливается на крупнейших сражениях и войнах, в которых он участвовал, на ранениях и контузиях, полученных им в боях. Межвоенным же периодам уделяется минимум внимания.
В заключительной части автобиографии граф рассказывает о всех грамотах, подарках, наградах и титулах, коими он был пожалован «её императорским величеством всемилостивейшей монархиней нашей, великой государыней, милосердой матерью отечества, проницающей службу и усердие наше».
«Письма к Н.А.Суворовой» Живой язык трогательных писем к дочери открывает читателю Суворова не как полководца, а как отца заботливого и не чающего души в дочери. Недаром он называет в своих письмах-наставлениях дочку «душой», «любезной сестрицей», «милой Суворочкой». В издании представлены письма отправленные в период с 1787 по 1800 годы.
Часть II. Воспоминания современников.
Опубликованный во второй части сборника отрывок из книги Н.Рыбкина «Генералиссимус Суворов. Жизнь его в своих вотчинах и хозяйственная деятельность», характеризует Александра Васильевича как справедливого и доброго человека.
Этот отрывок знакомит читателя с воспоминаниями о Суворове, записанными в средине 19 века со слов девяносточетырехлетнего крестьянина Локтева, проживавшего в селе Кончанском (родовом имении Суворовых). Локтев говорит о Суворове как о чуднОм и справедливом человеке. Вспоминает, что полководцу нравилось возиться с деревенскими детишками, что вставал он раньше всех, пьянствовать мужикам не давал, «от почета бегал» и очень любил побаловаться (устраивал переправы через речку в чане вместо лодки, часто высаживал на Великий пост в горнице лес из елок и сосен, воду в речках взвешивал, чтобы выяснить, где она тяжелее).
Также в данном разделе представлены интереснейшие письма-наставления Суворова к управляющим и старостам его имений в Ундоле и Кистоши, приказы к управляющим Пензенской, Рождественской, Суздальской вотчин. В переписке он не только распределяет обязанности между крепостными (кому словесности детей учить, кому музыкантов опекать и т.д.), он расписывает кого «оженить» (но только по согласию); кого и как одарить за труды; каким образом наказывать за непорядки (от словесного наказания до розог); где что строить/сажать и какие разносолы заготавливать; кому из неимущих как помочь; и непременно напоминал управляющим, чтобы малолетних ребят (до 13 лет) в работу не брать, а обучать. Крестьяне Суворова получали по трудам своим – с трудолюбивыми он был мягок, а с нерадивыми да непослушными работниками строг, беднякам всегда «пособлял». Так, он готов оштрафовать старосту, за то, что у крестьянина Иванова осталась всего одна корова и наказывает купить вторую – на молоко и на «навоз для пустоши».
Весьма интересен и представленный отрывок из издания 1900 года «Суворов в анекдотах» - «Черты из жизни великого полководца как государственного деятеля и человека». В данном тексте Суворов предстает истинным народным героем, о котором «поют песни, слагают сказания и легенды». Здесь подано множество высказываний полководца, замечательных анекдотов и историй о нём (малая часть которых мне уже была известна благодаря замечательной книге из моего детства "Рассказы о Суворове и русских солдатах" Сергея Алексеева ).
Кроме того в сборнике предложены вниманию читателя «Характеристика Суворова. (Из неизданных записок графа Ф.Г. Головкина)», «Воспоминания о последних днях А.В. Суворова» В.Е.Рудакова и очерк о жизни дочери полководца, Натальи Александровны Суворовой (Зубовой) - «Суворочка» Е.Шумигорского (текст по изданию 1900 года).
Книга прочитана в рамках 31-го тура флешмоба "Нон-фикшн"
Довольно интересная книга, о великом полководце не проигравшем ни одной битвы, среди которых только крупных сражений было 60. В ней есть и его творение «Наука побеждать», его автобиография, письма, как самого Александра Васильевича, так и его современников. Некоторые отросли, были интересны, многие, к сожалению, не актуальны. Было сложновато их читать ещё и по тому, что текст не был адоптирован под современников, а показан именно так, как был написан самим Суворовым, с множеством ошибок, по сравнению с современной орфографией, и старой манерой письма и речи, сквозь которую было трудновато и скучно продираться. Так же на страницах книги можно было встретить интересные истории, картины и карты военных действий. Присутствовало и огромное количество высказываний самого Суворова, таких как :
Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови.
Чем больше удобств, тем меньше храбрости.
Солдат и в мирное время на войне.
Быстрота и внезапность заменяют число. Натиски и удары решают битву.
Милосердие покрывает строгость. При строгости надобна милость, а иначе строгость – тиранство.
Он был строг, но добр и справедлив. В его лексиконе не было слов отступление и помощь. Он воспитывал из раболепных увальней живых, готовых к любой ситуации солдат. Всегда он подавал им пример, его единственная страсть – служба. Он всю жизнь положил на благо родины. Его считали странным, а порой и просто безумцем, ведь он не жил в роскоши, был близок к подчинённым и действительно изучал военное дело и умел сражаться. Очень много интересного можно узнать из этой книги и всё описывать довольно долго, лучше уж самому изучить данное произведение.
Неожиданно краткие поучение великого русского полководца, не проигравшего ни одной битвы, в тезисном виде дают отличное понимание реалий ведения войны конца XVIII века. Яркий, лаконичный язык образно и объемлюще доносит стратегические и тактические советы для командующего и рядового состава. Говорят, что Наполеон был продолжателем стратегического и тактического подхода графа Суворова. Граф Суворов, в свою очередь, являет прекрасный пример человека, моральные качества которого являются образцом любящего свою Родину человека - "слуга царю, отец солдатам".
Хорошая практика для тезисного изложения текста, которой бы стоило поучиться многим любителям разлить воду современной литературы.
Книги подобных людей всегда восхищают меня как своим содержанием, так и выдающейся личностью автора, сквозь века прославившего себя и свою страну далеко за ее пределами.
"Наука побеждать" - это небольшой по объему памфлет-наставление солдатам и офицерам русской армии конца XVIII века, где действительно проявляется любовь Суворова к простому солдату. В издание также вошла автобиография Суворова, его письма к дочери, заметки современников.
Суровый век войн, в которых Россия ковалась как национальное государство, выпал на долю нашему герою. Александру Васильевичу по сути пришлось довершить то, что начал Петр I. Первая задача - расширить границы империи в Европе, обезопасив сердце страны и завоевания на Балтике. Вторая задача - выйти на Юге к морям, потеснив могущественную империю Османов, которая уже выбила из исторической гонки Венецию и была близка к взятию Вены. 1789 год поставил перед Суворовым задачу, которая была ему уже не под силу...
В записках Суворова очень хорошо проглядывается фигура Екатерины II. Суворов как истинный патриот видел ту историческую миссию императрицы в деле становления империи. В те времена война для государства есть raison d'etre. Все силы, мысли, напряжение, наука, коммуникации, управление - все кладется на алтарь войны между огромными и малыми империями, герцогствами и королевствами, республиками и каганатами. И вот тут судьба ниспослала России военного гения, как ниспослала Италии великих мастеров эпохи Возрождения. И была бы Россия сама собой, если бы не победоносные войны XVIII века, утвердившие ее статус Империи?..
Показательно отношение Суворова к революции - он монархист до кончиков пальцев. Суворов обещает войти в Париж и покончить с революцией, но не успевает. После 1789 года начинается сдвиг тектонических пластов, Суворова бросают спасать "старый режим", но силы неравны. Новое начинает брать верх, и пусть Священный союз затем все же начинает спасать старые порядки, изменения уже не остановить.
Вот так я взглянул на нашего героя через призму эпох. Такой масштаб личности и гения искусства, пусть и военного, можно понять только через его ценности - максимально консервативные, но при этом удивительно нравственные и светлые. К сожалению, высокая нравственность Суворова скорее исключение, и монархический консерватизм не может предложить достойных механизмов обуздания страстей элиты. Тем интереснее взглянуть на портрет гения и удивиться его удачливости, находчивости, юмору и любви к людям, государству и любимой императрице.
Оценить биографию не всегда просто. Что будет оценивать читатель по прочтении: художественное произведение со своим стилем и манерой повествования или образ человека, книгой воссозданный?
Чтобы получить удовольствие от сборника "Наука побеждать", не обязательно интересоваться историей или биографиями великих полководцев. Некоторые познания будут полезны (всегда полезны, если вы читаете про определённую историческую эпоху), но здесь заостряется внимание не столько на них, сколько на необычной личности Суворова. И это делает сборник интересным для широкого круга читателей.
Книга разделена на две части. Первая принадлежит перу собственно полководца: "Автобиография", "Наука побеждать", "Письма к Н.А. Суворовой". Не берусь судить, что подтолкнуло редакторов поставить "Автобиографию" на первое место, то в ней хитрый Александр Васильевич подвергает нас суровому испытанию: требуется хорошая осведомлённость о военных кампаниях того века, изрядное терпение и внимательность, чтобы из сумбурного монолога извлечь для себя плевелы знаний.
Однако не бросайте "Автобиографию": это ваш переход с Суворовым через Альпы.
"Наука побеждать" воплощает в себе главный принцип полководца: всегда вперёд. Не напролом, но вперёд - со знанием, задумкой, уверенностью и верой в себя, бога, отечество. "Письма к Н.А. Суворовой" едва ли раскрывают истинные мысли и отношение Александра Васильевича к тяготам походов и сражений (причина тому изложена в воспоминаниях о нём современников), но характеризуют его как внимательного, ласкового отца, который, отдавшись любимому делу, не забывал о любимом чаде. Точнее, об одном из них, потому что сыну, Аркадию, выделено в сборнике мало места. То ли оттого, что с ним Суворов не был так близок, то ли из-за большей известности Натальи Александровны.
Вторая половина книги - воспоминания людей екатерининской эпохи: быт полководца, его привычки и причуды, истории из мирной жизни и военных походов, образ в сознании, песнях и легендах простого народа. Именно их я считаю сердцем сборника, достойным прочтения.
Подведём итоги.
Плюсы: за исключением "Автобиографии" всё написано (или адаптировано под современного читателя) простым и понятным языком, читается легко, статьи подобраны таким образом, что освещают Суворова во всех его ролях: отец, полководец, помещик и хозяин своих владений.
Минусы: всё выглядит несколько... однобоко. Нет, я не умаляю заслуг и талантов Александра Васильевича, но посмотрим правде в глаза: могут ли блаженный и гений сосуществовать в одном человеке одновременно? Нравы при дворе императрицы и императора , завистливость, интриги и козни, с которыми Суворову приходилось считаться, очерчены пером воспоминаний достаточно хорошо. И невольно заставляют задуматься слова графа Головкина: "С того времени, как он [Суворов] начал думать, что достиг некоторой известности и что за ним наблюдают, он, чтобы привязать к себе солдат, проявлял грубость в своих нравах и в действиях, а также крайне преувеличенное благочестие. Качества эти были вполне достаточны для того, чтобы закрепить за ним преданность солдат; вместе с тем он сделал для себя безвредными своих соперников, которые видели в нем по его действиям человека, близкого к сумасшествию, и, не считая его поэтому опасным для себя, представляли ему идти его дорогой". Или, как по воспоминаниям Рудакова, сказал Суворов художнику: "Ваша кисть изобразит черты лица моего: они видны, но внутреннее человечество моё сокрыто".
Так много ли можно узнать о великом полководце из этой книги? Много.
И в то же время - ничего.