М-м-м! Чуде-е-есно-о-о!
Нет, правда, впервые за... за очень много лет мне попадается книжка легенд, которая привела меня в восторг. Может быть это потому, что до этого читал все зарубежные, а здесь - почти свое, почти родное. Почти - это потому что я не уральский. Но - написано-то моим языком (пусть стилизованным под архаичность), моим соотечественником, человеком с почти моим менталитетом! И я это воспринимаю как свое, как родное, и говорю - чудесно!
Вообще мифы-то бывают разные. Сложенные народом и людьми. Бажов, как известно, собрал народные сказания и написал их почти как народ. Для этого надо быть не просто великим мастером слова, надо полностью и глубоко проникнуть в ту культуру, откуда черпаешь перерабатываемые тобой легенды. Бажов как-раз и был таким. Была у него "живинка в деле", причем большая живинка. Иногда, правда, читая его, ловил себя на мысли - тут немного стилем Лескова отдает. А начнешь вчитываться глубже, искать - где тут Лесков может таиться? И не разберешь никак.
А еще для того, чтобы создать такие замечательные рассказы, какие вошли в сборник "Малахитовая шкатулка", нужно очень любить свой народ, чтобы так воспеть рабочего человека горняка, золотоискателя, добытчика, углежога и т.д. Воспеть. чтобы сам читатель испытывал гордость за героев этих рассказов, и не только за то, что они мастера своего дела, но еще за то, что все - настоящие. Тут почти нет лакировочных образов. Все здесь - люди с их плюсами и минусами. Первосортный мастер имеет недостатки, может и ребенка хворостиной исполосовать, и винищем упиться, и на богатство поскупиться. Или наоборот, может быть человек честный, прямой, а вот работник - не ахти. И жизнь у них - как у всех. Почти нет персонажа, который бы как в сказке, в конце женился, и жил долго и счастливо и умер в один день с женой. Даже если сказ и закончился хорошо, обязательно отсыл к будущему будет, что либо хлебнули они горя, либо просто - всякое потом было. Ну что-ж, так это жизнь, у каждого так! И вообще, в каждом сказе Бажов пишет жизнь. Обычную, повседневную, большей частью темную и трудную, где очень немного счастья. Но мысль-то одна - кто чист, честен, не жаден и кто борется за свое счастье, тот чего-нибудь и добьется. Сам ли, благодаря людям ли или потусторонней силе, вроде Хозяйки медной горы, но - добьется.
Ну а то, что в книге нет ни одного хорошего слова про барина, и что все приказчики - злыдень на злыдне... ну, тут, пожалуй, те только историческая достоверность, но и коммунистический долг Бажова - описать класс угнетателей. Ведь, как известно, был Павел Петрович активным большевиком, боролся и воевал "во имя светлого будущего". Ну и вот, получился у него класс угнетателей и класс угнетенных. Но все-равно воспринимается как реальность.
При всей моей педантичности, из всех 25 сказов не могу выделить ни один в качестве лучшего или худшего остальных. Все увлекательны, потому что все написаны по разному, и даже если один продолжает другой, он все-равно чем-то да отличается.
Как малахитовый узор.
В этом и мастерство сказочника.
Кто сказал, что это сказки? Да, здесь много мистики, но не более, чем в латиноамериканском магическом реализме. И действительно, серия сказов Бажова причудливым образом похожа на «Сто лет одиночества». Поколение за поколением сменяют друг друга, а жизнь течет.
Да, такие вот «Сто лет одиночества», но если бы они были рассказаны индейцами-горняками из какой-нибудь Потоси. Позеленевшие от малахита и меди люди якшаются со сверхъестественными силами, но это раз за разом не приносит им счастья. Нашел золото? Да, на пару лет поможет, но потом общая судьбина тебя не минует. Надеваешь украшения Хозяйки Медной горы? Станешь ее тенью-двойником и уйдешь в стены. Хочешь тайных знаний? Готовься потерять все те ниточки, что связывают тебя с миром живых.
Люди не могут без сверхъестественного. Католическая церковь давно это поняла и назначает всяких покровителей любым областям человеческой деятельности, в том числе и интернету. А крепостным, отправленным на горные уральские заводы, досталась уже развитая система непознаваемых существ. Горы-то древние, кто только их не обрабатывал. Пришли русские, а всякие каменные гости уже ждали их, доставшись в наследство от «старых людей».
Самое любопытное в том, что мне в детстве казалось, что сказы Бажова – это что-то очень старое, царских времен. Ан нет, выходили в печать они в 1936-1945, в 1943 получили Сталинскую премию 2-й степени.
Теперь мне стало отчетливо ясно, откуда брал Алексей Иванов (а иногда и Владимир Арсеньев) ту мистическую атмосферу российских просторов. Вот они, корни-то!
Кстати, это издание книги заслуживает отдельных слов. "Нигма" постаралась, украсив книгу рельефными изображениями срезов малахита на обложке и частыми каменными мотивами на страницах. А изюминкой служат иллюстрации Кочергина, перенесенные в книгу с открыток, которые он сделал по сказам Бажова.
Все же удивительно, что мы смогли перескочить ступеньку (правда то и дело до сих пор стоим на цыпочках на ее краешке) от традиционного народа к цивилизованному. Вся эта неприязнь к немцам-мастерам и менеджерам горных предприятий, все эти верования в Веселух и Огневушек-Поскакушек наверняка очень похожи на то, что индейцы, также насильно согнанные на горные работы, могли бы рассказать об испанцах и духах их гор. Только такой шанс им не представился. Нам в принципе еще повезло.
Сказы Бажова - пожалуй, одна из самых ярких, образных представителей русской культуры, особенно уральской ее части. Очень уж они мне милы - и сюжетом, и языком, и образами - всем хороши! Язык, конечно, весьма и весьма архаичен, но даже при этом я купила бы эту книгу ребенку (своему ли, чужому ли - неважно). А это ведь неплохой показатель "хорошести" книги.
Сразу после возвращения в родной город из многолетней командировки, начал работу по изучению и написанию книг по истории и фольклора Урала. Так появились сказы.
( Личное отношение есть, а спойлеров нет)
Медной горы хозяйка - тревожный сказ. Как-то неспокойно делается после его прочтения. Степан - простой человек, но при этом не лишенный житейской народной мудрости, интуиции, которая позволяет ему совершать верный выбор. Но Медной Горы Хозяйка не такая дама, чтоб так уж легко было от нее отступить. Уйти-то можно было, а думы остались. Что и привело к тому что привело. Жалко только Настасью, которая приобрела и потеряла одновременно, даже и не узнав об этом.
Приказчиковы подошвы - вечная история о том, как наказан злой власть имущий человек. Если можно, конечно, людьми назвать злодеев, глумящихся над рабочими крепостными.
Сочневы камешки - эх, Ваня, Ваня, Ванечка... Как говорится, если гнилой ты человечишка, то подлостью разве в люди выбьешься? Начальство обмануть, подольститься - дело нехитрое, но Медной Горы Хозяйку не проведешь. Если уж Степан в свое время пострадал через нее, хотя она зла не желала ему, а так, околдовать слегка, зачаровать, то что уж говорить про Ваню. Ну туда ему и дорога. Заслужил.
Малахитовая шкатулка - Татьянка, дочь Степана и Настасьи... А дочь ли она Насте-то? Вроде как да, родила ж она ее, не в поле нашла, а все такое чувство будто не без Хозяйки обошлось. И внешне, и силой характера - всем девка в нее! Замечательная история!
Каменный цветок - вот и еще один парнишка околдован-очарован. Говоря современным языком, одолел его перфекционизм. Но ведь разве возможно остаться в своем уме, когда тебя сама Хозяйка чарует. Игра ей или по делу ли, а заполучила первого мастера, что на Урале был. Наверное..
Горный мастер - русской девушке ничего не страшно: раз уж полюбит, не отступится. Все Катя смогла сделать, и сообразить как Данилу вызволить, из собственных дум его выманить да в деревню вернуть, как Хозяйку обойти, не испугалась ведь, а? Молодец девка, такая коня на скаку просто влегкую. Таких и любит Хозяйка, их и награждает.
Две ящерки - помогает все же Хозяйка мастерам, которых приказчики лютуют, но только тем, кто и впрямь в работе себя покажет. А красивая-то какая! Сколько не читаю сказы, все никак от нее мужчины глаз отвести не могут. Каменная, а глаза горят.
Хрупкая веточка - еще один русский мастер отличился искусной работой. Да и как ему не отличиться, когда он Данилы-мастера сынок? Сумел таки удивить народ да остаться в сердцах. Славный мальчик Митенька. А барину поделом!
Травяная западенка - эта история мне меньше других приглянулась, не объяснить.. Хотя и жизненная, и справедливая.
Таюткино зеркальце - каждому по заслугам от Хозяйки Медной Горы. И барин с барыней, и надзиратель - каждый получил свою долю, а наградила ребенка безвинного. Да только правильно пишет сказ - счастья особого не принесло, но жизнь прожила не хуже других. От беды в шахте уберегла, игрушку подарила на память, а уж чтоб всю дальнейшую жизнь.. Это сначала надо посмотреть какой вырастет Таютка-то.
Разные сказы, а объединяет их одно: любовь к трудовому народу, к людям, к талантливым мастерам и старательным работникам. Отличный сборник.
Бажов удивил. Нет, когда-то давно-давно, когда я была совсем ещё маленькой, я его сказки были в числе любимых. А вот сейчас взяла, перечитала их — и мурашки по спине забегали, неужели я была настолько мрачным ребёнком?
Я сейчас совсем не хочу его обидеть, сказки у него прекрасные. Но атмосфера там жуткая: нищета, избиения, постоянные смерти, которые никого не удивляют, жестокие хозяева, чахотка и болезни от работы с камнем, кругом одна несправедливость. Дочитал сказку — вроде и хорошо всё заканчивалось, а вдруг все спились, испортились или вообще умерли, не успев насладиться полученной заслуженной наградой. Сказочные персонажи чаще пугают, чем помогают. Стандартная сюжетная линия: сказочное существо напугало, погрозило, потом испытало, потом всё же одарило — но это скорее всего всё равно вышло боком.
Нравится язык сказок, воспринимается он не как обычная речь, а как говор, словно кто-то далёкий рассказывает все эти истории. И уже от этого непривычного языка и незнакомых персонажей веет чуждостью. Какие-то дикие сказы, вроде и исконно русские, но далёкие от тебя. Велика Россия...
Нравится, что эти сказки главной добродетелью указывают не какое-нибудь утопическое "Будь милым ко всем и каждому", а вполне логичную честность. Не совсем то слово. Вполне вероятно, чистоту ума и сердца, не слащавую благостность, а именно кристальной чистоты искренность перед самим собой. Будь честен и трудолюбив, может быть, тебе воздастся высшими силами, а, может, и нет, но в любом случае тебе будет почёт и уважение.
Нравится подход Бажова к изображению женских персонажей. Во всей книге совершенно очевидно царит патриархат, но женщины постоянно сильные, красивые, необычные и вместе с тем настоящие. И при всей своей силе и незаурядности, в эту картину патриархата они вписываются идеально.
Но больше всего, конечно, мне нравятся фантастические образы уникальных сказочных существ, которые Бажов наполовину взял из старинных уральских преданий, наполовину придумал сам. Хозяйка Медной горы, конечно же, которая превращается в кошку или ящерицу с человеческой головой, а платье у неё из малахита, мягкого, как шёлк. С удовольствием бы на все эти превращения посмотрела в каком-нибудь мультике. Правда, это был бы очень нуарный мультик с тёмными пещерами, метаморфозами и жертвами. Великий полоз, змея выше деревьев, который водит золото под землёй за собой. А дочка у него с длиннющими золотыми волосами, так что он ей может манипулировать. Жуткая бабка Синюшка, словно сотканная из тумана, а вот улыбка и голос у неё молодые. Понравится ей парень своей удалью, так она превращается в молодую девушку. Каменная кошка с огненными ушами, которая ходит под землёй, так что только уши виднеются во тьме. Кстати, ещё жуткие бурые кошки были в услужении у Хозяйки Медной горы, те самые, которые гнались за Сочнем и выли: "Отдай наши глаза!" Голубая змейка, которая ссорит лучших друзей. Огневушка-Поскакушка, которая ловко танцует и морочит всем головы. Серебряное копытце, который хоть и называется козлом на протяжении всей сказки, но на самом деле — косуля.
Не понравилось, что большая часть сказов крутится так или иначе вокруг богатства в том или ином виде. Не понравилась очевидная несправедливость многого произошедшего — понятно, что именно так в жизни и бывает, но это на то и сказка, чтобы было хоть немного по-другому. Читать эти сказки сразу помногу — грустно, настроение сбивается и падает. Но всё же они очень красивые, особенно своей неистовой любовью к природе.
Сказы Бажова всегда были на слуху, но никогда читать их не приходилось вдумчиво. Скорее всего, в детстве фильмы, мультфильмы постоянно мелькали по телевизору и теперь, во время чтения, вспоминались те или иные моменты, названия, имена. Сейчас на все это смотрела другими глазами. Много обучающего у этих сказов, много мудрого, много о жизни простых людей, подневольных работников. Каждая сказка самостоятельная, но часто узнаешь уже знакомых героев в очередной истории.
Автор любит своих героев, обычный трудовой народ, они у него трудолюбивы, смекалисты, много в них доброты и понимания, они великолепные мастера, мудрые старцы или шаловливые ребятишки, которые со временем тоже чему-то научаться, наберутся жизненного опыта. Богачи и управляющие жестоки и безобразны, не знают жалости, их целью является только обогащение.
Все сказки Бажова полны магии и волшебства. Не знаю, как другим читателям, а такая магия мне кажется очень реальной, она пугает и манит своей таинственностью. Она близка к народу, истории о ней ходят из уст в уста. Кто-то сталкивался с Огневушкой, кто-то видел Серебряное копытце, где-то мелькает Голубая змейка, а от гордой и прекрасной Хозяйки Медной горы мурашки по коже. В каждой сказке есть свой смысл. Они написаны замечательным языком именно так, как я люблю. Тяжелая жизнь обычного рабочего человека переплетается с волшебством, которого здесь не отнимешь, потому что оно к месту, через него добывается мудрость и опыт.
Интересные и яркие, как блеск описываемых самоцветов, сказы, дающие представление об жизни простого рабочего народа Урала. Это не типичные сказки про Ивана-дурака, который всегда в итоге "оказывается в шоколаде". Здесь герои постоянно проходят "проверку на вшивость" при столкновениях со сверхъестественными силами. И не всегда проходят. Более того, как это часто бывает в реальности, следование законам совести не всегда приводит к долгой и счастливой жизни героев. Но, если есть в человеке какая-нибудь гнильца, то шансов выжить в погоне за наживой и того меньше, вообще, практически нет.
Понравился архаичный, под старину, но вполне доступный для понимания, язык. У Бажова хорошо получается описательное повествование. Но впечатление от книги остается грустное, так как в сказах присутствует слишком много несправедливости по отношению к героям.
Какая я всё-таки жадина! Специально высчитывала в библиотеке, в какой книжке Бажова больше сказов, чтобы дома под конец взвыть от него!
Но моя мелочная жадность оказалась кстати, тк последние сказки мне понравились больше всего.
Но по порядку назову самые-самые:
«Золотые дайки» - Это прям лав стори с хеппи-эндом!
«Прожили свой век по-хорошему. Не всегда, конечно, досыта хлебали, да остуды меж собой не знали, а это в семейном деле дороже всего. Ребят Глафира навела целую рощу!»
«Живинка в деле» - про человека, который решил перепробовать все ремесла за свою жизнь, но зацепило его ремесло углежога. Его учитель говорил: В других ремеслах ты вниз смотрел – сколькому уже научился, а тут ты наверх смотришь – как лучше делать. Сказ о том, что даже тяжкое, неприятное дело (ну, к примеру, мытьё посуды или полов), если делать с интересом и задором, идет тебе на пользу, а не время от чтения отрывает. И конечно, о человеке, который нашёл-таки своё призванье!
«Васина гора» - это просто тест для оптимистов на физической основе. Суть такая: посмотреть, как человек ведет себя на верхушке особо противной для взбирания горки: или улыбнется, повеселеет – «Вон я скока прошёл!»; или повесит нос, нахмуриться: «Я уж устал, а вон ещё сколько идти надо!»
И, конечно, этимологическое блаженство:
Уже упомянутое Clicosoftski – не охтимнеченьки – без больших затруднений.
Неахтительный – несложный, простой.
Сойкнуть – вскрикнуть от испуга.
Помучнеть – побледнеть.
И другие, всякие.
"Малахитовая шкатулка" была одной самых любимых сказок моего детства. Она отличалась от других сказок своей "взрослостью". Тут события не происходят "по щучьему велению". Героя приходится ко всему идти тяжким трудом.
Очень нравится, что в книге создается особая атмосфера жизни уральской деревушки. И персонажи получаются реальными, из-за того, что они все с характером. А не просто "дед, баба, сирота". Это люди с опытом, с судьбой, с желанием помогать и обучать, с открытыми сердцами и верой в хорошее. Они могут дать приют сироте, или поверить в существование Хозяйки Медной горы, которая превращается в ящерицу, чтобы оберегать свои подземные сокровища.
Эта книга - переплетение многих преданий. Но в ней еще есть и немножечко истории. Она как-бы приоткрывает дверцу в историю, а не только повествует о чудесах и легендах.
Один из моих любимых детских писателей. Мне нравились его сказки такой необычной атмосферой жизни на Урале, тайн рудников, сказаний о разнообразных чудесах, связанных с этими самыми рудниками.
А самой любимой сказкой была сказка о Хозяйке Медной горы. Ее я перечитывала, наверное, раз десять.