Название книги громкое, поэтому не удивлюсь, если некоторые заранее воспринимают ее со скептицизмом. Как-то сразу возникает подтекст «да где бы вы были, если бы не Католическая церковь?» и ожидаются притянутые за уши, если не взятые с потолка заслуги.
Однако на деле все не так страшно, хотя долю скептицизма следует сохранить при себе. Немножечко.
Автор книги возмущен (хотя и держит себя в руках) тем, что во весь мир погряз в предубеждениях, которыми пичкают всех от мала до велика: Средневековье – темнейшее время, инквизиция – живое воплощение ада, а церковь в целом – неразумные фанатики, едва не сгубившие науку на корню.
Вероятно, у специалистов по истории европейского Средневековья неблагодарная профессия: что бы ты ни делал и какие бы исторические свидетельства ты ни предъявлял обществу, люди все равно будут верить в то, что Средние века были интеллектуальной и культурной пустыней, а Католическая церковь занималась исключительно тем, что душила все живое.
Томас Вудс вполне убедительно показывает, что на деле все не так, и если и нельзя церковь назвать родоначальницей разного рода наук (хотя во многих случаях можно и нужно), и не во все она внесла свою лепту, то уж точно распространению знания не препятствовала. В книге упомянуты и развернуты несколько известных процессов против ученых, показано, какую гибкость старалась проявлять церковь в спорах с ними, и какие на самом деле причины привели к осуждению, выделены конкретные заслуги служителей церкви, внесших свой вклад в развитие самых разных наук и вообще положивших начало изучению отдельных предметов.
Отдельные разделы посвящены искусству, развитию технологий, сельскому хозяйству, сохранению книжной мудрости, созданию университетов, благотворительности. Церковники умудрились отметиться даже в области международного права и дали зачатки экономической теории. Иначе говоря, название книги вполне отвечает содержанию: многое из того, что мы сейчас активно используем, в знакомом нам виде было создано либо активно поддержано католической церковью.
Конечно, кое-где (нечасто) написанное кажется несколько присахаренным, но вообще в тексте всплывает немало интересных фактов. Например, сейсмологию, оказывается, даже кличут иезуитской наукой, а в честь ученых-иезуитов названо тридцать пять лунных кратеров. А сколько любопытных исследователей было среди священников! И автор, между прочим, разумно не утверждает, что, скажем, не было бы церкви – не было бы того-то и того, роль других он не отрицает и всячески это подчеркивает.
Здравая идея и хорошее воплощение, подкрепленное ссылками. Рекомендуется к прочтению всем, кто горазд кричать против католиков или просто интересуется историей католической церкви и становлением западной цивилизации.
Ностальгия по Средневековью
Когда говорят о Средних веках, то большинство воспринимают этот период в истории Европы как нечто мрачное, тёмное и очень страшное. А виноватой во всём считают, конечно, Церковь, которая сопротивлялась развитию науки, культуры, цивилизации. Этими стереотипами напичканы массовая культура, романы, фильмы и даже некоторые учебники, из-за чего средневековая католическая церковь практически ни у кого не ассоциируется с чем-то добрым и светлым.
Вероятно, у специалистов по истории европейского Средневековья неблагодарная профессия: что бы ты не делал и какие бы исторические свидетельства ты ни предъявлял обществу, люди все равно будут верить в то, что Средние века были интеллектуальной и культурной пустыней, а Католическая церковь занималась исключительно тем, что душила все живое.
Томас Вудс, доктор исторических наук, пишет в своей книге о Средних веках как об очень светлом и плодотворном периоде, когда зародилась западная цивилизация, чему способствовала в огромной степени именно Церковь. Автор не ставит себе цель оправдать злодеяния тех или иных людей, которые, конечно же, были и делали свои беззакония. Но об этом ведь столько раз было и будет ещё сказано.
Ни один разумный католик не станет утверждать, что все решения Церкви были абсолютно верными, что все действия римских пап и католических епископов в их глазах непогрешимы. Напротив, они [католики] понимают, что святость Церкви, института, которым руководит Дух Святой, не отменяет общей греховности человеческой природы, и служители Церкви отнюдь не исключение.
В книге приводится много интересных фактов, благодаря которым мы узнаем, что Католической церкви в Средние века мы обязаны научной революцией, созданием и развитием университетов, сохранённой античной литературой, возникновением идей международного права и прав человека вообще, благотворительностью, монастырями, которые "помимо прочего занимались металлургией, вводили в обиход новые сельскохозяйственные культуры, развивали новые технологии, изменили к лучшему европейский ландшафт". Она подарила великих мыслителей и учёных как Руджер Бошкович, Альберт Великий, Роджер Бэкон, Николас Стено, Роберт Гроссетест, Фома Аквинский... всех не перечислишь.
Люди плохо осознают, до какой степени велико влияние Католической церкви и на нашу цивилизацию, и в какой степени ее деятельность определила то, каковы мы сегодня. Без участия Католической церкви Западной цивилизации в ее нынешнем виде просто не существовало бы.
Томас Вудс обильно приводит цитаты различных людей, среди которых наши современники, античные философы и даже ненавистники католичества, которые, несмотря на свои взгляды, восхищались некоторыми сторонами деятельности Церкви.
Вольтер - вероятно, самый яростный враг католицизма в XVIII веке был потрясен героическим духом самопожертвования, жившим в столь многих чадах Католической церкви. Он писал: "Возможно, на земле нет ничего более возвышенного, чем зрелище этих девушек, приносящих в жертву свою юность, красоту и часто - привилегии, полученные по праву рождения, ради того, чтобы работать в лечебницах, облегчая страдания несчастных. Народам, не знающим римо-католической религии, доступно лишь слабое подражание этой щедрой благотворительности".
Рекомендую всем любителям истории Европы независимо от мировоззрения и убеждений. Книга предлагает взглянуть на столь "мрачную" эпоху с другой стороны, и к тому же читается она очень легко.
PS В очередной раз убедился, что все эти жуткие эпитеты, которыми так любят описывать Средние века, намного лучше подходят к первой половине прошлого столетия.
Книжка, которая "вразрез" с той "правильной", и принятой точкой зрения на то, что церковь-мракобесие и т.д. Всегда интересно познакомиться со свежим мнением и взглядом непредвзятым, точкой зрения- весьма обоснованной...
-Без участия Католической церкви западной цивилизации в ее нынешнем виде просто не существовало бы, хотя об этом обычно не пишут в учебниках.
Кроме прочего, интерес представляют и источники, их новая трактовка, и узнавание имен ученых и богословов, чьи взгляды достойны восхищения...
-Историк Уилл Дюрант, агностик по убеждениям, много лет назад, защищая ее от этих обвинений, высказал мнение, что причина упадка не в Церкви, которая делала все возможное, чтобы его предотвратить, а в варварских вторжениях эпохи поздней античности: - "Главной причиной культурного регресса было не христианство, а варварство, не религия, а война. Нашествия разрушили и довели до бедственного состояния города, монастыри, библиотеки, школы; в результате вести образ жизни ученого или философа стало невозможно. Не исключено, что разрушения были бы еще больше, если бы Церковь не пыталась поддерживать подобие порядка в условиях крушения цивилизации".
Тем не менее, с "изменением времен" меняются потихонечку и устоявшиеся точки зрения, начинают пошатываться "авторитеты". Например, пишет автор...
- В последние полвека практически все историки науки, в том числе Алистер Кромби (А. С. Crombie), Дэвид Линдберг (David Lindberg), Эдвард Грант (Edward Grant), Стенли Яки (Stanley Jaki), Томас Голдстин (Thomas Goldstein) и Джон Хейлброн (J. L. Heilbron), пришли к выводу, что научной революцией мы обязаны Католической церкви. Роль Церкви не исчерпывалась идейным влиянием, в том числе влиянием богословских идей; она дала человечеству великолепных ученых, из которых многие были священниками. Отцом геологии обычно считается о. Николас Стено (Нильс Стенсен), лютеранин, ставший католическим священником. Отцом египтологии стал о. Атаназиус Кирхер. Первым, кто измерил ускорение свободно падающего тела, был тоже священник, о. Джамбаттиста Риччоли. Иезуита Руджера Бошковича часто называют отцом современной квантовой теории. Иезуиты настолько преуспели в исследовании землетрясений, что сейсмологию стали называть "иезуитской наукой".Это далеко не все. Несмотря на то что в честь ученых-иезуитов, в том числе математиков, названо 35 лунных кратеров, о вкладе Католической церкви в астрономию совершенно неизвестно...
И разве не прав философ и историк Д.Догерти, доказывающий, что...
- "Без метафизического осознания трансцендентного и признания существования божественного интеллекта, который одновременно является и источником упорядоченности природы, и целью человеческого упования, реальность начинает восприниматься чисто материалистически. ..Жизнь становится пустой и бесцельной...